Сохраним Тибет > Жить со смыслом. Как обретать помогая и получать отдавая

Жить со смыслом. Как обретать помогая и получать отдавая


30 января 2011. Разместил: Ing
Жить со смыслом. Как обретать помогая и получать отдаваяВладимир Шаров, Азиз Ниязи, Адин Штейнзальц, Константин Куксин
Издательство: Эксмо, 2010 г.
Твердый переплет, 352 стр.
ISBN 978-5-699-45618-5
Тираж: 3100 экз.

Почему нужно помогать ближнему? Что дает человеку деятельное участие в жизни других? Какое место занимает благотворительность в различных религиях мира? Кто и как занимается сегодня в России благотворительностью, в основе которой лежит принцип веры? Это лишь некоторые вопросы, поднимаемые в новом издании «Форума доноров».

Узнайте, как на эти вопросы отвечают иудаизм, христианство, ислам и буддизм — оказывается, что именно благие дела придают нашей жизни подлинный смысл и помещают ее в совершенно иное измерение. Ради этой книги объединились известные специалисты по религии, представители наиболее эффективных светских благотворительных фондов и представители религиозных общин. Мир меняется быстро, но ценности милосердия остаются вечными. Благотворительность объединяет нас всех.


Предлагаем вашему внимание отрывок из главы «Путь Бодхисаттвы»

Константин Куксин — поэт, член московского Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников; путешественник, этнограф, член Российского географического общества, организатор и участник множества экспедиций по Средней Азии, Монголии, Китаю, Крайнему Северу России и Антарктиде; создатель и директор Музея кочевой культуры.


Да принесет эта книга благо всем живым существам! Ом мани падме хум!

От автора, или несколько слов о буддизме

Мое первое знакомство с буддизмом произошло в Бурятии много лет назад. Как наяву вижу я сейчас закатное солнце, играющее на золоте крыш дацана, слышу спокойный голос ламы, отвечающего на мои вопросы...

А вопросов у меня, двадцатилетнего учителя географии из Москвы, шальным ветром занесенного в бурятские степи, было великое множество. Несмотря на атеистическое воспитание, жил я все-таки в стране, насквозь пропитанной православной традицией. Литература и музыка, живопись и скульптура, пословицы и поговорки — все вырастало из христианства. А тогда судьба столкнула меня с совершенно иной культурой. Культурой, выросшей на буддизме.

И я терзал терпеливого ламу своими наивными, глупыми, провокационными вопросами. А он улыбался и спокойно отвечал, заглядывая внимательными темными глазами мне прямо в душу.

Наличие души, впрочем, лама отрицал. Как отрицал и существование Бога-Творца, и многих других понятий, которые, мне казалось, каждый человек впитывает с молоком матери.

Я был потрясен и обескуражен. Мне открылся совершенно иной мир, живущий по своим законам и традициям, которые были намного старше христианских. Прошло немало лет, и я исходил всю Центральную Азию и Китай, прежде чем люди, следующие заветам Благословенного Будды, стали мне близки и понятны.

Тот молодой лама из Бурятии, волею случая ставший моим первым учителем в буддизме, сделал самое главное — он зародил интерес к сокровенному знанию, приоткрыл дверь, за которой лежал путь к сокровищам буддийской мудрости. И помог сделать первые шаги.

Я не стал буддистом, да и не этого, я думаю, хотел мой учитель. Но я стал гораздо лучше понимать людей, исповедующих буддизм. И немного лучше — самого себя.

* * *

О буддизме, который исповедуют три народа, проживающие на территории России — калмыки, буряты и тувинцы, — россияне знают совсем немного. И зачастую эти знания ошибочны и даже предвзяты. Все дело в том, что буддизм, возникший в Индии 2500 лет назад, стоит в стороне от других религий, распространенных в нашей стране — иудаизма, ислама и христианства. Перечисленные религии называют «авраамическими», и происходят они от общего корня. Эти религии имеют очень много схожих черт — это и вера в Единого Бога-Творца, и в бессмертную душу, и в загробную жизнь. Существует много «общих» пророков и святых, которые почитаются как в исламе, так и в христианстве и в иудаизме.

