Сохраним Тибет > Госдепартамент США: в Тибете сохраняется высокий уровень репрессий по религиозным мотивам
Госдепартамент США: в Тибете сохраняется высокий уровень репрессий по религиозным мотивам5 декабря 2010. Разместил: Ing |
Уровень репрессий по религиозным мотивам в Тибетском автономном районе (ТАР) и других тибетских регионах материкового Китая остается высоким, в частности, в период больших религиозных праздников и вызывающих особые чувства годовщин, констатирует опубликованный в середине ноября Госдепартаментом США “Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2010 год”. "Соединенные Штаты продолжают испытывает озабоченность по поводу сохранения и развития уникального религиозного, культурного и лингвистического наследия тибетского народа, а также защиты основных прав человека в отношении тибетцев", говорится в докладе, который бюро по демократии, правам человека и труду ежегодно готовит в соответствии с законом 1998 года о свободе вероисповедания в странах мира (закон IRF).
Власти материкового Китая сохраняют враждебность по отношению к тибетскому буддизму и той центральной роли, которую традиционно играет Далай-лама и другие влиятельные буддийские лидеры. "Все главы крупнейших школ тибетского буддизма, в том числе Кармапа, Сакья Тризин, Кьябдже Трулшик Ринпоче и Гьялва Менри Тризин, проживают в изгнании и поддерживают тесные контакты с Далай-ламой. Китайские власти нередко связывают тибетские монастыри с активной деятельностью в поддержку независимости", подчеркивается в докладе. После волны протестов и беспорядков в тибетских регионах, вспыхнувших весной 2008 года, говорится в нем далее, сохраняется чрезвычайно жесткий контроль государственных органов над религиозной практикой и повседневным устройством монастырей и других религиозных учреждений. По словам монахов и монахинь, вводимые правительством ограничительные меры препятствуют осуществлению передачи традиций буддизма и религиозной практике. Пекин продолжает публично обвинять Далай-ламу в подстрекательстве к мартовским волнениям 2008 года, настойчиво указывая, что его преемник должен быть одобрен правительством. Новый председатель правительства ТАР назвал Далай-ламу "самой важной причиной нестабильности в Тибете". Монахи и монахини, как и рядовые тибетцы, по-прежнему рассказывают о трудностях с получением паспортов в местных управлениях общественной безопасности. По сообщениям с мест, многие тибетцы, стремящиеся уехать в Дхарамсалу или другие тибетские поселения в Индии, делают это с целью вступления в религиозные общины, убегая от растущего контроля над религиозной практикой в мужских и женских монастырях в тибетских регионах материкового Китая. Пекин наращивает свои пограничные войска на тибетско-непальской границе, чтобы воспрепятствовать пересечению границы тибетцами без разрешения, а также оказывает давление на правительство Непала, добиваясь принудительного возвращения тибетских беженцев. В июне 2010 года офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев задокументировал принудительное возвращение 3 просивших о представлении убежища тибетцев, включая одного монаха, отмечается в докладе, охватывающем период с 1 июля 2009 года по 30 июня 2010 года. Вслед за протестами марта 2008 года правительство еще более усилило и без того жесткий контроль информации о положении в тибетских областях, особенно в ТАР, что затрудняло определение масштаба нарушений свободы совести. Опасаясь, что эти события могут стать площадкой для антиправительственных протестов, власти пресекали или держали под плотным надзором религиозные праздники и фестивали. В течение 2009 и 2010 года в ТАР и тибетских областях провинций Сычуань, Ганьсу и Цинхай имели место относительно немногочисленные протесты. После весенних протестов 2008-го в ряде монастырей число монахов и монахинь сокращено. Информацию о