Сохраним Тибет > Далай-лама: попросите своих друзей уделять внимание внутренним ценностям
Далай-лама: попросите своих друзей уделять внимание внутренним ценностям16 января 2011. Разместил: savetibet |
Скачать Аудиенция Его Святейшества Далай-ламы для паломников из разных стран, в том числе России 14 января 2010 Сарнатх, Индия Cреди вас есть те, кто прибыл из буддийских стран, таких как Вьетнам, есть китайцы и, разумеется, монголы, буряты, а также корейцы, японцы. Это страны традиционного распространения буддизма. Здесь также есть люди, приехавшие из стран, в традициях которых не было буддийского учения. Однако, в целом, все мы одинаковые человеческие существа. Я всегда подчеркиваю: если сравнить наш ум, эмоции, тело, то мы одинаковы. У всех нас есть желание сделать свою жизнь счастливой. И это одно из наших основных прав [― право на счастье]. Все мы, верующие или неверующие, последователи той или этой религии, обладаем равным правом на то, чтобы сделать свою жизнь счастливой. Кроме того, в условиях современных реалий, границы, будь то между государствами или религиями, утрачивают свою значимость. Мы должны считать всё человечество частью единого «МЫ». А потому каждый из нас также обязан думать обо всем человечестве. Потому что интересы каждого человека находятся в зависимости от всего человечества. Если на всей земле, на всей планете воцарится мир, гармония, процветание, то каждый из нас извлечет из этого пользу. Прежде всего, я хочу подчеркнуть: верующий вы человек или нет, если мы хотим достичь внутреннего умиротворения, а также сделать этот мир лучше, то ключевым фактором здесь будет добросердечие. Я так думаю. Многие ученые, мыслители разделяют эту точку зрения. Поэтому я хотел это подчеркнуть. Большинство из вас знает, что одно из моих обязательств ― пропаганда гармонии в отношениях между религиями. На мой взгляд, все крупные религиозные традиции, несмотря на существенные, фундаментальные различия в области философии, несут одинаковое послание миру, призывая взращивать любовь, сострадание, умение прощать, терпение, самодисциплину и умение довольствоваться малым. Во всех крупных религиях вы найдете эти духовные практики. Конечно, если говорить о философии, то различия велики. Но в этом есть необходимость. Даже буддистам, последователям одного учителя, в силу различия ментальных наклонностей Будда преподал различные, противоречащие друг другу воззрения, философские взгляды. Потому что в том была необходимость. На протяжении тысячелетий в разных частях мира, с разными климатическими условиями, разным культурным наследием, разным образом жизни, жили люди с разными ментальными наклонностями. Поэтому разные подходы были нужны, необходимы. Вот и появились разные религии. Не важно, насколько различаются их философские воззрения, главное, что цель одна. Различия в философии необходимы. Если мы это понимаем, то преисполнимся подлинного уважения к другим традициям, искреннего восхищения ими, благодарности за то, что все они самым существенным образом способствуют благоденствию человечества. В связи с этим я всегда подчеркиваю, что лучше придерживаться традиционного для вашей страны вероисповедания. Здесь, как я говорил выше, присутствуют люди из небуддийских стран; стран со своими собственными религиозными традициями, где сама культура и уклад жизни во многом связаны с исконным вероисповеданием. Примером могут служить иудейско-христианские традиции, превалирующие в западных странах. Лучше придерживаться исконной веры. Но при этом, вы можете черпать полезные знания из других традиций о практиках, которые являются общими для разных вероисповеданий: например, о практике терпения, которая изложена в шестой главе текста Шантидевы. Это общие практики. Среди моих друзей, христиан, есть те, кто проявляет искренний интерес к практике развития однонаправленного сосредоточения. Замечательно. Но есть и исключительно буддийские воззрения: об отсутствии абсолюта, об относительности всего сущего, то есть представления, которые вы найдете только в буддизме. Некоторые из моих христианских друзей проявляли интерес даже к шуньяте, пустоте. Но я обычно говорю им: это не ваше дело; это для буддистов. Не думайте об этом. Так будет лучше, а иначе это может сказаться на их однонаправленной вере в творца, в абсолют. Такого рода воззрения ― особый случай, но у нас есть и общие практики. Подобным образом, для нас, буддистов, может оказаться полезным духовный опыт христиан. Очень полезным. Так что, мы можем учиться друг у друга, не переходя в другую веру. Но среди миллионов… например, если взять тибетцев, то 99 процентов из них буддисты, но есть и мусульмане, появившиеся в последние четыре столетия, и христиане. Также и в западном обществе могут найтись люди с особым интересом к другим традициям, таким как буддизм. Ничего страшного ― это личное дело каждого. Если человек действительно чувствует, что другая традиция больше ему подходит, эффективнее для него, понятнее, тогда это допустимо. Но очень важно здесь сохранять уважение к своей собственной традиционной религии. Это важно. Теперь, что касается стран с традиционным распространением буддизма. Вам, безусловно, нужно осознать, что буддизм ― ваше национальное достояние. Я часто говорю своим индийским друзьям: буддизм, который практикуем мы, тибетцы, берет начало в университете Наланда, это индийская традиция. Когда я даю разъяснения по буддийской Дхарме, опираясь на традицию Наланды, то всегда говорю своим индийским друзьям: это ваша традиция. Тем из вас, кто прибыл из буддийских стран, очень важно сохранять свою веру. Но опять же, среди многомиллионного населения буддийских стран могут найтись люди, которых привлекают другие традиции. Это, как я указывал