Буддизм, возникший на индуистской почве, все же гораздо ближе к древним религиям Индии, чем к религиям Запада. Отрицающий существование Бога-Творца, неизменной и вечной души, опирающийся на закон кармы, буддизм кажется непонятным и даже опасным учением многим россиянам.

Также не стоит забывать, что христиане, иудеи и мусульмане живут по-соседству уже много столетий и смогли многое узнать о традициях и обычаях друг друга.

Буддийские же республики вошли в состав России сравнительно недавно. Первой была Калмыкия, и осенью 2009 года страна отмечала знаменательную дату — 400 лет со дня вхождения калмыцких земель в состав России. Летом 2011 года Бурятия отметит 350-летний юбилей добровольного присоединения к России. И совсем недавно, в 1944 году, в состав СССР вошла Тувинская Народная Республика. За исключением, пожалуй, Бурятии, все эти республики были моноэтническими, и буддизм не выходил за пределы территории проживания исповедующих его народов.

В последние годы буддизм приобрел популярность в крупных городах среди русской интеллигенции, став своеобразным элитарным учением. Этому способствовали и огромный авторитет Далай-ламы, и активная проповедь многих тибетских учителей, приезжающих в Россию. Однако «элитарный буддизм» исповедует незначительное число людей, для большинства которых, прежде всего, важны сложные буддийские практики и медитации, направленные на расширение сознания. Мы же на страницах этой книги будем говорить о благотворительности, основой которой в буддизме, как и в любой другой религии, являются любовь и сострадание. А чтобы помочь страждущему, вовсе не обязательно осваивать сложнейшую аннутара-йога тантру, хотя с ее помощью и можно спасти большее количество живых существ.

Поэтому, ориентируясь прежде всего на читателя, почти не знакомого с Учением Будды, некоторую часть своего повествования я посвятил основам классического буддизма. Без этих основ невозможно понять мотивы благотворительности людей, исповедующих одно из самых гуманистических учений человечества. Мне показалось интересным сопроводить свой рассказ путевыми впечатлениями от встреч с ламами, с простыми кочевниками и поучительными легендами о бескорыстных подвигах и добрых деяниях богов и служителей древней веры. Многие страницы книги посвящены великим буддийским подвижникам, мыслителям, общественным деятелям. Учение Будды наполняло их существование светом и глубоким смыслом, а благотворительность стала образом жизни. Их имена по сей день свято чтят как буддийский мир, так и все просвещенное человечество.

Встреча с учителем

Утром дацан пробудился с протяжным гулом священных раковин и медных труб. Начиналась служба. Пройдя между двумя белоснежными мраморными львами, я вошел в полумрак храма. Пестрые флаги и занавеси едва шевелились, со всех сторон смотрели изображения богов и святых. В центре, перед огромной статуей Будды Шакьямуни и портретом Далай-ламы, в два ряда на цветных подушках сидели ламы. Перед каждым лежали книги, по которым они читали и пели молитвы. Монахи-прислужники переворачивали страницы и приносили новые связки книг, иногда гудели в раковины, били в барабаны. По углам храма поднимался дым из курильниц, наполняя воздух благовониями. Первым в левом ряду, чуть повыше, чем остальные, сидел настоятель и вел службу. Ламы пели, медленно покачиваясь в такт, кивали бритыми головами, тускло светились шафрановые одежды, когда они переворачивали длинные и узкие листы священных книг.

В храм заходили люди, в основном буряты, целыми семьями. Молитвенно складывая руки, они совершали поклоны наиболее почитаемым святым и богам, кланялись портрету Далай-ламы и настоятелю и, пятясь задом, выходили из храма, стараясь не поворачиваться к изображениям святых спиной.

Мои друзья ушли, а я впал в какой-то транс, слушая пение, вдыхая благовония, не осознавая реальности происходящего. Я обошел храм по кругу, совершая поклоны Будде и Далай-ламе, касаясь лбом оснований статуй. Узнав у служителя, что праздник посвящен, детям, я заказал молитву за больных детей школы, где преподавал уже несколько лет, и купил хий морин, «коня счастья» — флажок с изображением священного коня, куда вписываются имена людей, которым желаешь благополучия. Этот флажок я привязал к веточке одинокого дерева в степи. Теперь с каждым ветерком, шевелящим хий морин, молитвы должны были отправляться в небо.