местонахождении тех, кто был арестован, подтвердить сложно, и по многим источникам, монахи и монахини, освобожденные из тюрем, должны проживать в прежних деревнях и не могут вернуться в свои монастыри. Для выезда на лечение они должны просить разрешения от чиновников на уровне деревни или уезда. В результате скверных условий и религиозных ограничений в монастырях, введенных после марта 2008-го, несколько монахов совершили самоубийство. На 1 сентября 2010-го в базе данных политзаключенных Исполнительной комиссии Конгресса США по Китаю содержались сведения о 824 тибетцах, содержащихся в настоящее время за решеткой по политическим или религиозным мотивам. Из этих 824 примерно 58%, или 429, относятся к "религиозным профессионалам" тибетского буддизма (монахи, монахини, тулку). Ограниченный доступ к информации о заключенных и тюрьмах затрудняет определение числа тибетских узников совести по религиозным мотивам, или выяснить масштаб нарушений, отмечается в разделе, посвященном конкретным сведениям о нарушениях свободы совести за период подготовки доклада. Многие из задержанных подвергаются внесудебным наказаниям, включая побои, лишение воды, пищи и сна на длительное время. В нескольких случаях у задержанных отмечались переломы и другие телесные повреждения в результате побоев, нанесенных служащими вооруженной милиции и управления общественной безопасности. По словам предполагаемых очевидцев, тела некоторых людей, в том числе монахов и монахинь, убитых в ходе проведения насильственных акций или умерших во время допросов, были тайно уничтожены, а не возвращены родственникам. После марта 2008 года в провинции Сычуань были задержаны более 80 монахинь, местонахождение которых по сей день остается неизвестным. В мае 2010-го был освобожден из тюрьмы тибетский монах из монастыря Лабранг Джигме Гури, также известный как Голог Джигме или Джигме Гьяцо. Тюремные надзиратели постоянно избивали его в течение двух месяцев содержания под арестом, начавшегося в марте 2008 года. По его словам, после побоев он шесть дней лежал без сознания и дважды был отправлен в больницу. В мае 2010-го был повторно арестован монах из монастыря Гоманг в Аба (Нгаба) провинции Сычуань по имени Докру Цултрим (Dokru Tsultrim). В марте 2009 года он был арестован за написание статей в поддержку Далай-ламы; членам семьи не давали свиданий с ним. Зимой 2010-го отмечались два протеста с призывом к освобождению влиятельного буддийского наставника Тензина Делека Ринпоче, находящегося в тюрьме провинции Сычуань по обвинению в хранении оружия. По тибетским источникам, это оружие было оставлено в его монастыре группой, отказавшейся от охоты. 23 октября 2009 года приговорен к восьми с половиной годам тюрьмы тулку Пхурбу Церинг Ринпоче. В апреле 2009 года он предстал перед судом по обвинению в хранении оружия, связанного с протестами, прошедшими в 2008 году в уезде Ганьцзы (Карцзе) провинции Сычуань. Милиция обнаружила оружие в его комнате, однако наставник и его адвокат из Пекина настаивали на том, что оружие подброшено и что он сделал признание под пытками. 11 апреля 2009 года агентами управления общественной безопасности уезда Нагчу были задержаны кенсур Тхуптен Тхапкей, бывший настоятель монастыря Шаптен, мастер чтения рукописей геше Цултрим Гьялцен, а также третий монах Цунду, член комитета демократического управления монастыря Шаптен. 25 марта 2009-го, по данным Тибетского центра прав человека и демократии, служащими управления общественной безопасности был избит до смерти монах Пхунцок из монастыря Дранго в Ганьцзы (Карцзе), распространявший листовки с призывами к местным тибетцам отказаться от обработки полей в знак скорби по монахам, подвергшимся пыткам и тюремному заключению после волнений марта 2008 года. За акцию протеста, проведенную на рыночной площади уезда Ганьцзы (Карцзе) провинции Сычуань 24 марта 2009 года, избиты и арестованы две монахини из монастыря Драгкар. Янкьи Долма распространила пачку рукописных листовок, а Сонам Янгчен (Sonam Yangchen) вместе с ней скандировала лозунги, пока их не схватили солдаты вооруженной милиции. В декабре 2009-го Янкьи Долма по неизвестным причинам умерла в больнице Чэнду. 