Сохраним Тибет > Лама Сопа Ринпоче. Утреннее размышление о природе самсары

Лама Сопа Ринпоче. Утреннее размышление о природе самсары


26 февраля 2011. Разместил: savetibet
Лама Сопа Ринпоче. Утреннее размышление о природе самсарыПервое, на что нужно настроиться с утра ― это Бодхичитта, а в конце следует посвятить свою жизнь всем существам, всем остальным, число которых неизмеримо, и никто не желает страдать, но каждый стремится к счастью равно, как и ты сам. Когда мы порождаем Бодхичитту, то следующим шагом в формировании утренней установки на весь день будет намерение открыть свой ум навстречу другим.

Каждое утро после пробуждения Кьябдже Серконг Ценшаб Ринпоче медитировал в соответствии с изложенной ниже практикой. В тантрической практике йога сновидений может выполняться как с использованием визуализаций, так и без них. Если мы не используем визуализации, то, отправляясь спать, медитируем о Дхармакае или попросту о пустоте. Если же визуализации используются, то мы представляем себя божеством мандалы, памятуем о гуру-божестве и затем засыпаем в этом чистом осознавании. Утром мы просыпаемся под звуки музыки, исполняемой даками и дакинями, и проявляемся из ясного света. Даки и дакини начитывают следующие строки:

Избегай распрямления ног.
Откажись от вхождения в самсару.
Достигни единства с состоянием Ваджрасаттвы.

«Избегай распрямления ног» ― очень хорошее выражение. Когда ваш ум начинает лениться, вы распрямляете ноги. Все ваше тело вытягивается в десяти направлениях, и вы не торопитесь практиковать Дхарму. И хотя это не выражено словами, «распрямление ног» говорит о том, что сиюминутное счастье для вас важнее Дхармы. Это один из признаков. «Избегай распрямления ног» означает «избегай цепляния за эту жизнь и не поддавайся лени в практике Дхармы».

Смерть неизбежна и может настигнуть вас в любое время. Даже сегодня она может прийти за вами в любой момент. И тогда есть только две возможности: либо переродиться в низших мирах, либо обрести тело счастливого обитателя высших миров. Перерождение в низших мирах происходит вследствие неблагоприятной кармы, а переход к более высоким перерождениям проистекает из благоприятной кармы, из практики Дхармы.

Даже карма, накапливаемая в течение одного дня, оказывается по большей части негативной; четыре составляющих неблагих деяний (основа, помысел, исполнение и завершение) завершены и сильно проявлены, они сильнее накопленной вами позитивной кармы. Даже если вы практикуете Дхарму, большинство [ваших благих деяний] не завершены. Поэтому дальнейшее перерождение в низших мирах вам практически обеспечено.

…«Откажись от вхождения в самсару», на мой взгляд, означает отбрасывание мысли о том, что самсара хороша, а радости самсары притягательны, когда мы не способны распознать в страдании страдание, но видим в нем настоящее счастье. Эта строка призывает нас не позволять уму вот так вовлекаться в самсару через привязанность и побуждает размышлять о том, что вся самсара обладает природой страдания.

Самсара ― это не земля, не дома, не фабрики, не Диснейлэнд и даже не это тело. Лама Цонкапа в «Большом руководстве к этапам пути Пробуждения» (Ламрим ченмо) объяснял, что под термином «самсара», круговорот (тиб. корва) , понимают ту часть потока совокупностей (скандх), которая вызывается к жизни кармой и омрачениями; ту часть, которая загрязнена омрачениями.

Омрачение также называют «падением» ― пока у вас есть омрачения, вы всегда будете пребывать в самсаре, никогда не достигнете Освобождения и «упадете» в низшие миры. После перерождения в высших мирах вы опять переродитесь в низших. Так что, если быть точным, то здесь говорится о том, что совокупности (скандхи) загрязнены семенами омрачений, из которых и прорастают омрачения. Какую бы карму вы не породили, она будет засеивать кармические семена в поток ума. Эти семена затем дадут начало новым перерождениям, буквально «забрасывая» вас в следующую жизнь. Из семян омрачений прорастают страдания ума, страдания тела, а также новое перерождение и страдания следующей жизни. Вот почему совокупности пронизаны страданием; все шесть миров пронизаны страданием. Мир желаний, мир форм, мир без форм пронизаны страданием. Ведь в них присутствует загрязненные семена омрачений, они обладают природой страдания и пронизаны страданием. Мало того, их вызывают к жизни карма и омрачения, а потому они пронизаны страданием [еще и в этом смысле]. Таково описание всепронизывающего страдания от обусловленности: эти семена несут в себе страдания следующей жизни.

Почему Цонкапа говорит о «части потока совокупностей (скандх), порождаемой кармой и омрачениями»? Потому что, проходя пять путей (путь накопления, путь подготовки, путь видения, путь медитации и путь не-учения-более), медитирующий достигает пути медитации, где останавливается поток будущих жизней, прекращается беспрерывный круговорот самсары, [обусловленный кармой и омрачениями]. Поток заканчивается и не переходит по кругу в следующую жизнь.

Седьмой Далай-лама и Кьябдже Пабонка Дечен Ньингпо [объясняли], что часть потока перерождений загрязненных совокупностей (скандх) порождается кармой и омрачениями. Кьябдже Денман Лочо Ринпоче также давал такие объяснения. Поэтому «круговорот» ― довольно точное описание самсары. Это название отражает принцип действия самсары: это непрерывный поток, вызванный движением по кругу. Когда поток перерождающихся снова и снова загрязненных совокупностей, вызванный кармой и омрачениями, останавливается, так как исчезает сама его причина (карма и омрачения), вы достигаете освобождения из самсары. Пабонка Дечен Ньингпо говорил, что самсара ― это и есть само непрерывное вращение.

Мандала, декабрь 2009
Перевод Виктории Яковлевой