Сохраним Тибет > Тогдены Кхампагара. Часть II
Тогдены Кхампагара. Часть II8 декабря 2010. Разместил: Ing |
Тогден Чолек УКЛАД ЖИЗНИ ТОГДЕНА Монахи, тогдены и тогдены-ученики живут отдельно. Когда нужно выполнять групповую практику, они собираются все вместе в общем зале, а в остальное время они выполняют практику отдельно. Йогическая община и монастырь образуют единое сообщество, которое поддерживают миряне ─ последователи и почитатели. Обучение тогденов – процесс, в котором задействуются усилия многих людей. Это своего рода коллективная деятельность. В то время как для монахов высшим авторитетом является настоятель монастыря, у тогденов это друбпон (тиб. drub-pon), что означает самый старший или реализованный тогден. В настоящее время эту роль исполняет Тогден Аджам. Друбпон ─ это тот человек, с которым тогден может обсудить свой медитативный опыт. Хотя монахи считают Кхамтрула Ринпоче своим учителем, в то же время, если они нуждаются в совете по поводу практики, они могут консультироваться с друбпоном. Тогдены, проходящие затворничество в йогической общине, при необходимости собираются вместе. Как правило, они очень редко контактируют с людьми. В период обучения они находятся в строгом затворе. Старшие же тогдены контактируют с другими людьми и проводят в строгом затворе только несколько месяцев в году. В йогическом центре есть храм и зал для йогинов, где они собираются для совместной практики. Есть также маленькие комнатки для индивидуальной практики. Тогден Аджам описывает, что представляет собой образ жизни тогденов: «В течение двух недель мы вместе делаем практику Чакрасамвары и Ваджрайогини, каждый 10-й и 25-й день месяца (по тибетскому лунному календарю) мы собираемся, чтобы сделать подношение цог. В остальное время каждый выполняет свою индивидуальную практику в своей комнате. Каждое утро мы собираемся в общем зале для коллективной практики. Если кто-либо находится в строгом затворе, то он не присоединяется к этой сессии, а практикует в пещере. Например, я и тогден Атрин были в затворничестве в пещерах, абсолютно отстранившись от всего остального». Не существует какой-либо схемы или правила, которое бы предписывало, в котором часу каждый должен вставать. Тем не менее, каждое утро тогдены выполняют практику, связанную с энергиями. После обеда они вместе занимаются йогой. Остальную часть практики каждый выполняет соответственно своей собственной программе. Когда тогдены находятся в затворничестве, у них нет досутпа к общей кухне, поэтому еда у них очень простая. Едят они почти одно и то же и примерно в одно и то же время, но и здесь не существует установленного правила. Они принимают пищу утром и в обед. Тогдены могут пить чай, если есть родственники, которые смогут его поднести. Даже йогины опираются на поддержку родственников. Если человек хочет стать монахом, то он должен получить согласие своей семьи. Если семья не сможет его содержать, то он не сможет стать монахом. Став монахом, он может стать и йогином. Такова эта система. Если у тогдена нет пищи, ему приходится нелегко, но в тоже время ему нужна очень простая еда. Как правило, воздержание в еде не является частью практики, однако Тогден Аджам говорит, что его учитель Чокьёнг обычно постился. Но это был его личный выбор. Тогдены с молодым Кхамтрулом Ринпоче Летом во время затворничества в горах тогдены при желании могли спуститься вниз, но зимой они оставались в пещерах и занимались исключительно практикой. У большинства из них не возникало желания уйти, они предпочитали оставаться на месте. Если йогина поддерживала семья, она обычно приносила провизию в йогическую общину, откуда йогину передавали письмо в пещеру, и тот спускался вниз, чтобы забрать продукты. Но иногда семья доставляла продукты прямо в пещеру. Когда люди уходят в затворничество, им нужно не много. Тогден Аджам объясняет, как он обычно питался: «Утром я обычно ел цампу, в обед ─ немного тукпы, и вечером снова немного цампы. Когда я был в пещере, я пил только воду, а когда я находился в йогической общине, я пил чай». Тибетский буддизм имеет тщательно разработанную систему атрибутов, тханок, ритуальных предметов и т.