Сохраним Тибет > Барри Керзин: мне нравится быть монахом

Барри Керзин: мне нравится быть монахом


13 ноября 2010. Разместил: savetibet
Две недели, что провел в Калмыкии по приглашению Тзло Тулку Ринпоче известный американский врач, а ныне буддийский монах Барри Керзин, по его признанию, пролетели как один миг. Насыщенный график гостя был расписан по минутам, много времени отводилось его встречам со студентами и учеными республики, где он рассказал о роли общечеловеческих ценностей в нашей жизни, о связи современной науки и буддизма.

Перед отъездом журналистам республиканских СМИ Барри Керзин говорил о том, что давно мечтал побывать в Калмыкии, и счастлив, что его мечта сбылась. Калмыкия напомнила ему Монголию.

“Мне часто приходилось рассказывать студентам и молодежи Монголии о буддийской философии, медитации, и я вдвойне счастлив, что смог встретиться и с представителями молодого поколения вашей республики, - сказал гость на пресс-конференции. - Я не сомневался в том, что здесь идет интенсивное возрождение буддийского учения. Конечно, во многом благодаря шаджин-ламе. Когда я познакомился с досточтимым Тэло Тулку Ринпоче, был восхищен его силой, энергией и мудростью. Надеюсь принести пользу жителям республики. Я потрясен тем, что калмыцкий народ, обреченный на 13 лет ссылки и вымирание, смог восстановить свою культуру, традиции, веру”.

Последние 20 лет Барри Керзин живет в Дхарамсале. Он посвятил годы медитативным практикам, периодически уходя в затворничество. Медитативный опыт сделал его самого интересным объектом исследований: в 2005 году Керзин впервые принял приглашение известных нейробиологов из Висконсинского университета в Мэдисоне, выразивших желание изучить состояние его мозга в процессе глубокой медитации.

Трижды Барри Керзину выпадала честь заботиться о великих созерцателях, погрузившихся в посмертное состояние “тукдам”. Это когда после прекращения сердцебиения и остановки дыхания опытный духовный практик способен пребывать в медитации о ясном свете, удерживая тело от распада и сохраняя внутреннее тепло.

Проект исследования состояния “тукдам” был запущен под руководством Его Святейшества Далай-ламы. Ученые возглавляемой Ричардом Дэвидсоном лаборатории мозга при Бисконсинском университете изучают состояние тел буддийских лам, погруженных в “тукдам”, применяя новейшие технологии.

В дни своего визита в Калмыкию Барри Керзин рассказал и о других областях, где сотрудничество ученых и буддийских философов начинает обретать ощутимые формы. Далай-лама неоднократно упоминал о своем желании видеть среди участников подобных научных проектов и российских ученых, полагая, что такое сотрудничество принесет российской научной элите “много новых идей”.

“Все началось с моего рождения, - рассказывает Барри Керзин. - Моя мама была очень доброй женщиной и любила меня искренне и сердечно. Именно она наставила меня на путь: как жить так, чтобы моя жизнь стала лучше, и как я могу помочь другим сделать их жизнь лучше. Она не была буддисткой, но в ее сердце всегда было сострадание. А когда мне было 11 лет, у меня возникли проблемы со здоровьем: случился абсцесс головного мозга, и я впал в кому. Врачи сказали моим родителям, что, скорее всего, я не выживу. К счастью, я не умер.

С этого момента я испытываю чувство благодарности к нейрохирургу, спасшему мне жизнь. Возможно, поэтому решил пойти в медицинский институт. При поступлении женился на красивой и сильной девушке, однако наше счастье было недолгим: всего три с половиной года. Она умерла от рака. А за несколько лет до этого умерла моя мама. Получается, что, будучи еще молодым человеком, я стал свидетелем смертей и страданий. Эти переживания заставили меня глубже заглянуть в себя и задуматься: а что же такое жизнь?

Когда я был еще ребенком, меня мучили два вопроса: кто я и зачем я пришел на эту землю? Когда потерял своих близких, то эти вопросы снова всплыли на поверхность. Я начал духовные поиски. Через некоторое время оказался в Непале, в тибетском монастыре. Мне стали приходить видения, и это был сон наяву. Со мной такого прежде никогда не случалось, хотя в эмоциональном и психическом плане я человек очень стабильный.

Однажды увидел дом индейцев, и как пытаюсь вскарабкаться на вершину этого дома с тем, чтобы заглянуть внутрь себя. Поднялся на самую верхушку, заглянул внутрь, а там - пустота. Мне показалось, это означает, что меня нет. Меня всего затрясло, участилось сердцебиение… Люди, которые сидели рядом со мной, подняли меня на руки, уложили на кровать. Страх отпустил меня спустя несколько часов.

Позже рассказал Далай-ламе о своих видениях. Он успокоил меня и сказал, что это был хороший знак, свидетельствующий о моем глубоком погружении в Пустоту. Но, может быть, я сделал небольшой шаг в сторону нигилизма. В процессе медитации я сумел отойти от этой пропасти. Так я, стал буддистом.

Не помню, как в детстве мне попали в руки две книги по дзен-буддизму, написанные учеными-практиками. Я родился в еврейской семье, в христианском сообществе, но моя семья не была религиозной. Сейчас, размышляя о своей жизни, полагаю, что в предшествующей жизни я, наверное, жил в буддийском сообществе.

Его Святейшество Далай-лама является моим коренным гуру, Учителем. Именно он даровал мне одновременно обет послушника и полное монашеское посвящение. Как сейчас помню, это было в пять утра. Причем так получилось, что, только мне одному, а не группе монахов, как это обычно бывает, Его Святейшество дал особые наставления. Я до сих пор ощущаю аромат, исходивший от него. Это был аромат цампы. Мне очень нравится быть простым монахом, ведь после обета я почувствовал себя так, словно вернулся домой. С тех пор смысл моей жизни - помогать людям”.

Тамара Эрендженова, фото Константина Мамышева
Газета «Известия Калмыкии»
Материал размещен на сайте Буддизм в Калмыкии