Сохраним Тибет > Взгляд из Дхарамсалы. Часть 3. Сезон дождей

Взгляд из Дхарамсалы. Часть 3. Сезон дождей


2 июля 2011. Разместил: savetibet
Людям, которым никогда прежде не доводилось бывать в Дхарамсале, городке на севере Индии, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы, всегда задают много вопросов: какая там погода, какие отели, трудно ли добраться туда, как встретиться с буддийскими учителями… На некоторые из этих вопросов мы сможете получить ответы, познакомившись с путевыми дневниками Елены Лохниной, отправившейся изучать тибетский язык в Библиотеке тибетских трудов и архивов...

Взгляд из Дхарамсалы. Часть 3. Сезон дождей

Канун четвертого, священного месяца Сага Дава был обозначен резким похолоданием и приходом затяжных дождей. И теперь с каждым днем осадки здесь выпадают все чаще, а потоки воды, что изливаются с неба, становятся все более интенсивными. Капли воды застывают на перилах балкона, ― ветер собирает их в маленький послушный ему, бегущий в никуда поток. Зонтик или плащ превращаются в неотъемлемые атрибуты путника. Выстиранные вещи не успевают высыхать, и все что не упаковано герметично, непременно отсыревает.

Но именно в это время можно по нескольку раз в день наблюдать исполненные величия и мудрости, завораживающие и ежесекундно меняющиеся картины, что создает на твоих глазах природа, и которые в то же время являют собой прекрасные объекты для медитативного созерцания. На фоне этого естественного и зачастую поражающего воображение перформанса потребность в масс-медиа как-то незаметно отпадает сама собой.

Вот, словно заботливая мать свое дитя, облако кутает горные склоны, застилая неспешно плывущей дымкой зеркальные террасы полей, редко растущие деревья и разбросанные как звезды по небосклону маленькие домики. Наблюдая за свершением одного из таких таинств, я видела, как окружающая действительность постепенно и неизбежно растворяется в невесомых, летучих клубах рассеянной влаги.

За считанные минуты долина исчезла в сплошной белесой пелене: словно дальше, за кромкой деревьев, обозначивших место, где склон круто устремлялся вниз, мир канул в небытие. Я почувствовала себя жителем крохотного зеленого островка посреди океана неизменного и бескрайнего пространства-облака. Дальше, за деревьями склона, мир кончался…

Все проявилось как по мановению волшебной палочки. Постепенно, из мистического тумана снова возникли один за другим знакомые пейзажи, и реальность обрела привычные очертания. Открылись и стали ясными просторы, и лишь небольшое облачко напоминало об имевшем место быть грандиозном акте взаимных превращений.

Впитывая и постигая все это, порой чувствуешь себя божеством, живущим в заоблачном мире. Когда, в ясную погоду смотришь с высот на долину и вдруг отчетливо видишь песчаные берега, обрамляющие воды принятого прежде за мираж озера. Или скользишь взглядом по тропинкам, очерчивающим горные хребты, и чувствуешь, что только сила притяжения может удерживать на них путника.

Сезон дождей превращает реку в мощный поток цвета какао с белыми прожилками кипящий пены на перекатах. Ее воды грохочут по камням, с течением времени шум усиливается и приближается, и вот уже кажется, что река стремительно несется где-то прямо под балконом твоего дома. Во время дождя многолюдные обычно улицы города пустеют. Индийцы стараются переждать стихию в лавочках и магазинах или под любым способным стать их укрытием навесом. Стоят и терпеливо ждут, глядя с сочувствием на редких отчаянных прохожих под разноцветными зонтами.

Во время грозы может подняться сильный ветер, и порой приходится закрывать все окна, потому что становится довольно холодно. Тем не менее, щелей вполне достаточно для того, чтобы сквозняк бодрящим потоком гулял по комнате, заставляя судорожно дрожать неплотно закрытую дверь.

В любую погоду спешат на учебу студенты. Одних спасают от сырости резиновые сапоги или галоши, другие предпочитают им шлепанцы на босу ногу. Состав учащихся интернациональный. Есть представители стран Латинской Америки, азиаты, европейцы, австралийцы, американцы и, конечно же, россияне, которых здесь не так уж мало. Можно изучать философию, языки, культуру, медицину, астрологию и тханкопись.