Тем временем мои друзья нашли юношу-послушника по имени Домжо, и уговорили его провести экскурсию по дацану. Домжо был студентом буддийского института, расположенного на территории монастыря, где за пять лет можно получить высшее образование по буддийской философии, тибетоведению и другим наукам. Домжо, что в переводе с бурятского означает «алмаз», «царь камней», оказался совсем молодым парнем, лет 17-18, которого все ласково называли «Домжик». Конечно, молодой послушник не мог ответить на массу посыпавшихся на него вопросов. В конце концов юноша совершенно растерялся и сказал, что на все наши вопросы, возможно, ответит его учитель, лама Гомбо Бакша, который учился в Индии и Тибете и является учеником самого Далай-ламы.

Вскоре мы подошли к дому, где жил учитель нашего Домжо, и вошли внутрь. Лама Гомбо Бакша сидел в позе лотоса на шафрановых подушках, и читал какую-то явно древнюю книгу, переворачивая желтоватые, узкие и длинные страницы. Над ним висел огромный портрет Далай-ламы, везде стояли статуи божеств, лежали связки книг, завернутые в цветные ткани.

Сам лама оказался молодым человеком, лет 30-35, с короткой стрижкой, в темных квадратных очках, как у Далай-ламы. Мы поздоровались, он улыбнулся, встал, уступив нам место на диване, а сам сел, снова в позе лотоса, в кресло в углу.

— Мы путешествуем с друзьями, вот оказались в Бурятии. И мы очень интересуемся Вашей религией, ламаизмом. Ну, Домжо, наверное, рассказал Вам...

— Ламаизм? Далай-лама просил не употреблять это слово, появившееся на Западе, для обозначения тибетского буддизма. У нас — просто буддизм. Но буддизм не совсем религия в европейском смысле этого слова.

— То есть как — не совсем религия?

— В западных религиях основное место занимает понятие Бога-Творца, буддизм же его не знает. Ведь Будда — это не Бог, это Учитель, который указал путь спасения. И буддой может стать любой человек.

Мы изумленно переглянулись, а потом спросили, что такое «карма».

— Карма — это закон. Закон природы, — ответил лама и снова улыбнулся. — Все на свете имеет причину и следствие, ведь так? Если закон причинно-следственных отношений перенести в область этики, это и будет карма.

— Но как же тогда влиять на карму, изменять ее?

Лама улыбнулся, поднял со стола стеклянную баночку и спросил:

— Если я отпущу ее, она упадет?

— Ну, разумеется.

— А почему она упадет?

— Ну, есть этот, как его, закон тяготения...

— Нет. Она упадет, потому что я поднял ее, — сказал лама, засмеялся, подбросил баночку и поставил на стол. Мы тоже засмеялись — закон Кармы, над которым ломали головы столько ученых мужей, лама упростил до предмета из стекла, стоящего на столе.

— В переводе с санскрита, священного языка буддизма, это слово обозначает «деяние». Каждое наше действие приводит к последствиям. Дурное — к дурным, и мы накапливаем неблагую карму. Хорошее — к хорошим, и карма улучшается.

— Простите, вот Вы сказали, что Бога нет. А душа?

— Бога нет. Души нет, — Гомбо Бакша весело смотрел на нас. — Мы верим, что мир существует вечно, его никто не создавал. А то, что вы называете душой, мы называем «потоком сознания». То есть мы не признаем индивидуальной, неизменной, вечной души. Когда-то Гераклит сказал: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ибо через мгновение в ней будет другая вода. А Будда сказал: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ибо через мгновение ты сам станешь другим.

— А мы думали, что буддисты верят в переселение душ. Что же переселяется, если души нет?