п. Тогден Аджам объясняет, что йогинам многое из этого не нужно. Ритуальные предметы в большей степени необходимы для коллективных практик при проведении церемоний или ритуалов. Когда предыдущий Кхамтрул Ринпоче основывал Таши Джонг, он позволял тогденам выполнять тяжелую работу. Например, он разрешал выполнять резьбу по дереву, носить цемент и песок, строить дороги и дома, так как йогины, как правило, мастера на все руки. Благодаря интенсивной практике у них практически отсутствует эгоцентричность. Они спонтанны, усердны и полны радости. Поэтому Кхамтрулу Ринпоче было легко просить их сделать то или другое. Тогдены его очень любили и почитали. Они работали вместе с монахами и мирянами, чтобы построить хороший центр, а также дома для мирян и дороги. Между ними и другими членами общины не делалось никакой разницы. Сейчас эта община достаточно хорошо обустроена и необходимости в подобной работе нет. Тем не менее, все тогдены очень талантливые люди. Сегодня в группе тогденов есть хорошие резальщики по дереву, мастера по изготовления масок, портные и мастера по лепке торма. Один из них – очень опытный врач. Некоторые из них, по-видимому, получили эти знания до того, как стали йогинами, а затем развили свои способности в ходе йогической практики. Чогьял Ринпоче полагает, что это может быть результатом умения расслаблять свой ум. Хотя в общине Кхампагара долгое время поддерживается традиция монашеских танцев Чам, тогдены не особо в ней задействованы. Только один из них участвует в музыкальном сопровождении. Основная причина заключается в том, что в Тибете тогдены все время находились в горах. Они могли спуститься вниз на два-три дня во время проведения Чама в монастыре, но не принимали участия в его подготовке. Что касается поддержания традиции тогденов в Тибете, один из оставшихся тогденов бежал от Культурной революции и умер в изгнании. Один из тогденов Таши Джонга уехал в Тибет и оставался там более одного года. Он начал обучать шесть или семь потенциальных тогденов. Такого рода обучение распространено во многих филиалах монастыря Кхампагар. Многие ученики становятся тогденами без признания их таковыми и закрепления за ними имени «тогден». Но в глубине сердца люди знают, что они настоящие тогдены. Это не означает, что йогины думают о себе: «О, я тогден». Эта традиция очень хрупкая и уязвимая, но нынешнее поколение тогденов тщательно заботится о ее сохранении. Чогьял Ринпоче убежден, что эта традиция будет сохранена, по крайней мере, для нынешнего поколения. Он говорит, исходя из личного опыта, что тогдены подобны настоящим драгоценным камням среди людей. ВЫДАЮЩИЕСЯ ТОГДЕНЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО В истории монастырей Кхампагар и Дугу есть много известных тогденов. Тогден Аджам рассказывает: «В мое время самым знаменитым в Кхампагаре был Лхундро. До него был Тогден Легчо, но к тому времени как я попал в йога-центр, он уже скончался. У Лхундро было три основных учителя. Один из них ─ Кхамтрул Ринпоче, другой ─ Шакья Шри, а третий был мастером практики радужного тела. Перед тем как он реализовал радужное тело, он дал им подробные наставления по всем йогическим практикам, а затем строго их проверил. Вместе с Шакья Шри он обучал молодых йогов работе с умом и прививал необходимый образ жизни. Моим главным учителем был Чокьёнг Тогден. Все йогины проходили обучение у Тогдена Лхундро. Помимо Шестого Кхамтрула Ринпоче был еще один йогин по имени Джамьянг Тракпа, который был мастером во многих практиках. Шакья Шри собрал все существующие традиции и передал их как одну линию преемственности. Эти традиции следует хранить в строгой тайне». Тогден Чолек, который был старшим тогденом во время ухода из Тибета, получил все практики от Тогдена Лхундро. Он своими словами рассказал историю жизни Тогдена Лхундро которая затем была записана. Но эта биография существует только на тибетском языке и до сих пор не опубликована. Тогден Аджам Тогден Аджам жил в горах полных шесть лет, питаясь только цампой и водой. Днем он в основном сидел на краю скалы, чтобы не заснуть. Он говорит, что никогда не уставал, не разочаровывался и не ожидал каких-либо знаков реализации. У него не было никаких сомнений ни в отношении практики, ни в отношении своих учителей. Потом он в течение нескольких лет был помощником при Восьмом Кхамтруле Ринпоче. Он был монахом при Седьмом Кхамтруле Ринпоче, знал трех Ринпоче и утверждает, что между ними нет никакой разницы. Существует традиция, согласно которой, если, приехав в Лхасу, вы первым делом отправитесь поклониться Джово Ринпоче, статуе Будды Шакьямуни, то все ваши желания исполнятся. Тогден Аджам пожелал хорошо практиковать Дхарму и не стяжать материальных благ. Еще одним старшим тогденом является Тогден Атрин. Все тогдены практикуют одни и те же практики, но у него есть дополнительная практика Ямантаки. Нет ничего необычного в том, что некоторые делают практики Другпа Кагью наряду с практиками традиций Ньингма, Сакья и др. В данном случае, практика