Сохраним Тибет > Впечатления от сообщества тибетских беженцев Бир на севере Индии

Впечатления от сообщества тибетских беженцев Бир на севере Индии


20 июля 2010. Разместил: savetibet
Индия – страна огромной толерантности и веротерпимости. Она дала убежище тысячам тибетцев, которые стали беженцами после того, как их родину оккупировала Китайская Народная Республика. Тибетское правительство в изгнании ведает сетью поселков, созданных в Индии тибетскими беженцами.

Одно из таких тибетских сообществ называется Бир. Это несколько небольших поселков в 60 – 70 км от Дхарамсалы в штате Химачал Прадеш. Они созданы в 1966 – 1967 гг., расположены на высоте 1400 – 1500 м над уровнем моря. Климат там жаркий, не то, что в Тибете или Дхарамсале. Однако жители давно привыкли к этому и считают такие условия нормальными.

Всего здесь живет около 2300 человек, в основном тибетцев, но немало и индийцев, которые благодаря тибетцам имеют здесь работу и хорошие жизненные условия. Жители занимаются сельским хозяйством (в основном чайные плантации), мелкой мануфактурой (шитье одежды, ковроткачество и т.д.) и торговлей (в основном зимой, когда многие уезжают продавать свои товары в другие города). Сейчас администрация поселков старается создать условия, чтобы люди могли торговать на месте и тем поддерживать свое сообщество.

Офис сообщества находится в ближнем поселке по дороге от Дхарамсалы. Возглавляет его дама, ответственная перед индийскими властями и Центральной Тибетской администрацией. Забота офиса и его главы – решение проблем, которые в Монголии и России кажутся странными: конфликтов на бытовой почве между соотечественниками (в данном случае – тибетцами), не ведущих к уголовной ответственности; решение хозяйственных и бытовых проблем; согласование интересов тибетцев с индийской администрацией и т.д. В отличие от так называемых "тибетских автономий Китая", здесь не бывает протестов и демонстраций, поскольку индийские власти не ставят целью ассимиляцию тибетцев или уничтожение их культуры. Тибетцы, следуя законам Индии, имеют возможность сохранять свои традиции, чего они лишены в КНР (как я могла сама заметить в ТАР).

Хотя глава сообщества назначается Центральней Тибетской администрацией в Дхарамсале и отвечает за все стороны жизни тибетцев в подведомственных поселках, формализма нет. Члены местного собрания выбирают собственных представителей, которые отвечают за взаимодействие между властями и жителями. Жители всегда могут получить доступ к местному руководству и оно действует согласно общественному мнению. Оно осуществляет взаимодействие тибетских поселенцев и с индийскими властями. Все планы инноваций, развития поселков и т.д. осуществляются только в согласовании тибетских лидеров и индийских властей.

Наша беседа с главой администрации была прервана тем, что пришло время встречи с местным жителем, решавшим какой-то бытовой вопрос. Присутствие чиновника из Центральной администрации Дхарамсалы не помешало этому: беседа кончилась тогда, когда наша визави должна была отправиться решать вопрос простого тибетского беженца. Как после этого можно поверить маоистской пропаганде, будто Далай-лама стремится возродить какую-то "тоталитарную" систему?!

Впечатления от поселков примечательные. Хотя там смешанное тибетское и индийское население, разногласий не видно. Может быть, они и есть, но, похоже, оба народа получают пользу от взаимодействия. И это опять в отличие от "Тибета Китая" (как обычно пишут в КНР – но, почему-то, не пишут, например, "Пекин Китая").

Интересно встретить в маленьком пыльном поселке хорошее Интернет-кафе, где (в отличие от "Тибета Китая") не контролируют выходы в сеть посетителей и не фильтруют контент. По узким пыльным улицам ходят не только местные жители – здесь вы встретите людей из Западной Европы, а на одной прачечной даже найдете вывеску на русском языке.

Поселки состоят не только из жилых домов, полей сельскохозяйственных культур, лавок и мелких офисов. В каждом из них есть ясли, детский сад, школа до 5-го класса, с обучением на тибетском (преподаются также хинди и английский). В двух есть школы более высокой ступени. В каждом поселке есть поликлиника западного типа, тибетский медицинский и астрологический офис. В поселке Бир Чаундра есть дом престарелых. Есть школа-интернат.

Особо следует остановиться на монастырях. Здесь много прекрасных монастырей, построенных недавно. Я насчитала здесь пять тибетских монастырей разных школ. Монастыри большие, красиво выстроенные, в них много монахов, которые тщательно следуют учению своих школ. Они построены на средства тибетцев при поддержке Запада.

Здесь в Индии возникает чувство радости оттого, что принцип ахимсы действительно соблюдается на деле, а не только на словах и оттого, что на родине буддизма возрождается наша тибето-монгольская традиция.

Ж. Оюунчимэг специально для www.savetibet.ru



Монастырь Ньингма



Монастырь Пхроманг Лхабмалинг (школа Дигунг Кагью)



Школа-интернат Чаунтра



Монастырь Дзабсанг Чойкхорлинг (школа Сакья).


Монастырь Палпунг Шераблинг (школа Карма Кагью)

Фото восстановленного монастыря Палпунг Шераблингв Тибете и воссозданного в Индии.



Монастырь Палпунг Шераблинг (школа Карма Кагью)




Офис местного тибетского собрания сообщества Бир.



Улицы одного из поселков.