— Вы знаете, Далай-лама приводил замечательный пример, отвечая на этот вопрос. Представьте, что вы играете в бильярд. Бьете кием по шару, и он начинает движение. Затем ваш шар бьет по следующему, тот — по другому, и все они тоже катятся по столу. Шары — это жизни человека. А переходит из жизни в жизнь не индивидуальная сущность, а импульс, энергия. Которые несут информацию о карме прошлых существований. Поток сознания состоит из мгновенных импульсов, которые называются «дхарма». Дхармы вспыхивают и мгновенно гаснут, подобно квантам света. И каждая дхарма рождает следующую, согласно закону причины и следствия. Нам кажется, что существует личность, а на самом деле — это поток вечно изменяющихся дхарм.

— Больше похоже на физику, чем на религию, — заметил я.

— Вы правы. Буддизм очень близок современной науке и всегда был, прежде всего, философским учением.

— Но как же так, Вы сказали, что нет Бога! Ведь если нет Бога, невозможно разобраться, где добро, а где зло!

— Вы задаете правильные вопросы. Я рад, что Домжо встретился с вами, это было предопределено нашей кармой! — Лама снова улыбнулся. — Сам Будда в диспутах с брахманами, священниками древней религии Индии, доказал, что бога-творца не существует. Причем Учитель приводил как логические, так и этические доводы. Он говорил, что раз все имеет причину и следствие, то и у бога должна быть причина. Если она есть, то бог автоматически не может быть творцом всего сущего. А если ее нет, то это опровергает сам закон о причине и следствии. Но гораздо важнее были этические причины отрицания бога. О них говорят до сих пор и христианские богословы, даже существует термин теодицея — «оправдание Бога». Бог-творец по определению добр и всемогущ. Но откуда же появились в мире зло и страдания? Если бог допустил их сознательно, то он не добр, следовательно, не бог. Если же он не хотел появления зла, но допустил — он не всемогущ, следовательно, не бог.

А чтобы вам проще было понять, что для буддиста добро, а что зло, я расскажу вам о колесе Сансары.

Еще до прихода в мир Будды Шакьямуни люди в Индии знали о законе кармы. И сделали очень интересные, хотя и пессимистические выводы. Представьте себе, что вы уже бесконечное количество раз перерождались в разных формах. Мы знаем шесть форм перерождения — люди, боги, асуры, животные, голодные духи и мученики ада. Все эти существа испытывают различные страдания. Но главное, неизбывное страдание — в бессмысленности самой цепи перерождений. Все повторяется — из жизни в жизнь, из эпохи в эпоху, и нет этому конца. Вот эта цепь перерождений и называется «сансара», что можно перевести с санскрита как «круговорот».

И еще до прихода в мир Будды люди искали путь спасения от Колеса Бытия, но только Благословенный Учитель смог указать его.

— А почему — колесо?

— Вы утром были на службе. Видели большую тханку, икону по-вашему, на стене храма? На ней изображен ужасный демон Мара, держащий в лапах колесо.

— Да, я обратил на нее внимания. Демон еще красного цвета...

— Совершенно верно. Эта тханка изображает сансару в виде колеса, так нагляднее, — лама снова улыбнулся нам, и продолжил, — в центре изображены змея, свинья и петух. Они символизируют гнев, невежество и похоть — три главных греха в буддизме. К ним иногда еще добавляют гордыню и зависть. Эта троица и приводит Колесо в движение. Сам круг разделен на пять частей — это различные формы перерождения, только боги и асуры изображаются вместе.

— Простите, но Вы же сказали, что Бога нет?

— Нет бога-творца. А так богов в буддизме вели¬ кое множество. Боги очень могущественны, живут бесконечно долго — людям даже кажется, что они бессмертны. Но это не так. Боги, как и все остальные, умирают и могут родиться вновь в любом обличье — например, асуром, животным или голодным духом. Боги страдают от вечной праздности и бессмысленности существования.

— А голодные духи? Асуры? Кто это?

