Сохраним Тибет > В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»

В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»


19 июня 2011. Разместил: savetibet
В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»

Мясоедение ― прерогатива многих народов, но наиболее ярко выражены кулинарные пристрастия к мясу у монгольских народов: кочевники Великой степи питаются им с давних времён. Нелёгкий суровый образ жизни не оставлял им выбора, сами условия жизни не позволяли питаться злаками и овощами.

Официально приняв буддизм в 13 веке, монголы приняли и нормы этического поведения махаяны. Праздники и обряды буддистов степи мало отличались от празднований буддистов Тибета или Ладака. За исключением предпочтений в питании. В условиях отгонного скотоводства, когда пища для скота была повсюду, куда бы ни передвигалось кочевье ― буквально под копытами коней, единственно возможной формой питания было мясное. Нынешнее положение дел в мире отличается от древности.

Некогда кочевые народы со временем стали менять свои привычки в силу множества причин, и не всегда по собственной воле, но факт остаётся фактом ― прежние кочевники, возможно, уже не так, как ранее нуждаются в исключительно мясном, богатом животным белком рационе, из-за смены условий жизни и деятельности.

21 век, как и предшествующий ему 20-й, показал, что, несмотря на поразительное развитие технологий и наук, многие страны по-прежнему испытывают трудности с продуктами, не уменьшились агрессия и злоба.

Буддизм расширил границы, и многие последователи религии, основанной индийским принцем из рода Шакья, отказываются от мясной пищи вслед за духовным лидером Его Святейшеством Далай-ламой 14-м. Известно, что он уже давно сторонник вегетарианства. В дни праздника Урс-сар в Калмыкии, значительная часть буддистов на месяц перестают есть мясо и рыбу ― хотя бы на время прекращая участие в отнятии жизни живых существ; хотя бы на какое-то короткое время замедляя вращение молоха промышленного забоя скота.

В клубе «Манджушри» состоялось очередное заседание, посвящённое буддийскому вегетарианству. Открыл это заседание Шаджин-лама Калмыкии ― Тэло Тулку Ринпоче. Он пришёл вместе с молодыми монахами ― Сананом Матвеновым и Сергеем Киришовым, чтобы рассказать о том, как сам стал убежденным вегетарианцем много лет назад:

«Я не ем мясо уже 16 лет, с того времени, как в 1994 году получил от Его Святейшества Далай-ламы посвящение Калачакры.

Во время посвящения Калачакры в Индии было очень жарко, и я поначалу принял решение на время учений отказаться от мяса, чтобы не одолевали сон и дремота. По завершении учений, я почувствовал, что моё состояние, физическое и духовное, теперь, когда больше не ел мясную пищу, стало намного лучше.

Во-первых, я стал себя лучше чувствовать, меньше уставать. Во-вторых, пришло особое духовное удовлетворение, а в-третьих, [я понял], что вегетарианство полезно для здоровья в целом». Ринпоче улыбнулся и продолжал: «Но отказавшись от мяса, тем не менее, я позволял себе изредка есть рыбу, так как врачи не советуют полностью переходить на вегетарианство. Затем, после размышлений, я пришёл к выводу, что не есть мясо, но есть рыбу ― неправильно и перестал есть и рыбу. Да, возможно, не так легко отказаться от мясной пищи, но это и не столь трудно, как кажется многим из нас. К тому же, так мы открываем много нового в самих себе».

Сергей Киришов, монах, рассказал, что принял решение отказаться от мяса, выслушав учение Тэло Тулку Ринпоче, это случилось пять лет тому назад. Поначалу, признался Сергей: «Я делал это неосознанно, внутренне еще не был готов, но потом, по прошествии времени, когда я стал лучше понимать Дхарму, вегетарианство тесно сплелось с моим образом жизни. На моём примере вы можете видеть, что вегетарианцы внешне отнюдь не отличаются от других людей».

«Но будьте осторожны, ― предупредил буддийский монах, ― можно навредить своему здоровью, поэтому я против скоропалительных решений. Если ваша мотивация чиста, связана с бодхичиттой, то вегетарианство пойдет вам на пользу. И eсли вы станете есть мясо хотя бы через день, то уже сможете сказать, что вы не ели мяса половину жизни. Есть ещё одна опасность: вегетарианство способно усилить в вас самолюбие и эгоцентризм, если вы станете считать себя особенными существами, существами высшего порядка».