выше, допустимо. Но говоря в целом, лучше придерживаться своей исконной религиозной традиции. Я часто рассказываю своим слушателям одну историю. В 1959 году тибетские беженцы только-только прибыли в Индию. Жизнь была очень тяжелой, поселений еще не было, только временные лагеря. Там, где мы жили сперва, было очень жарко. Потом мы перебрались в другие места: в Куллу, Джанпад, Ганток, а там не было никакой другой работы, кроме строительства дорог. Очень тяжелые условия. Особенно для тех тибетцев, что пришли из западной части Тибета, ведь они привели с собой всю семью, в том числе и детей. Один правительственный чиновник, мирянин, пришел в Индию вместе с женой и двумя-тремя маленькими детьми. Потом муж, чиновник, скончался. А на плечи жены легла тяжелая ноша: ей нужно было заботиться о трех маленьких ребятишках. Придорожный лагерь, очень трудно. Многие дети тогда умирали. В то время миссионеры, католики и протестанты, как правило, оказывали помощь нам, беженцам. Колоссальную помощь. И этой семье они тоже помогли. Главное ― миссионеры полностью взяли на себя заботы об этих троих ребятишках и, в конце концов, отправили их учиться в школу. В начале или в середине 1960-х мать семейства пришла повидаться со мной и рассказала мне свою историю, рассказала о трудностях, а потом упомянула, что в этой жизни стала христианкой, но в следующей ― снова станет буддисткой. Запутанность налицо! С середины наполовину. Наполовину христианка. В этой жизни христианка, а в следующей… Что она хотела сказать? Что после Судного дня проснется буддисткой? Строго говоря, по христианским воззрениям, она тогда отправится прямо в ад! Непростая ситуация, да? Яркое подтверждение тому, что менять веру непросто. Лучше придерживаться своей веры. Многие из вас обнаружили большое сходство между текстом Шантидевы и христианскими молитвами. Одна молитва Святого [Франциска] Ассизского очень похожа на те, что содержатся в «Бодхичарья-аватаре». Так что, мы вполне можем учиться друг у друга. Можем обогатить свою практику. Но большая часть человечества не проявляет серьезного интереса к духовности и религии. И это вызывает большую озабоченность. Большая часть человечества думает только о деньгах, материальных ценностях. Культура, основанная на материализме, ― вот, что сегодня доминирует. Материальные ценности ― это хорошо, они нам очень нужны. Однако человеческого счастья, как я уже говорил на учениях, подлинного удовлетворения, умиротворения за деньги не купишь, силой не отнимешь, не произведешь на сложнейшем оборудовании. Умиротворение обретаешь, лишь упражняя свой ум, взращивая мудрость. И здесь, я думаю, ответственность ложится на наши плечи. Мы должны рассказать как можно большему числу людей, начав со своего круга друзей, о том, что достижение истинного счастья, истинного успеха в жизни в значительной степени зависит от нашего внутреннего состояния, от состояния ума. И это одинаково верно и для верующих, и для неверующих. Сегодня говорить об этом необходимо. Многие ученые сейчас начинают проявлять искренний интерес к практикам тренировки ума. Мы не говорим тут ни о следующей жизни, ни о боге, но лишь о том, чтобы стать более отзывчивым человеком! Ведь, конце концов, мы общественные животные. Нам приходится жить в обществе. Поэтому крайне важно правильно строить отношения с остальными членами общества. Материалистический образ мыслей подчас заставляет нас думать только о себе; полагать, что деньги решают все. У меня есть очень богатые друзья. Но в глубине души это очень несчастные люди. Слишком много беспокойств, колоссальный стресс, неуверенность в завтрашнем дне, одиночество. А потому очень важно ― раз мы сами хотим обрести мир в душе, и у нас в этом есть какой-то опыт ― не пропагандировать свою религию, а просто сказать своим друзьям, как можно большему числу людей: «Пожалуйста, уделяйте больше внимания внутренним ценностям, потому что, в конечном итоге, именно в них залог счастливой и успешной жизни». Это то, что я хотел вам рассказать. И, наконец, я хотел подчеркнуть, что уникальность буддийского подхода в том, что буддизм призывает нас максимально задействовать наши умственные способности, чтобы посредством этого трансформировать свои эмоции. А потому учитесь, получайте больше знаний об уме, о реальной действительности. Уникальность буддийской традиции в том, что у нас есть все эти тексты, которые переведены с индийских языков на тибетский ― свыше 300 томов сочинений. Их так много потому, что очень важно задействовать свой интеллект. Во всех этих многочисленных книгах содержатся объяснения реальной действительности, ума, эмоций, функционирования всех этих разнообразных эмоций: как возникают разрушительные эмоции и как развить противоборствующие им силы. А потому для практики буддийской Дхармы одной веры недостаточно. Одного только чтения ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ недостаточно. Нужно изучать буддизм. Обычно я обращаюсь к тибетцам с таким призывом. Каждый тибетец, являющийся буддистом ― разумеется, это относится и к будущим поколениям ― должен быть ученым-философом, а также практиком! Только так мы сможем сохранить буддийскую Дхарму, а также обрести собственный духовный опыт. Вот так я говорю. И я хочу обратиться и к вам, людям с искренним интересом к Дхарме: Уделяйте больше внимания изучению буддизма! Вот что важно. А облачаться в странные костюмы и странные шапки и заявлять: «Я буддист», не годится! Меняться нужно вот здесь, а не одежду менять! Спасибо. Видео: Тензин Чойджор Перевод: Юлия Жиронкина Озвучивание: Игорь Янчеглов Техническая поддержка: Максим Брежестовский Смотрите также: Фоторепортаж. Учения Далай-ламы в Сарнатхе, Индия Запись прямой трансляции учений Е.С.Далай-ламы в Сарнатхе |