Улочки и рестораны Мак Леод Ганджа изобилуют рекламными проспектами, предлагающими всевозможные программы по раскрытию своих внутренних способностей, занятия йогой различных школ и направлений, посещение курсов по самосовершенствованию и самопознанию, а также услуги массажных кабинетов. Можно также освоить рецептуру индийской кухни или игру на различных экзотических музыкальных инструментах, получить консультацию у докторов и пройти курс лечения в знаменитом Институте Тибетской Медицины и Астрологии «Мен-Ци-Кханг». Кроме всего прочего местные туристические фирмы предложат различные варианты треккинговых маршрутов по Гималаям, занятия параглайдингом, а также автомобильные экскурсии к живописным историческим местам, имеющим отношение к буддийской или индийской культуре и религии.

Отправляться на шопинг лучше всего в Нижнюю Дхарамсалу, где цены на продукты питания, одежду, хозяйственные и прочие товары, как правило, более приемлемы, нежели в Дхарамсале Верхней. Добраться туда можно пешком, на такси или джипе (отправляется с автобусной станции в Мак Леод Гандже и возвращается обратно туда же). В Нижней Дхарамсале есть станция рейсовых автобусов, с которой можно продолжить путь в направлении паркового комплекса Норбулингка (копии летней резиденции Его Святейшества Далай-ламы в Лхасе) или монастыря Гьюто ― нынешней резиденции Е.С.Кармапы XVII. Здесь же расположен похожий на средневековый замок Музей Искусств Кангры.

Путешествие на местном автобусе привнесет в вашу жизнь немало экзотики. Помимо того, что это достаточно экономный способ передвижения, он еще и весьма познавательный. Сидя в салоне, можно изучать местные наряды, наблюдать за тем, как ведут себя и общаются местные жители, при этом не исключено, что кто-то из них пожелает вступить с вами в беседу. Индийцы в возрасте хорошо помнят период теплых, дружеских отношений между нашими странами и, как правило, довольно открыты в общении с россиянами.

Улочки городов порой настолько узкие, что встречным автобусам бывает трудно разъехаться. Тогда водители убирают зеркала заднего видения и под громкие отрывистые звуки свистков кондуктора начинают сложные маневры. В это время борта автобусов сближаются настолько, что при желании можно было бы легко, без особого труда, совершить рукопожатие или даже заключить в объятия кого-либо из сидящих в другом салоне.

Завидев иностранца, индийцы часто улыбаются и приветственно машут ему рукой. И очень радуются, если им отвечают тем же. Эта искренняя, непосредственная, поистине детская радость настолько раскрепощает и убирает некие внутренние барьеры нашего восприятия, что одной ответной улыбки бывает достаточно для избавления от стресса.

Взгляд из Дхарамсалы. Часть 3. Сезон дождей

Месяц июнь оказался весьма насыщенным событиями самого разного рода. Помимо того, что он является священным для всякого буддиста и связан с такими знаменательными датами, как День Рождения, Просветления и Ухода Будды в Паринирвану, он также принес изменения в сфере политики и стал периодом проведения важных мероприятий светского и религиозного характера.

В Верхней Дхарамсале весело и шумно прошел конкурс на звание «Мисс Тибет». Выбирали первую красавицу по всем правилам, принятым нынче на западе. В том числе подразумевался и выход на подиум в купальном костюме. Некоторые представители местного этноса были слегка шокированы откровенностью такого «наряда». По завершении небо над Гималаями расцвело яркими букетами салютов.

Также в один из дней второй декады мне посчастливилось попасть на ритуал совершения предсказаний Государственным Оракулом монастыря Нечунг. Монастырь является копией аналогичного комплекса в Тибете. Он расположен недалеко от тибетских правительственных зданий и библиотеки по пути в Нижнюю Дхарамсалу. Церемония начиналась часов в восемь, но уже за 15-20 минут до этого времени посетителей перестали пускать в зал храма. И потому было приятно ощутить себя в несколько привилегированном положении иностранца. Как оказалось, вход на церемонию был разрешен только по приглашениям, но, поскольку европейцев пришло не так уж много, то заветный бейдж удалось получить без проблем.

Помещение храма украшено множеством прекрасных тханок божеств, выполненных в технике аппликации. Оно не такое уж большое, и поскольку центральная его часть заведомо предназначалась для проведения церемонии, то количество присутствовавших тем более было ограничено. Большая часть тибетцев собралась снаружи, за пределами стен храма, в ожидании момента вхождения Оракула в транс.