Санан Матвенов честно признался, что он не вегетарианец и поэтому понимает, что не вправе говорить на эту тему, хотя, конечно, как все монахи-гелонги и гецулы, не ест мяса во время священного месяца Урс-сар (тиб. Сага дава). Он привёл в пример ещё одного калмыцкого монаха Санала Мукубенова, давно отказавшегося от мясной пищи. «Я, если честно, к этому ещё не готов, но радуюсь, когда люди умеют ограничивать себя таким образом. Даже то, что мы сегодня собрались и задумываемся над этим вопросом; говорим о том, какие страдания испытывают животные, которые становятся нашей пищей; задумываемся о том, на какое время мы готовы отказаться от мяса: на один день, на время священного месяца или на всю жизнь ― это уже буин (заслуга)», ― рассказал гелонг Санан Матвенов.

Выступало много наших друзей: молодой учёный, младший научный сотрудник КИГИ РАН Бадма Меняев, филолог, исследователь сделал интересное сообщение о питании калмыков, о Дари-Ээджи ― калмыцкой подвижнице и убеждённой вегетарианке. Он также привёл примеры из истории ойратов, свидетельствующие о том, что ханы и простолюдины на короткий срок отказывались от поедания мяса в период буддийских праздников.

Как всегда, познавательную информацию для слушателей содержало выступление сотрудника переводческого отдела Арши Чонгонова. Он привёл примеры великих вегетарианцев-философов Древней Греции, писателей, мыслителей и звёзд шоу бизнеса.

Герел Нурова напомнила об обращении Его Святейшества Далай-ламы к компании «Kentucky Fried Chicken» (KFC) в 2004 году, в котором Его Святейшество говорил о несоответствии массового убийства цыплят для сети этих ресторанов буддийским принципам.

В дискуссию вступил глава буддийского центра «Иткл» Виталий Боков. Он рассказал буддийскую притчу о волке и олене, в которой волк попал в чистые земли несмотря на то, что убивал живых существ и ел мясо, а олень попал в ад, хотя и ел траву. Это произошло в силу того, что волк раскаивался, поедая пищу, а олень не задумывался о том, что в траве тоже много живых существ, и поэтому не испытывал раскаивания. Поэтому, отметил Виталий, есть мясо можно, если сохранять при этом правильную мотивацию.

Тэло Тулку Ринпоче, улыбнувшись, заметил, что есть мантра для устранения порока принятия в пищу мяса, а существо, мясо которого было съедено, таким образом обретает возможность переродиться в мирах благой участи. Мантру надо прочесть 7 раз: «ОМ АБИРА КЕЦАРА ХУНГ». Все присутствующие вслед за Шаджин-ламой повторили мантру, на что ведущий пошутил, что, похоже, участники собираются продолжать придерживаться мясного рациона.

Среди вольных слушателей заседания была и вегетарианка с 23-летним стажем Сарангова Полина Улюмджиевна. Она рассказала о своем пути вегетарианства и ответила на практические вопросы, например о том, из чего состоит ее ежедневный рацион.

Ведущий заседания ― журналист, прозаик Санджиев Арсланг Бамбаевич прекрасно провёл заседание, выделив каждому время для выступления, общаясь с каждым, как с другом, он способствовал созданию дружеской, тёплой атмосферы клуба. Арсланг Бамбаевич поделился воспоминаниями о своей маме, учившей его (в период тотального атеизма 60-70 г.г.) тому, что всегда надо желать животному, ставшему нам пищей, хорошего перерождения. Удивительно, насколько, миропонимание буддизма сплелось с жизнью народа, с его бытом.

Калмыцким телевидением был подготовлен документальный фильм о том, как Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче готовит вегетарианские блюда. Этот короткий фильм посмотрели все с большим интересом и удовольствием. Многие, возможно, впервые открыли для себя ещё одну грань таланта Ринпоче.



В конце заседания состоялось угощение вегетарианскими бутербродами, приготовленными специально по этому случаю Герел Нуровой.

Все участники были воодушевлены яркими примерами личностей вегетарианцев. В живой беседе за чаепитием делились рецептами вегетарианских блюд.

Кому-то могло показаться, что разговор о «диете милосердия» неуместен в Калмыки, но то, что он состоялся в дни Урс-сар, весьма символично и приятно.

Герел Нурова, Надежда Бакараева
Фото: Константин Мамышев, Надежда Бакараева

В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»

В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»

В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»

В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»

В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»В главном храме Калмыкии говорили о «диете милосердия»