Сохраним Тибет > Тэло Тулку Ринпоче: "У нас схожая судьба"

Тэло Тулку Ринпоче: "У нас схожая судьба"


3 февраля 2011. Разместил: savetibet
В преддверии Нового года Верховный лама Калмыкии говорит о важности исторических связей с Далай-ламой и сохранения монашеской традиции.

― 3 февраля в Бурятии и Туве отметят наступление Нового года. Как правильно встречать такие большие праздники, как калмыцкий Цаган-сар, тувинский Шагаа или бурятский Сагаалган ― праздники, имеющие свои древние традиции, свою историю?

Таким регионам, как Бурятия, Тува и Монголия нужно встречать Новый год с оптимизмом. Мы всегда должны сохранять оптимизм. На чтонам возлагать надежды? На лучшее будущее, доброе здоровье, хорошее образование.

Преисполниться оптимизма на пороге Нового года, на мой взгляд, важнее всего. И еще, нужно сделать благопожелания: пожелать всего наилучшего друзьям и любимым, а своей стране, обществу ― стабильности и мира. Это очень важно.

― В трех буддийских республиках сейчас идут процессы возрождения буддийской религии, и одним из главных вопросов остается возрождение монашеской общины, Сангхи. Как вы считаете, нужна ли вообще современному миру монашеская община?


Если вы задаете вопрос, нужна ли современному миру монашеская община, то это все равно, что спросить, а нужен ли современному миру буддизм? И дальше ― а нужен ли нам сам Будда? Бессмысленно задавать такие вопросы ― разумеется, нам нужна Сангха! Ведь что такое Сангха? Это те, кто хранит Учение и наставляет нас на истинный путь, путь, изложенный Буддой. Поэтому очень важно возрождать монашескую традицию и ее сохранять.

Буддизму две с половиной с лишним тысячи лет. До сего дня нам удавалось сохранить Сангху. И когда сегодня задают вопрос о продолжении буддийской монашеской традиции, то можно ответить так: если она сохранялась в течение двух с половиной тысячелетий, то, безусловно, на то была своя причина, и она и поныне не утратила силу. Так что, сохранять Сангху нужно! И не только сохранять, но и развивать.

Тэло Тулку Ринпоче: "У нас схожая судьба"

В наши дни, когда совершается столько неблагих деяний, нам нужно найти средства и методы возрождения и сохранения этой древней традиции. Конечно, мы должны отдавать себе отчет во всей сложности поставленной задачи. Возьмем, например, положение дел в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии. Конечно, наши сообщества пострадали от репрессий; нас подавляла тоталитарная система на протяжении семидесяти с лишним лет. В течение всех этих лет мы не обладали должной свободой для сохранения этой традиции, и мы практически ее утратили. Только в начале 90-х мы вновь получили возможность приступить к восстановлению монашества. Его окончательное восстановление, конечно, не произойдет в одночасье. Это требует времени. Но когда я оглядываюсь назад, то вижу, что в сравнении с тем, как все обстояло 10-15 лет тому назад, как многого мы достигли, мы приложили много усилия для возрождения традиционного монашества. Мне кажется, пока нам это удается. Конечно, мелкие препятствия то и дело встают на нашем пути, но если брать в целом, то мы неплохо потрудились. Разумеется, нет пределов для совершенства, многое нужно доводить до ума, и эта работа имеет большое значение

Перечисленные сообщества, без сомнения, сыграют важную роль не только на местном уровне, но и на уровне глобальном.

― Очень важным фактором для возрождения буддизма в буддийских регионах является образование, повышение образовательного уровня населения. Как, по-вашему, должно строиться буддийское образование?

Образование в наши дни играет очень важную роль. Почему? Потому что оно помогает нам получить профессию, затем работу. Благодаря образованию, мы можем кормить семью.

Когда же мы говорим о буддийском образовании, то цель здесь не в том, чтобы настроить человека на религиозный лад; не в том, чтобы обратить его в свою веру. Главная задача ― научить его осознавать, понимать свою культуру, традиционный образ жизни и менталитет. И буддийское образование здесь играет существенную роль.