Сама церемония призывания Божества-защитника Учения Дордже Дракдена длилась около получаса. Ламы и монахи повторили текст молитвы наверное раза три-четыре, разделяя эти рецитации мощным, будоражащим воображение звучанием ритуальных инструментов. Оракул сидел на троне, облаченный в ритуальный костюм, представляющий собой платье из золотой парчи, расшитое разноцветными узорами, и белые матерчатые сапоги с орнаментом. Грудь его закрывало большое ритуальное зеркало в золотом обрамлении.

При первых же признаках вхождения в транс ламы надели на голову Оракула огромный тяжелый шлем. До тех пор, пока Дхармапала и Медиум не стали единым целым, Оракул не может самостоятельно держать этот головной убор (весом около пятидесяти килограмм), и опорой последнему до поры до времени служит спинка трона. Но как только состояние транса полностью достигнуто, Оракул встает со своего сидения, выходит к ламам в зал, совершает несколько движений в ритуальном танце, отбрасывая при этом символические лук и стрелы, и снова садится на трон. Теперь он представляет собой Божество и может делать предсказания.

Тибетцы с хадаками в руках выстраиваются в длинную очередь. Один за другим они проходят мимо Медиума, совершая подношения и получая из его рук благословение в виде зерен пшеницы, окрашенных в оранжевый цвет. Возможно, в этот момент кто-то умудряется испросить и личного совета. Но для этого, как минимум, надо хорошо знать тибетский. Время от времени Оракул что-то произносит, и тогда очередь останавливается, а ламы быстро записывают услышанное. Иногда Божество, вещающее через человеческое тело, посылает особые благословения. В этом случае подносятся мешочки с ритуальной пищей, на которые Оракул дует.

В самый священный день Сага Дава, наверное, не было такого тибетца, который бы не совершил ритуальный обход коры, причем не один раз. Поднявшись на священную тропу, я влилась в нескончаемый, непрерывный поток паломников, ― настоящее живое кольцо из людей. Немногим меньше было и количество нищих, собравшихся по обеим сторонам тропы в ожидании значительных подаяний. Ведь в этот день все обретенные заслуги увеличиваются в миллионы раз, и потому каждый паломник старается сделать как можно больше добрых дел. Совершая третий обход уже в сумерках, я наблюдала, как девочка нищенка, радостно зажимая в руке звенящий монетами мешочек, торопилась сдать вырученное.

Для одних тропа ― это священное место поклонения и обретения заслуг даяния, а для других ― источник обретения этого даяния. Как-то раз я видела индийского мальчика лет пяти, весело катавшегося на большом молитвенном барабане, словно на карусели. Безусловно, он тут же получил хорошую затрещину от пожилой тибетской женщины. Но все, увы, относительно в нашем мире, и для кого-то предмет религиозного культа вполне может служить источником иного, нежели духовный, вида радости.

Взгляд из Дхарамсалы. Часть 3. Сезон дождей

В канун священного Сага Дава впервые за всю историю существования традиции, насчитывающей 369 лет, глава тибетского правительства был избран народным голосованием. Им стал человек, не имеющий духовного статуса, юрист Лобсанг Сангай. Его Святейшество Далай-лама XIV официально сложил с себя политические полномочия. Его речь на собрании кабинета министров (Кашага) транслировали по местному телевидению. Здание Кашага, как и других правительственных структур, расположено в непосредственной близости от Библиотеки Тибетских Трудов и Архивов. Занятия в тот день не отменялись, и, отправившись на урок, мы стали свидетелями своего рода демонстрации: часть тибетцев группами стояли на улице, бурно обсуждая происходящее, часть вышла на крыши и балконы окрестных домов. Чувствовались накал атмосферы и сколь волнительным является для них этот поистине исторический момент.

Словно логическим продолжением этих событий стали Учения Его Святейшества в TCV (деревне, где обучается тибетская молодежь) в начале июня, где он также уделил особое внимание теме демократии в обществе. В дни, предшествовавшие Учениям, стояла дождливая прохладная погода. Однако ранним утром 3 июня долину озарили яркие лучи солнца. Ощущение радости и праздника возникло уже тогда и, пожалуй, больше не покидало нас. Люди собирались вместе и отправлялись кто на такси, а кто пешком вверх по дороге, ведущей из Мак Леода в TCV.