— Асуры подобны богам и больше всего похожи на титанов греческой мифологии. Они ведут постоянную борьбу с богами за власть над миром. Борьбу, в которой не могут одержать победу. А голодные духи — их у нас, изображают с огромной головой на тонкой шее и вздувшимся от голода животом — это люди, которые в прошлой жизни были очень жадными. За что и наказаны пребыванием в теле существа, которое не может насытиться. Животные страдают за грехи прошлых существований, то есть просто искупают неблагую карму. А самые страшные грешники попадают в ады — их в буддизме два, раскаленный и ледяной. Где страдают за грехи прошлых жизней. Правда, буддизм не знает вечных мук ада — в конце концов, искупив грехи, существо из ада может вновь родиться животным, человеком или богом. И все повторится сначала... Поэтому главная цель буддизма — полное освобождение от Колеса Бытия, бессмысленной череды смертей и рождений. То есть достижения состояния Будды, Пробужденного Существа. Кстати, русские слова «будить», «пробуждать» родственны санскритскому «будда», — лама снова улыбнулся, — и стать Буддой может любой человек, причем именно человек — даже божеству стать Буддой неимоверно сложнее.

— И все-таки, как отличить добро от зла, если нет Бога?

— Я лучше расскажу вам притчу, — сказал Гомбо Бакша.

— Однажды к Будде пришел юноша и спросил: жениться ему или не жениться. Учитель ответил: «Если жизнь с этой девушкой станет для тебя ступенькой на Пути к Просветлению, будь с ней. Если нет — оставь ее...»

— Интересно! Сократ ответил на подобный вопрос совсем по-другому!

— Еще интереснее, что Будда и Сократ были ровесниками, жили и творили в одно и то же время! — сказал лама и улыбнулся.

— А если вернуться к вопросу о добре и зле, то все, что ведет человека к Пробуждению — добро, все остальное — зло. Это — единственный критерий разделения добра и зла в буддизме. Не важно, каким богам вы поклоняетесь, в какой стране живете, — делайте добро, сострадайте всем живым существам — и вы достигнете Просветления.

— А как понять, что ведет к Просветлению, а что нет? Так можно все что угодно оправдать!

— Сострадание. Любовь. Жалость ко всем живым существам, которые обречены на муки в Сансаре. Если вы умеете искренне сострадать, вы не собьетесь с правильного пути.

— А правда, что буддийские монахи могут ходить сквозь стены и по воде?

Гомбо Багша засмеялся, потом снова стал серьезным и сказал:

— Легко научиться ходить сквозь стены и по воде, летать по воздуху и воспроизводить на ладони модель Вселенной. Гораздо труднее полюбить все живые существа и прожить достойную жизнь...

— А какая главная цель в жизни у буддиста?

— Конечно, достижение Нирваны, полного Освобождения. Но без Учителя это сделать очень трудно. Справиться можно, но уйдет очень, очень много времени и сил. Поэтому одна из главных целей в жизни — встретить Учителя. Пусть все доброе, что вы делаете, служит этому.

Мы спросили, как быть, если человек устает делать добро, становится раздражительным, ему все надоедает.

— Используйте специальные техники медитации, отдыхайте, и помните одно: во Времена Упадка те, кто делает добро, плывут против течения. Это нелегко, но гораздо лучше очищает карму, чем движение по течению во Времена Возрождения. Помните: хотя боги могущественны, буддой может стать только человек...

— Вот Вы говорите: Будда и будды, во множественном числе. Так он один или их много?

— В принципе, все живые существа — потенциальные будды. Мы подобны источнику, загрязненному нечистотами. Наши загрязнения — это невежество, пороки, страсти. Но как источник можно очистить от нечистот, так можно очистить и свое сознание — и тогда Вы достигнете Нирваны и станете буддой.

— А почему так почитают именно этого Будду, — мы кивнули на золоченую статую у портрета Далай-ламы.

— Дело в том, что царевич Сиддхартха Гаутама, став Буддой, не ушел в Нирвану. Он остался на Земле, прожил долгую и трудную жизнь, чтобы помочь другим освободиться из сетей Сансары. Поэтому мы и зовем его Учитель. Такие Будды-Учителя приходят редко, очень редко.

— Мы вас, наверное, замучили, да?

— Ну, что вы! — лама улыбнулся, — приятно говорить с людьми, которые думают и идут по доброму пути.

Лама снова осветил нас улыбкой, мы поклонились, поблагодарили учителя и вышли на улицу. Хотя с Гомбо Бакша мы говорили совсем недолго, встреча с учеником Далай-ламы осветила мою жизнь на многие годы...