21 марта 2009-го почти 100 монахов из монастыря Рагья взбунтовались в Голо-Тибетском автономном округе (Голог) провинции Цинхай. По сообщениям прессы, беспорядки начались после того, как местный монах, которого допрашивали в связи с выступлениями в поддержку независимости Тибета, сбежал из отделения милиции и бросился в Хуанхэ с целью совершить самоубийство. Нет никакой информации о судьбе монахов, протестовавших перед группой иностранных журналистов в храме Джоканг в Лхасе 27 марта 2008 года. Монахи, участвовавшие в подобном протесте перед иностранными журналистами в монастыре Лабранг в провинции Ганьсу 9 апреля 2008 года, были арестованы. Пять монахов из монастыря Лабранг позднее бежали в Индию. В марте 2009 года 4 монахини из монастыря Пуру-на в Ганьцзы (Карцзе) провинции Сычуань были приговорены к тюремному заключению за активную роль, которую сыграли в протесте 50 тибетцев в уездном центре 14 мая 2008 года. Таши Лхамо (Tashi Lhamo), Югхал Кхандо (Youghal Khando) и Серка (Serka) были приговорены к 2-летним срокам. Ринзин Чоцо (Rinzin Choetso) получила 3-летний срок. Остается неизвестным местонахождение семи других монахинь, участвовавших в протесте. В феврале 2009-го 9 монахов из монастыря Самье были приговорены к тюремному заключению на срок от 2 до 15 лет за участие в протестах в марте 2008 года перед административным зданием правительства уезда Дрананг (Dranang). 10-й монах совершил самоубийство. 24 января 2009 года 7 монахов, в том числе наставник горлового пения Нима Церинг (Nima Tsering), были арестованы в связи с демонстрацией примерно 300 монахов в монастыре Дэн Чокхор (Den Choekhor) в уезде Джомда. Монахи протестовали по поводу планировавшегося участия местного ансамбля тибетского танца в организованных властями торжествах по случаю так называемого Дня освобождения крепостных. 15 января 2009 года три монахини были приговорены к двум с половиной годам тюрьмы каждая за организацию протеста, прошедшего в уезде Ганьцзы (Карцзе) провинции Сычуань 18 июня 2008 года. Эти монахини – Пованг (Poewang), Лхамо (Lhamo), и Янгзом (Yangzom) – содержатся в тюрьме Чэнду, где находятся еще 44 монахини. За ведущую роль в протесте 12 мая 2008 года монахиня Янгкьи (Yangkyi) из монастыря Драгкар (Dragkar) в Ганьцзы (Карцзе) провинции Сычуань была осуждена 2 января 2009 года на год и девять месяцев тюремного заключения. В октябре 2008 года за активное участие в бунте 15 марта перед зданием правительства уезда Чушул (Chushul) были приговорены к тюремному заключению двое монахов из находящегося в этом уезде монастыря Рато (Ratoe). По сообщению Синьхуа, Лобсанг Цепхел (Lobsang Tsephel) был осужден на 9 лет и Ценам (Tsenam) на 5 лет. В июне 2008 года суд средней ступени в Лхока, ТАР, приговорил 9 монахов к тюрьме на срок от 2 до 15 лет в связи с протестом перед правительственным зданием в уезде Дрананг, Лхока, вспыхнувшим 18 марта 2008 года. Тензин Бхучунг (Tenzin Bhuchung) из монастыря Лангтханг (Langthang) и Гьялцен (Gyaltsen) из монастыря Самье получили по 15 лет, Тензин Дзопа (Tenzin Zoepa) из монастыря Джово (Jowo) – 13 лет. Нима Таши и Пхунцок из монастыря Самье были приговорены к 13 годам тюрьмы каждый. Пока нет никакой новой информации о тибетце по имени Ронгье Адрак (или Ронгъял Адрак), который за призыв к возвращению Далай-ламы был арестован 1 августа 2007 года в Ганьцзы-Тибетском автономном округе (Карцзе) провинции Сычуань. В ноябре 2007-го он был обвинен в подстрекательстве к сепаратизму и приговорен к 8 годам тюрьмы. Валерий Никольский |