Сохраним Тибет > Далай-лама: как победить стресс и депрессию?

Далай-лама: как победить стресс и депрессию?


6 января 2011. Разместил: savetibet
Новогоднее эссе Его Святейшества Далай-ламы

На самом глубоком уровне все мы, человеческие существа, одинаковы; каждый из нас стремится к счастью и каждый не хочет страдать. Вот почему всякий раз, когда мне выпадает такая возможность, я стараюсь обратить внимание людей на то, что роднит нас как членов одной семьи, человечества, и как глубоко взаимосвязаны мы друг с другом в своем существовании и стремлении к благоденствию.

Сегодня люди все чаще признают существование тесной связи между состояниями нашего ума и переживаемым счастьем, что подтверждается и растущим числом научных открытий. Многие из нас живут в обществе, весьма развитом в материальном отношении, и все же среди нас найдется немало людей не таких уж счастливых. За прекрасным фасадом богатства и процветания скрывается внутреннее беспокойство, ведущее к разочарованию, ненужным ссорам, зависимости от наркотиков и алкоголя, а в худшем случае и к самоубийству. Нет никакой гарантии, что богатство обязательно приведет вас к радости или самореализации, к которым вы стремитесь. То же самое можно сказать и о ваших друзьях. Когда вы во власти сильнейшего гнева и ненависти, то даже самый близкий друг покажется вам холодным, далеким и отталкивающим.

Однако мы, люди, наделены удивительным разумом. Помимо этого, все человеческие существа обладают способностью преисполняться особой решительности и выбирать точку приложения этой чрезвычайной решительности по собственному усмотрению. До тех пор пока мы помним о том, что у нас есть этот чудесный дар человеческого разума, а также способность преисполняться решительности и направлять ее в позитивное русло, мы сможем сохранить присущее нам изначально психическое здоровье. Осознание того, что мы обладаем этим величайшим потенциалом, придает нам силу. Само признание этого факта действует, как механизм, позволяющий справляться с любыми трудностями ― в какой бы ситуации мы ни оказались ― не теряя надежды и чувства собственного достоинства.

Ваш покорный слуга потерял свободу в шестнадцать лет, а в двадцать четыре года ― свою страну. Я живу в изгнании уже более полувека, и все это время мы, тибетцы, посвящаем себя сохранению присущей Тибету национальной самобытности, культуры и [духовных] ценностей. Почти каждый день из Тибета приходят вести, надрывающие сердце, и все же ни одна из них не заставит нас безвольно опустить руки. Сам я нахожу опору в следующем размышлении: если положение дел можно поправить, а проблему ― решить, то незачем волноваться. Другими словами, если из трудной ситуации есть выход, то не стоит терять равновесия. Следует предпринять правильные действия, а именно поискать выход, решение. Совершенно очевидно, что направить свою энергию на поиск решения проблемы куда разумнее, чем на беспокойные мысли.



С другой стороны, если выхода нет, если нет никакой возможности найти решение, то волноваться по этому поводу тоже бессмысленно, ведь все равно ничего уже не поделать. В этом случае, чем быстрее вы смиритесь со случившимся, тем будет лучше для вас. Такой подход, естественно, подразумевает, что вы смотрите проблеме прямо в глаза и стараетесь непредвзято оценить ситуацию. А иначе вы не сумеете выяснить, есть ли решение у проблемы или же нет.

Непредвзятая оценка и правильная мотивация могут также оградить вас от страха и беспокойства. Если вы взрастите чистое и искреннее намерение, если будете движимы желанием помочь из доброты, сострадания и уважения, то тогда сможете выполнить любую работу в любой сфере. Ваши действия будут куда эффективнее без страхов и тревог, без оглядки на других и беспокойства о том, сумеете ли вы в конце концов достичь своей цели. И даже если на пути к своей цели вы потрепите неудачу, вам будет хорошо на душе от того, что вы приложили усилие. А если у вас дурные намерения, то пусть даже другие станут превозносить вас или вы достигните своей цели, вы все равно будете несчастны.

Конечно, порой нам может казаться, что вся наша жизнь никуда не годится, что нам не под силу справиться с трудностями, выпадающими на нашу долю. Каждого из нас временами посещают такие мысли, овладевая нами в большей или меньшей степени. Когда такое случается, крайне важно изыскать способ поднять себе дух. Это можно сделать, подумав о том, как нам повезло. Быть может, есть человек, который нас очень любит; или у нас есть какие-то таланты; быть может, мы получили хорошее образование; или у нас есть вещи первой необходимости ― еда, чтобы наполнить желудок, одежда, чтобы прикрыть свое тело, и крыша над головой; а может быть, в прошлом мы совершали поступки, исполненные альтруизма. Нужно принимать во внимание даже самый незначительный позитивный аспект своей жизни. Ибо, если мы не сумеем поднять себе дух, то велика опасность, что мы будем и дальше скатываться в бездну беспомощности. А это может привести нас к утрате веры в то, что мы вообще способны на что-то хорошее. Поступая так, мы подготовим себе почву для отчаяния.

