Сохраним Тибет > Мнение. Политика Китая по Тибету по-прежнему несостоятельна

Мнение. Политика Китая по Тибету по-прежнему несостоятельна


21 мая 2011. Разместил: Ing
Мнение. Политика Китая по Тибету по-прежнему несостоятельна

Китайскому руководству необходимо осознать, что отсутствие порядка в Тибете невыгодно никому. Индия уже неоднократно давала понять Китаю, что не будет вмешиваться, поскольку это внутреннее дело Китая. В соответствии со своей нынешней политикой, в каждом двухстороннем соглашении руководство Индии старательно избегает каких-либо упоминаний о Тибете и Тайване, как бы давая понять Пекину, «избавьте нас от ваших внутренних проблем». И по сей день Индия воздерживается от каких-либо комментариев в отношении удручающего состояния прав человека в Китае, равно как религиозных свобод и прав национальных меньшинств.

Для Далай-ламы и его правительства в эмиграции беспорядки приносят только больше боли тибетцам в Тибете. Не сумев убедить китайское руководство принять минимальные требования автономии для тибетского народа, возможно даже более скромные, чем те, что были оговорены в соглашении из 17 пунктов 1951, Его Святейшество принял решение сложить с себя политические полномочия.

Что касается руководства стран европейского сообщества, то, несмотря на обширные экономические связи с Китаем, они не могут оставаться в стороне. Дело в том, что принципы соблюдения прав человека и свободы вероисповедания лежат в основе европейского мировоззрения, и граждане европейских государств просто не позволят своим правительствам игнорировать эти самые принципы.

В США существуют круги, озабоченные принципами соблюдения прав человека и свободы вероисповедания, воплощением которых, по их мнению, является Далай-лама. В частности, Конгресс США точно не допустит, чтобы нынешнее правительство закрывало глаза на нарушение этих принципов, и неважно, о какой конкретно стране идет речь.

Если же некоторые правительства не ставят перед Китаем вопросы соблюдения прав человека, то граждан этих стран эти проблемы как раз волнуют. Далай-лама и его политика пользуются широкой народной поддержкой. Например, в России в Республике Калмыкия, где большая часть граждан, в том числе президент Республики, являются последователями буддизма, к Далай-ламе испытывают глубокое уважение.

Тем не менее, ни одна страна не требует полной независимости Тибета, но как раз это китайские руководители и отказываются понимать. Но сколь же долго они смогут игнорировать международное общественное мнение, учитывая то, что Китай является активным членом «глобальной деревни»?

Очень важно, что в тибетском вопросе китайское правительство отказывается прислушаться к мнению даже своих собственных граждан, этнических ханьцев. Китайская неправительственная организация, Гунмыньский центр правовых исследований (the Gongmen Law Research Centre) в Пекине, проводил обширное исследование в Тибете, в том числе в наиболее удаленных селениях. Целью исследования была попытка довести до сведения руководства страны, что деньги, вложенные в Тибет, до самих тибетцев так и не дошли, а были распределены между этническими ханьцами, переселившимися в Тибет. После публикации доклада о результатах исследования в 2008 году организацию закрыли, а сам доклад запретили.

Китайских интеллектуалов все больше тревожит политика компартии и правительства Китая в отношении Тибета, и они начинают позволять себе критические высказывания. А по мере расширения демократического движения, такие разговоры будут звучать чаще.

Об ужесточении подхода к тибетской проблеме впервые после мартовского восстания в Лхасе в 2008 году сказал во время съезда Всекитайского собрания народных представителей* в Пекине секретарь компартии Тибетского автономного района Чжан Цинли. Он пообещал, что протестующим тибетцам пощады не будет.

Очевидно, что решение Далай-ламы сложить с себя политические полномочия, предоставив возможность действовать избранному премьер-министру, его кабинету и Тибетскому правительству в эмиграции, серьезно нарушило планы китайского руководства. Конечно, китайское руководство не может согласиться вести переговоры с новым премьер-министром принять премьер-министра (Калон Трипа) и его правительством, так как это означало бы признание существование тибетского движения. Вопрос же заключается в том, продолжатся ли переговоры Далай-ламы и его представителей с китайской стороной, а также когда и при каких обстоятельствах это произойдет?

Ответ на этот вопрос прозвучал недавно. В интервью китайскому журналу «Тибет» заместитель председателя Отдела единого фронта Центрального комитета КПК Чжу Вэйгун недавно заявил, что любые переговоры (с тибетцами в эмиграции) будут вестись только о политическом статусе Далай-ламы и исключительно между Пекином и личными посланниками Далай-ламы.

