Сохраним Тибет > Агентство ООН по делам беженцев выразило тревогу в связи с выдворением из Непала 3 тибетцев

Агентство ООН по делам беженцев выразило тревогу в связи с выдворением из Непала 3 тибетцев


3 августа 2010. Разместил: savetibet
Управление ООН по делам беженцев (УВКБ) выразило глубокую тревогу в связи с действиями правительства Непала по принудительной депортации 3 тибетских беженцев, переданных в июне представителям пограничной вооруженной милиции КНР. “Это весьма серьезная проблема и мы крайне встревожены", - цитирует AFP полученное по е-мэйл заявление, с которым выступила спикер офиса УВКБ в Катманду Нини Гурунг (Nini Gurung). Управление ООН по делам беженцев обратилось к правительству Непала с посланием по поводу этой высылки тибетских беженцев, произошедшей впервые с 2003 года.

Об этом инциденте сообщалось в программе новостей непальского телеканала АВС еще 21 июля, но подробности стали доступны только теперь. По сведениям, полученным ‘Международной кампанией за Тибет’ (ICT) от различных источников в Непале, в начале июня непальской полицией в дистрикте Хумла, граничащем с уездом Пуранг (кит.: Буранг) в округе Нгари Тибетского автономного района были задержаны двое тибетских монахов – 20-летний Дава и 21-летний Доржи, а также 22-летняя тибетка по имени Пенпа. Все трое были задержаны на посту полиции в деревне Мучу (Muchu), до которой от тибетско-непальской границы примерно день пути. Китайская пограничная милиция была с непальскими полицейскими на связи и тибетцев в сопровождении непальского политика и полицейского отправили на вертолете на границу, в Хильса (Hilsa). Там их забрали служащие китайских сил безопасности для отправки назад, в Тибет.

В настоящее время один из монахов и женщина – она из Шигацзе и, возможно, является госслужащей – находятся в тюрьме, где проведут не менее полугода. Второму монаху позволили вернуться в монастырь Корчак (Korchak), расположенный буквально в двух часах пешего хода от границы с Непалом. Тибетцам, живущим так близко от границы, как правило, разрешается пересекать ее и на короткое время оставаться в Непале без всяких карательных санкций за это, так что задержание этой группы – дело необычное. По данным ICT, китайские власти разыскивали именно молодую женщину, чтобы помешать ей добраться до Катманду и далее в Индию. Известно также, что служащие непальской вооруженной полиции (APF), кoторая отвечает за охрану границы, в этом инциденте не участвовали.

Непал нарушил свои обязательства по международным соглашениям и соблюдавшееся ранее "джентльменское соглашение" с УВКБ, предусматривающее безопасный транзит тибетских беженцев через территорию Непала в Индию, которое было введено в практику после 1989 года, когда непальские власти прекратили предоставлять вновь прибывающим тибетцам статус беженца. "По собственному соглашению с УВКБ Непал твердо обязан обеспечивать безопасный транзит тибетских беженцев через свою территорию и, поскольку присоединился к Конвенции против пыток, не подвергать их риску заключения и пыток в Тибете, - подчеркнула президент ‘Международной кампании за Тибет’ Мэри Бет Марки. – Мы призываем непальское правительство и УВКБ сотрудничать в расследовании этого инцидента, в том числе экстерриториальной роли Китая, и принять необходимые меры, чтобы предотвратить новые случаи высылки из Непала, включая письменные инструкции и семинары для иммиграционной и пограничной полиции по соответствующим процедурам и международным стандартам прав человека".

Хотя Непал не является подписантом Конвенции или Протокола ООН о статусе беженцев, эта страна присоединилась к принятой в 1984 году Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая подтверждает принцип non-refoulement, констатируя, что ни одно лицо не должно подвергаться каким-либо государством-стороной таким мерам, как отказ в приеме на границе (выдворение), возвращение или высылка в другую страну, где имеются серьезные основания полагать, что ему угрожают пытки. Государственный департамент США в докладе о практическом соблюдении прав человека за 2009 год указывает, что "репатриированные из Непала тибетцы подвергаются пыткам, включая электрошок, длительное пребывание на холоде и жестокие избиения, а также принуждаются к исполнению тяжелого физического труда"