Ямантаки, которую делает Атрин, является ньингмапинской и никак не связана со школой Гелуг. Кхамтрул Ринпоче посоветовал ему получить эту практику. Тогден Атрин родом из бедной семьи. Тем не менее, его родители, особенно мать, хорошо отнеслись к его желанию стать монахом Кхампагара. Все монахи Кхампагара еще в детстве сами захотели стать монахами и получили поддержку со стороны родителей. Тогден Атрин говорит, что в наши дни существуют истории о традиции отдавать одного сына в монахи, но это не совсем правильное толкование обычаев, соблюдавшихся в некоторых районах. Все дочерние монастыри Кхампагара объединяет то, что родители поощряли желание своих детей стать монахом или монахиней и с готовностью поддерживали их в этом. Проведя какое-то время в монастыре, Атрин решил, что он хочет отправиться в горы практиковать в одиночку в затворничестве. Продукты ему приносил брат, который был забывчивым человеком. Бывали месяцы, когда он не принимал в пищу ничего, кроме воды, и от голода почти терял сознание. Когда леопард убивал горного оленя или овцу, Атрин подбирал его объедки и выживал таким образом. Воздержание в пище и борьба за выживание не являлись частью его практики, но он очень хотел практиковать в горах, чтобы ни ему никто ему не мешал, ни он не нарушал покой других людей. Однажды он сам чуть не стал жертвой леопарда. Он не заметил его в кустарнике, когда отправился подбираться объедки. Услышав рычание леопарда, он бросился бежать с объедками в руках. Он перемахнул через огромный камень и закричал леопарду, чтобы тот убирался. И в этот момент он осознал, насколько все еще сильна его привязанность к материальным вещам. Он оставил кости на скале и поднялся обратно в свою пещеру. ЖЕНЩИНЫ-ТОГДЕНЫ Помимо традиции тогденов также существовала и традиция женщин-йогинь. Один из трех главных учеников Третьего Кхамтрула Ринпоче основал монастырь Нангчен Цечугар. В рамках этой монастырской традиции есть три линии тулку, из которых главами монастыря был либо Трулшинг Тринле Гьяцо, либо Адеу Ринпоче. Третьим был Цокньи Ринпоче, который принял участие в учреждении одного из самых больших женских монастырей в традиции Другпа Кагью в Тибете. Также много женщин было среди учеников Тогдена Шакья Шри в Дугу. Каждая из них пользовалась уважением, и их линия передачи продолжается в Тибете и гималайском регионе. В отличие от мужчин-тогденов, носящих длинные волосы и белые одежды, многие женщины носят монашеские одеяния. Другие одеваются как обычные домохозяйки. Тогден Аджам рассказывает, что в Кхаме был монастырь Другпа Кагью и Ньингма. В этом монастыре проживали женщины-тогдены. С одной стороны, были мужчины-тогдены, с другой ─ женщины-тогдены, внешне напоминавшие монахинь. Когда они достигали высокого уровня медитации, тогдены и монахини отправлялись в тайное место для совместной практики. На вид им можно было дать 30 – 35 лет. У них было хорошее зрение, не было седых волос и морщин, но на самом деле им было по 80 лет. Вот это поистине показывает силу Ваджраяны. Эти практикующие были действительно особыми людьми: без гордости, гнева и привязанностей. Многие из них были мирянами, которые обрели плоды Ваджраяны. ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА ТОГДЕНОВ Основное качество тогденов заключается в том, что благодаря строгой практике их умы становятся совершенно свободными. Поскольку них полностью отсутствует привязанность к практике, они совершенно беззаботны. Например, старший тогден может уснуть во время ритуала. Когда он хочет спать, он спит, и его это совершенно не заботит. Если он чувствует гнев на кого-нибудь, он просто выражает то, что чувствует. Он может отругать кого-нибудь из сострадания, но после будет совершенно чист, в его уме не остается и следа от гнева. Как говорит Чогьял Ринпоче: «Достоинство этих тогденов заключается не в том, сколько лет они провели в горах. Истинным качеством тогдена является то, что он сделал свой ум совершенно свободным и расслабленным. Он ни к чему не привязан: ни к медитации и практике, ни к мирским вещам. Поэтому тогдены никогда не разговаривают в агрессивной, завистливой или предвзятой манере. Они всегда беззаботны. Их присутствие не просто благоприятно для общины, их пример служит для других источником колоссального вдохновения». Записано Джереми Расселом с огромной благодарностью к Достопочтимому Дугу Чогьялу Ринпоче, Тогдену Аджаму и Достопочтимому Чойгону Ринпоче. Статья из журнала CHÖ YANG (№7, 1996) Перевод Виктории Ивановой Смотрите также: Тогдены Кхампагара. Часть I Концепция скрытых земель в тибетском буддизме |