Будучи буддийским монахом, я знаю, что главными нарушителями нашего внутреннего покоя являются так называемые «омрачающие эмоции». Все эти мысли, эмоции и ментальные состояния, которые суть отражение негативного внутреннего настроя и отсутствия сострадания, неизбежно лишают нас умиротворения. Все наши негативные мысли и эмоции ― ненависть, гнев, гордыня, вожделение, зависть и другие ― считаются источником переживаемых нами трудностей, нарушителями спокойствия. Негативные мысли и эмоции мешают нам осуществить наши самые глубокие устремления ― быть счастливыми и избегать страданий. Совершая поступки под их влиянием, мы не отдаем себе ни малейшего отчета в том, какое воздействие они могут оказать на других людей. Они подталкивают нас к разрушительным действиям, дурно сказывающимся как на других, так и на нас самих. Убийства, скандалы, обман ― все эти негативные действия начинаются с омрачающих эмоций.

Это неизбежно приводит нас к вопросу ― а можно ли воспитать свой ум? Есть немало подобных методов в разных традициях. В буддийской, например, существуют особые наставления по «тренировке ума», где особый упор делается на развитии заботы о других и способности преобразовать неблагоприятное стечение обстоятельств в благоприятное. Именно такой образ мыслей, трансформирующий проблемы в счастье, помог тибетскому народу сохранить чувство собственного достоинства и присутствие духа перед лицом колоссальных трудностей. Мне лично эти наставления принесли огромную практическую пользу.

Один великий тибетский наставник по «тренировке ума» как-то заметил, что самое удивительное качество ума заключается в том, что его можно преобразовать. У меня нет сомнений в том, что те, кто предпримет попытки преобразовать свой ум, победить омрачающие эмоции и достичь внутреннего покоя, с течением времени непременно увидят перемену в своем отношении к жизни и реакции на людей и события. Их ум станет более дисциплинированным и позитивным. И, уверен, они заметят, что, принося счастье другим, они сами становятся счастливее.

Я молюсь о том, чтобы всякий, кто сделает эту [тренировку] своею целью, ощутил благословение и пришел к удачному ее завершению.

Далай-лама

31 декабря 2010
Опубликовано в газете Hindustan Times, India, 3 января, 2011


Перевод Юлии Жиронкиной

dalailama.ru

Смотрите также:

Далай-лама: для чего нужно помнить о смерти?

Помнить о том, что мы умрем, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие — приносят счастье. Не задумываясь о том, что можем вскоре умереть, мы легко попадем в ловушку кажущегося постоянства, убеждая себя: «Я умру, но это будет когда-нибудь потом, не скоро». А когда приблизится смерть, даже если мы захотим сделать что-то полезное, у нас на то не окажется сил. Многие тибетцы поступают в монастырь еще совсем молодыми людьми. Они изучают тексты о духовных практиках, но когда подходит время применить эти знания на деле, выясняется, что они по какой-то причине к этому неспособны. Это происходит потому, что у них нет истинного понимания непостоянства...

Далай-лама о Четырех печатях буддизма

Определяющим фактом нашей жизни является то, что все мы от природы инстинктивно стремимся к счастью и не желаем страдать. Стремление к счастью является главным для всех нас. На вопрос, почему, мы, пожалуй, можем просто ответить: «Так устроена жизнь». Но хотя всем нам присуще это естественное устремление и хотя мы всеми силами стремимся к счастью, другой определяющий факт состоит в том, что нам снова и снова приходится претерпевать боль и сталкиваться со страданиями разного рода. Почему же так происходит? Почему, несмотря на наше глубинное желание стать счастливыми, мы постоянно сталкиваемся с болью и страданием?



Далай-лама о препятствиях на пути медитации

В буддийских текстах говорится о четырех основных препятствиях, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь успеха в медитации. Первое из них ― возбужденность, или рассеянность. Это препятствие проявляется на грубом уровне ума и представляет собой тенденцию к рассеянности мысли. Второе препятствие ― притупленность и вялость, или сонливость. Третье ― тонкая притупленность, под которой понимается неспособность ума удерживать остроту восприятия и ясность. И, наконец, самый тонкий уровень ― тонкая возбужденность, которая рождается из преходящей, изменчивой природы нашего ума...


Далай-лама: что мы понимаем под медитацией?


С буддийской точки зрения, медитация ― это духовная дисциплина, позволяющая обрести определенный контроль над своими мыслями и чувствами. Почему нам не удается прийти к долговременному счастью, к которому мы стремимся? И почему вместо этого мы так часто сталкиваемся со страданиями и мучениями? Буддизм учит, что, когда наш ум пребывает в своем обычном состоянии, наши мысли и чувства ― дикие и безудержные, а поскольку для их укрощения нам не достает внутренней силы, то мы оказываемся беспомощными и не можем их подчинить. В результате они правят нами. Эти мысли и чувства, в свою очередь, находятся под контролем отрицательных, а не положительных импульсов. Нам нужно сменить вектор движения, чтобы наши мысли и чувства подчинялись не отрицательным импульсам, но положительным, и чтобы мы сами контролировали свой собственный ум.