Также Чжу Вэйгун уточнил, что в вопросе переговоров КПК придерживается двух пунктов. Во-первых, КПК ведет переговоры только с представителями Далай-ламы. Во-вторых, содержание переговоров ограничивается лишь вопросом дальнейшего будущего Далай-ламы, либо ближайших его помощников. При этом заместитель председателя пригрозил репрессиями с привлечением военных в случае активизации тибетского сопротивления.

В официальном заявлении, сделанном в преддверии шестидесятой годовщины китайского вторжения в Тибет, Чжу обвинил Далай-ламу во всех общественных беспорядках в Тибете и объявил его «орудием в руках международных анти-китайских сил».

Мнение же Чжу Вэйгуна это выражение единодушной позиции Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, возглавляемого генеральным секретарем КПК Ху Цзиньтао, занимавшим пост секретаря компартии Тибетского автономного района во время волны протестов монахов и монахинь в Лхасе в 1987 году. Очевидно, что Пекин хотел бы, чтобы Далай-лама снова взял на себя роль политического лидера. В тоже время круг обсуждаемых вопросов сужен чрезвычайно – никаких переговоров по вопросам будущего Тибета. По мнению КПК, этот вопрос уже решен.

По-настоящему китайское руководство хотело бы обсуждать с представителями Далай-ламы, как достичь дружеского соглашения в вопросе поиска и признания Пятнадцатого Далай-ламы, когда придет время, а также вопросы восстановления в правах его представителей в Китае, но никак не в Лхасе. Речь идет о восстановление полномочий представителей Далай-ламы в таких партийных структурах как Всекитайское собрание народных представителей и Народный политический консультативный совет Китая, в который, однако, входят как представители КПК, так и беспартийные, но который, тем не менее, управляется всё той же КПК.

Трудно сказать определенно, является ли сказанное Чжу Вэйгуном, окончательным предложением китайской стороны по будущим переговорам. Если это так, то Далай-ламе трудно будет принять это предложение, поскольку это будет означать отказ от самых базовых чаяний тибетского народа. Далай-лама и так уже пошел на большие уступки. Принятие этого предложения означало бы пожертвовать тем, что еще осталось от дела Тибета. Маловероятно, что Далай-лама так подведет свой народ.

Ужесточение китайской политики в отношении тибетского населения стало наиболее заметным в конце марта этого года, когда монахи монастыря Кирти из уезда Нгаба попытались противостоять отправке местными властями монахов своего монастыря на политическое перевоспитание. В настоящий момент проблема остается нерешенной, продолжаются аресты, многие монахи подверглись избиениям со стороны сил безопасности. А тибетцам по всему Китаю дают понять, что грядут еще более тяжелые времена.

Заявления и действия китайского правительства не свидетельствуют о его уверенности в себе. Напротив, они отражают его замешательство и глубокую озадаченность в попытке справиться с тибетским вопросом. Складывается впечатление, что партийное руководство роет яму само себе. Ранее в этом месяце, было запрещено собрание «домашних церквей», (христианское течение протестантского толка, его члены собираются в частном доме, где и устраивают богослужение, - примечание переводчика), а тем временем, согласно официальной статистике, в Китае насчитывается около 160 миллионов христиан. Все большее число людей, выступающих за демократию, оказывается в тюрьмах, как, например, известный художник Ай Вэйвэй.

Пожалуй, если китайское правительство стремится сохранить за коммунистической партией звание единственной правящей партии, то ему следует изменить свою внутреннюю политику. Подобно великодушному императору, следующему интересам своих подданных в духе конфуцианских традиций, дать гражданам возможность выражать свое мнение, учиться у них и исправлять свои ошибки. Ведь не так уж многие в Китае жаждут многопартийной политической системы. А если пользоваться молотком, чтобы прихлопнуть муху, то, как гласит старинная поговорка, под ковром может собраться столько мух, что однажды они улетят вместе с ковром. Это не произойдет сегодня, завтра или послезавтра, но все равно произойдет когда-нибудь обязательно, ведь человек рожден свободным!

Бхаскар Рой (индийский политический обозреватель, специалист по Китаю)

Перевод Дмитрия Колесника

* Всекитайское собрание народных представителей – высший законодательный орган Китайской Народной Республики, в состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.