Тибетцы, которые по этому случаю были одеты очень празднично и нарядно, облачившись, вероятно, в лучшие свои чупа и костюмы, с хадаками в руках начали выстраивать живой коридор приветствия прямо от главного храма монастыря Намгьял. Дорога в TCV проходит под сенью высоких лиственниц, поэтому идти по ней приятно даже в жаркую погоду. По пути нам периодически встречались облаченные в традиционные серые халаты, перехваченные широкими красными поясами, группы тибетских мужчин, которые оказались участниками дебатов, развернутых в зале до начала Учения. Проезд для такси вскоре закрыли, а вслед за этим проследовал кортеж Его Святейшества.

На второй день Учений мы пришли немного пораньше, и, стоя на огромном поле перед главным Залом, я могла наблюдать, что не только люди, но даже собаки чувствуют особую атмосферу, царящую в воздухе. Как только волнение стало нарастать, лежавшие до того в тени и безучастные ко всему животные вскочили и помчались туда, куда обычно прибывает процессия. Несмотря на палящее солнце, они продолжали находиться там вплоть до приезда Гьялва Ринпоче и разве что не имели возможности поднести ему свой собственный хадак.

У входа в Зал Его Святейшество встречала группа тибетских девочек в традиционных национальных праздничных нарядах и украшениях, которые специально исполнили для него песню-приветствие на тибетском. Некоторым индийцам посчастливилось получить персональное благословение от земного воплощения Бодхисаттвы Ченрези, и ту гамму эмоций, которая отражалась при этом на их лицах, здесь трудно передать словами. Пожалуй, лучше всего это состояние описывается выражением «снисхождение благодати».

Помимо специально отведенной огромной территории слева от главного Зала, Учения можно было слушать также и в небольшом верхнем храме, где установили для этих целей телевизор. Правда частоты английского вещания там оказались недоступны, и потому он преимущественно был заполнен тибетцами, которым перевод само собой не требовался.

Очень понравились лица учащихся. Мне они показались одухотворенными: серьезные, вдумчивые и в то же время светлые взгляды. То, какие идеи и устремления будут заложены в этих умах, определит будущее тибетского общества. И в этом ключе особенно запомнился один из ответов Его Святейшества на вопрос о том, как можно стать Бодхисаттвой, как сочетать духовную практику с получением образования и повседневной занятостью.

Взгляд из Дхарамсалы. Часть 3. Сезон дождей

Акцент был сделан на том, что главное ― это сохранять моральные принципы, моральную чистоту в любом деле, которое бы ты ни совершал. И тогда всякая деятельность сама по себе становится подлинной практикой, этапом Пути, ведущим к реальным духовным достижениям, к обретению гармонии, покоя и счастья в себе самом и окружающем мире.

На мой взгляд, человечество давно вышло на тот уровень, когда, по большому счету, нет особой нужды ни в тяжелом, ни в принудительном, вынужденном труде. Уровень технического развития и имеющихся производственных мощностей реально позволяет оптимально механизировать все необходимые операции. При достижении таких условий люди могли бы посвятить себя глубокому, полному самосовершенствованию через любой приемлемый для каждого отдельного индивида род деятельности. Но при этом существует одно очень важное, критически необходимое условие.

Идеи революции по-прежнему очень привлекательны, особенно для молодежи, которая стремится действовать активно и склонна к максимализму. Этих идей не чужда и некоторая часть старшего поколения, желающая радикальных перемен, которую не пугает возможность применения силы для достижения поставленных целей. Странно, что пройдя через горнило множества потрясений такого рода и не получив желанного результата, человечество по-прежнему стремится построить счастье через насилие.

Ни один из методов насильственного преобразования не смог достичь такого результата ― принести благо всем людям без исключения. Так стоит ли вновь пытаться следовать этим путем? Внешние перемены ― не более чем перестановка декораций, не изменяющая сути действа. Единственная революция, которая могла бы действительно что-то изменить глобально ― это революция собственного сознания, глубокие, сущностные перемены в самом человеке, системе его мировосприятия.

Этот год ознаменован значительным событием ― дарованием Посвящения и Учения Калачакры. Вероятно, это будет самое массовое из всех проводимых посвящений. «Посвящение Калачакры ― это церемония, исполненная глубокого смысла, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности, которая заметным и конструктивным образом оказывает воздействие на самих этих людей и на окружающую среду». Так пусть же каждый из нас, кто будет его получать, со всей осознанностью применит это великое знание действительно ради всеобщего блага и посвятит его этим целям. Пусть проявится таким образом тот колоссальный положительный потенциал, что заложен в человечестве. Давайте попробуем изменить мир к лучшему с помощью иной революции ― революции разума.

Елена Лохнина