Этот инцидент с выдворением тибетцев из Непала считается первым после мая 2003 года, когда представители властей материкового Китая забрали из тюрьмы Катманду 18 тибетских беженцев, но вполне возможно, что были и другие, оставшиеся незамеченными, подобные случаи в удаленных пограничных районах. В июне группа тибетцев, среди которых были двое больных детей, была захвачена непальскими полицейскими в пограничном районе, однако затем их бросили на трудной дороге, ведущей назад, в Тибет. По сведениям ICT, беженцы в течение двух дней скрывались в горном районе Непала от искавших эту группу китайских милиционеров, пока не пришли те, кто помог им переправиться в центр приема тибетских беженцев в Катманду.

В июне ‘Международная кампания за Тибет’ опубликовала подробный доклад, касающийся общего ухудшения положения тибетцев в Непале – как тех, кто живет в стране, так и тех, кто прибыл сюда транзитом - из-за усилившегося давления на непальских чиновников со стороны Пекина, стремящегося блокировать выступления протеста против репрессий внутри Тибета. Меры безопасности на границе после охвативших все тибетские регионы волнений, начавшихся в марте 2008 года, по-прежнему усилены, и число тибетцев, которым удается бежать из материкового Китая, остается достаточно небольшим в сравнении с прошлым периодом. По данным ICT, в 2009 году 838 тибетцев совершили опасный переход через Гималаи в Непал, откуда перебрались в Индию. Это несколько больше, чем приблизительно 652 в 2008-м, но значительно меньше, чем те 2,5-3 тысячи тибетских беженцев, которые пересекали границу в предшествующие годы.

Власти материкового Китая используют различные экономические и иные приманки, чтобы добиться от непальских чиновников еще более жесткого подхода к просящим убежища тибетцам, в частности, объявления их нелегальными мигрантами. К тому же служащие пограничной полиции в дистрикте Долакха заявляют, что слишком затруднительно следовать резким указаниям из столицы, требующим выдворять тибетских беженцев обратно. Имеются в виду директивы правительства не направлять беженцев, арестованных за нелегальный переход границы в иммиграционный департамент для рассмотрения их просьб, а – как было приказано несколько месяцев назад министерством внутренних дел – сразу же высылать их в Тибет. Заместитель начальника отделения в Ламабагар Дая Рам Пант (Daya Ram Pant) в интервью Kathmandu Post подчеркнул, что тибетцы любыми силами стремятся избежать высылки, добавив, что они “угрожают убить себя и забросать друг друга камнями по дороге” назад.

Не стоит сомневаться, что очень многое в положении тибетских беженцев зависит от того, займет ли маоистский лидер Пушпа Камал Дахал пост премьер-министра, освободившийся 30 июня после отставки прежнего главы правительства. Пока процесс голосования по кандидатурам от двух партий затянулся до неопределенности – в ходе третьего раунда 2 августа ни председатель Объединенной маоистской компартии (UCPN-Maoist) Дахал, известный как товарищ Прачанда, ни лидер Непальского конгресса (NC) Рам Чандра Паудел не смогли набрать необходимого большинства в 300 голосов в насчитывающем 599 членов парламенте страны. Генеральный секретарь партии “Объединенные марксисты-ленинисты” (CPN-UML) Ишвар Покхарел (Ishwar Pokharel) призвал обоих политиков снять свои кандидатуры и вернуться к процессу формирования правительства на основе консенсуса, но маоисты вдохновлены тем, что их кандидат получил в третьем раунде голоса 12 членов расколовшейся коалиции партий объединенного демократического фронта Мадхеси (UDMF).

"Сегодня мы получили больше голосов, чем в первом раунде, и определенно получим большинство в последующих раундах. Так что забудьте о том, чтобы аннулировать нынешнее положение", - заявил маоистский лидер Шакти Баснет (Shakti Basnet). Однако лидер “марксистов-ленинистов” указывает, что это всего лишь благие пожелания, поскольку маоистам надо набрать еще 41 голос. Дахал мог бы попытаться достичь соглашения с другими партиями по графику мирного процесса и разработки конституции, чтобы возглавить правительство консенсуса, но только в том случае, если сумеет смягчить внутренние напряжения в собственной партии, иначе тупиковая ситуация сохранится и далее, считает генсек UML.

Валерий Никольский