Сохраним Тибет > Политическая демократия для тибетцев: дилемма КНР ― анализ

Политическая демократия для тибетцев: дилемма КНР ― анализ


9 мая 2011. Разместил: savetibet
Политическая демократия для тибетцев: дилемма КНР ― анализ

Профессор Шрикандх Кондапали, университет им. Джавахарлала Неру (Индия), опубликовано тибетским интернет-ресурсом Phayul

Несмотря на то, что Его Святейшество Далай-лама ранее неоднократно демонстрировал своё намерение отойти от политического руководства, его заявление о передаче власти «избираемому народом тибетскому лидеру», сделанное 10 марта с.г., очевидно застало врасплох китайское руководство. Заявление прозвучало за десять дней до выборов нового премьер-министра, а также других членов Тибетского парламента в эмиграции. Хотя пресс-секретарь министерства иностранных дел КНР и назвала предложение Далай-ламы «трюком, имеющим целью ввести мировое сообщество в заблуждение», шаг, предпринятый лидером Тибета, скорее всего, скажется на Китае как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, и причин тому несколько.

Во-первых, предложение передать бразды правления избираемому тибетским народом лидеру будет иметь далеко идущие последствия для китайской политической системы. В свете недавних народных волнений в Тунисе, Алжире, Египте, Бахрейне, Ливии и других странах, решение Далай-ламы передать всю полноту исполнительной власти всенародно избираемому парламенту может привести к тому, что подобные требования прозвучат и в адрес коммунистической партии в Китае. Китайское правительство уже обозначило готовность своей обширной внутригосударственной системы контроля встретить этот вызов во всеоружии.

В период руководства КПК Цзян Цзэминем, основой стратегии партии служила концепция «трех представительств» (партия представляет интересы широких масс, производительных сил и развивающейся культуры), нацеленная на усиление ее контроля над страной. Стремясь ускорить темп проводимых реформ, китайское руководство тогда экспериментировало с проведением выборов на уровне деревни, хотя представительство коммунистической партии начиналось с уездного уровня и выше. Тем не менее, партия сохранила свою строгую систему контроля сверху, что привело к народным выступлениям, в том числе демонстрациям на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, в которых приняли участие около двух миллионов студентов, рабочих и крестьян. В 1991 году в антиправительственных демонстрациях участвовали пяти тысяч граждан, а в 2009 году общее число недовольных возросло почти до миллиона сорока тысяч человек, большинство из которых требовали социальной защиты населения.

Во-вторых, выстраивая долгосрочную и стабильную систему отчетности тибетских органов управления перед народом и институтами, Далай-лама тем самым предотвращает вероятность дестабилизации и утери контроля над ситуацией в так называемый период «без Далай-ламы». Ввиду вполне очевидных намерений китайского руководства выбрать следующего Далай-ламу, пусть и с опорой на некоторые традиционные практики, нынешний шаг лидера Тибета снижает возможность того, что следующий Далай-лама воспользуется какими-либо широкими полномочиями, предоставленными ему Тибетской конституцией 1991 года (принятой Ассамблеей тибетских народных депутатов 14 июня 1991 года, ― прим. переводчика).

Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся в двух основных школах тибетского буддизма, этот шаг вполне объясним. Дело в том, что в настоящий момент существуют два кандидата на титул Панчен-ламы (один из них признан Далай-ламой XIV, другой ― руководством КПК), и три кандидата на титул Кармапы (кандидатура Ургьена Тринлея Дордже, нынешнего Кармапы, была признана как Далай-ламой, так и китайским руководством). Поскольку Далай-лама играет куда более важную роль в жизни тибетцев, любая неосмотрительность в вопросе избрания его преемника может иметь серьезнейшие последствия для борьбы за свободу Тибета. Таким образом, предпринятый Далай-ламой шаг можно рассматривать как попытку вывести политические полномочия за пределы института Далай-ламы, передав их избираемому лидеру.

В-третьих, притом, что в последнее время словесные нападки китайского руководства на Далай-ламу стали приобретать все более личностный характер, передача руководства избираемому тибетскому лидеру позволит «переключить» внимание китайских властей, так сосредоточенных на Далай-ламе. Например, Чжан Цинли, занимавший пост секретаря компартии Тибета, в 2008 году дошел до того, что называл Далай-ламу «волком в монашеской рясе». Ли Жаосинь, бывший министр иностранных дел, нынешний представитель Всекитайского собрания народных представителей по вопросам внешней политики, в марте 2010 года высмеивал Далай-ламу VI, родившегося в Таванге, в индийском штате Аруначал-Прадеш (в регионе, являющемся предметом территориальных споров Индии и Китая – прим. переводчика), за потворство мирским наслаждениям, а Далай-ламу XIV называл «политическим монахом». Принятое решение таким образом может заставить китайские власти сменить фокус, и мишенью для его критических нападок вполне возможно теперь окажется избираемый тибетский лидер. С другой стороны, китайские лидеры по-прежнему утверждают, что переговоры с представителями Далай-ламы имеют целью обсуждение будущего самого Далай-ламы, но никак не вопросов управления Тибетом.

При развитии событий в этом ключе, официальная критика Пекина в скором времени обернется против самого Пекина, как это было с едкой критикой, исходящей из уст функционеров верхнего звена, включая премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи во время выборов в Тайване в 1995/96 и в 2000 гг.. К тому же, девять раундов переговоров китайского правительства и представителей Далай-ламы до сих пор не принесли сколько-нибудь положительных результатов. Судя по имеющейся информации (в том числе из американской дипломатической переписки, опубликованной ресурсом Wikileaks), большинство членов Политбюро КПК планируют и впредь придерживаться жесткой политики в отношении народных волнений в Тибете. Именно в рамках этой политики китайским руководством инициирована кампания политического перевоспитания тибетского монашества, а также кампания «жесткого удара», нацеленная на подавление недовольства в Тибете. Результатом этого становится политическое отчуждение тибетцев как в самом Тибете, так и за его пределами, что может означать только одно ― у взаимоотношений между тибетским и китайским народами непростое будущее.


Перевод: Дмитрий Колесник

Видео по теме:




Скачать

Далай-лама комментирует свое заявление об отказе от политической власти во время традиционных учений по Джатакам (повествованиям о предыдущих рождениях Будды Шакьямуни) в главном храме Дхарамсалы. 19 марта 2011.
Читать...




Диалог Его Святейшества Далай-ламы с китайскими учеными и студентами по теме "Возрождение буддизма в Китае и его последствия". 7 мая 2011. Миннесота, США. Запись прямой трансляции (синхронный перевод).