Я всегда повторяю, что буддизм можно разделить на несколько категорий. Можно говорить о буддизме как о религии или вере, как о философии и как о науке.

Буддийскому сообществу необходимы все три составляющих, и они должны поддерживаться буддийским образованием. Если же говорить о не буддистах, то им достаточно познакомиться с двумя категориями: буддийской философией и буддийской наукой. Если мы будем больше рассказывать людям разных стран мира о философии буддизма, то они поймут, что буддизм не таит в себе никакой угрозы, это религия гармонии, философия миролюбия, наука о сознании, которая описывает наши эмоции.

Оперевшись на учение Будды, мы, вне сомнения, сможем внести свой вклад ­― научить людей преобразовывать свои негативные действия в позитивные; трансформировать негативную энергию в позитивную и так делать окружающий мир лучше.



― Что бы вы пожелали нашим братьям и сестрам из Бурятии, Тувы и Монголии накануне наступления Нового года?

Мы живем в непростое время. На пороге 21-го века многие были настроены оптимистически, полагали, что нас ждет новое начало. Но истинное положение дел таково, что вступление в 21-й век прошло не так уж гладко. Но у нас есть все возможности для того, чтобы вырасти, прийти к внутренней зрелости.

Мы должны не только молиться о лучшем будущем, о хорошем образовании, но, что более важно, упорно трудиться и сохранять оптимизм, не терять надежды, не переставать верить в радостное будущее.

С одной стороны, нам нужен оптимизм, а с другой ― упорная работа для достижения поставленных целей.

А потому я желаю вам светлых дней, очень долгой, счастливой жизни и доброго здоровья. Мы должны всегда быть готовы прийти друг к другу на выручку, поддержать друг друга. У нас схожая судьба: в последнее столетие на нашу долю выпадали одни и те же тяготы, так что мы способны разделить чувства друг друга, мы их понимаем, ведь наши переживания схожи. Поэтому вместе мы сумеем изменить наше общество к лучшему. Совместными усилиями мы сумеем укрепить его основы и тем самым мы принесем пользу не только своим регионам, но и стране в целом. Миру в целом.

Интервью вел Эльбиков Хонгр

Поздравление народам Бурятии, Тувы и Забайкалья

Я бы хотел поздравить народы Бурятии, Тувы и Забайкалья с наступлением Нового года по буддийскому календарю. У наших народов за плечами немалый исторический путь, а нынешнее время возложило на всех нас одну и ту же сложную задачу по возрождению, сохранению и развитию древних традиций буддизма, одной из основных религиозных конфессий России.

Все мы должны смотреть в будущее с надеждой, пусть даже нам пришлось пережить темные времена, когда мы были лишены возможности исповедовать свою исконную религиозную веру. Любые трудности, выпадающие на нашу долю, можно преодолеть, объединившись в делах своих или в молитвенном порыве, обратившись за благословением к Будде и за духовным наставничеством к Его Святейшеству Далай-ламе. Нет нужды напоминать вам об исторических связях между нашими народами и Его Святейшеством Далай-ламой, но очень важно, чтобы все мы помнили о том, что Его Святейшество с нами. В его помыслах и молитвах всегда есть место неизмеримой заботе о благополучии буддийских народов России.

Ключ к решению острых проблем, которые встают перед нами в 21 столетии, не в одном только экономическом росте, но, прежде всего, в развитии внутренних нравственных ценностей. Укрепиться в них можно, лишь следуя стезей духовной практики, избранной вами духовной дисциплины. Я искренне верю в то, что наше будущее будет исполнено света и радости, и хочу передать свои молитвы и наилучшие пожелания народам Бурятии, Тувы и Забайкалья. Пусть следующий год принесет вам удачу, здоровье и долголетие, и пусть будут услышаны ваши самые искренние молитвы.

Верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии
Тэло Тулку Ринпоче


Буддизм в Калмыкии