Сохраним Тибет > После серии протестов в тибетском округе Карцзе сохраняется крайне напряженная ситуация

После серии протестов в тибетском округе Карцзе сохраняется крайне напряженная ситуация


5 июля 2011. Разместил: Ing
После серии протестов в тибетском округе Карцзе сохраняется крайне напряженная ситуация
Вооруженный полицейский патруль на торговой улице в Карцзе.
Фото с сайта TCHRD
На четвертой неделе протестов против пекинского режима, продолжающихся в тибетском округе Карцзе (Ганьцзы-Тибетский автономный округ провинции Сычуань), за выступления в поддержку возвращения Далай-ламы и религиозной свободы задержан тибетец и две монахини. По сведениям Radio Free Asia (RFA), 22-летняя Кунга Чозом (Kunga Choezom) и 18-летняя Декьи Лхамо (Deckyi Lhamo) из монастыря Гьемадра (Gyemadra) в уезде Карцзе утром 28 июня вышли на площадь уездного центра, “скандируя призывы к возвращению духовного лидера, независимости Тибета и права практиковать свою религию”. Они разбрасывали листовки в течение пяти-десяти минут, пока их не схватили служащие милиции.

Монахини проникли в уездный центр ночью 27 июня, поскольку после вспышки протестов 17-19 июня, когда в день происходили по две-три акции, китайские власти серьезно ужесточили меры безопасности. По словам одного из местных жителей, “они знали, что в Карцзе нельзя войти днем – если кто-то из тибетцев хочет попасть в Карцзе, требуется получить разрешение властей”. Кунга Чозом прибыла в монастырь из деревни Куру – ее родители Доку Тхондуп (Doku Thondup) и Осер Долма (Oser Dolma). Декьи Лхамо происходит из семьи Чонье (Choenye) и Дэянг (Deyang), живущей в деревне Чонье Тинг (Choenye Ting). В тот же день за протест в Карцзе был задержан еще один тибетец по имени Карма Еши (Karma Yeshi). Пока неизвестно, где находятся задержанные.

“Ситуация в округе остается очень напряженной – люди живут в атмосфере страха. На волне протестов здесь размещены многотысячные подразделения сил безопасности для подавления народных протестов любого рода”, приводит официальный сайт Центральной тибетской администрации TibetNet свидетельство иностранного туриста, побывавшего в Карцзе. По его словам, на улицы выведены тысячи милиционеров и военных со специальным снаряжением, которые перемещаются в бронемашинах и пешком, на перекрестках патрули в форме и штатском.
Этот иностранец также видел тюрьму, переполненную тибетскими политзаключенными, и выпуски вечерних новостей, в которых заключенные раскаиваются в правонарушениях после того, как их заставили дать признательные показания под пытками. “Одна из них, лет около 80-ти, была из скотоводческой семьи, искалеченная и согнутая. Трое ее сыновей были убиты и она пришла в город, чтобы выкрикнуть ‘Free Tibet’. У моих друзей в Ганьцзы, которых я не могу назвать для их безопасности, несколько родственников отбывали тюремные сроки. Отец семейства был заключен на два года и неоднократно подвергался пыткам. Самыми последними оказались в тюрьме две племянницы, монахини, за то, что в 2008-м написали открытое письмо с просьбой к Далай-ламе вернуться в Тибет. Эти молодые монахини 20 с небольшим лет были отправлены за решетку на два и три года соответственно. Когда они говорили о пытках, то не могли сдержать слез – психика еще не оправилась от страданий”, - рассказал он в интервью Тибетскому центру прав человека и демократии (TCHRD).

Как сообщает сайт ЦТА TibetNet, монахам и монахиням в Карцзе запрещено выходить из города без предварительного разрешения китайских властей. 18 июня представители правительства провели рейды по некоторым монастырям Карцзе, переписав номера мобильных телефонов монахов и монахинь. Тем не менее мирные манифестации протеста продолжились. По данным TibetNet, около 9 утра 19 июня были задержаны милицией на главной площади Карцзе Чосанг (Choesang) и Пелтрук (Peltruk) из монастыря Дхаргье в Карцзе. В течение 10 минут монахини разбрасывали листовки с требованиями дать Тибету свободу и скандировали здравицы Далай-ламе и призывы к его возвращению в Тибет. Чосанг, 31 года, происходит из семейства Чунангцонг (Chunangtsong) , живущего в деревне Рангпа-Цачунг (Rangpa-Tsachung) городского округа Шитсе (Shitse); родители 34-летней Пелтрук живут в деревне Ридха (Reedha) в том же округе. Власти не разрешают родственникам приносить передачи и не дают свиданий, что вызывает опасения по поводу применения пыток.

Также 19 июня, говорится в другой заметке, уличный протест в Карцзе провели две монахини из монастыря Ньимо Гецул (Nyimo Getsul). Джамтук Долма (Jamtuk Dolma) и Долма Палмо (Dolma Palmo), призывавшие к возвращению Далай-ламы, были жестоко избиты при задержании. Джамтук Долма – дочь тибетца по имени Яма Пунцок (Yama Phuntsok) из городского поселения Лхопа в Карцзе. 20-летняя Долма Палмо прибыла в монастырь из деревни Лаганг на территории того же поселения Лхопа; ее родители давно скончались. Остается неизвестным, где они содержатся после ареста.

20 июня в 8 утра на главную рыночную площадь Карцзе с самодельным национальным флагом Тибета вышла Чуньи Лхамо (Chunyi Lhamo), монахиня из монастыря Гаден Чолинг (Gaden Choeling), которая раздавала листовки и выкрикивала требования свободы в Тибете и здравицы Далай-ламе. Она была сразу же арестована и отправлена в неизвестный изолятор. Чуньи Лхамо родилась в 1982 году в семье Сонама Гьяцо и Еши Вангмо, живущей в деревне Янанг (Yanang) на территории городского поселения Кадак в уезде Карцзе.

TCHRD располагает именами 39 тибетцев, среди которых монахи и монахини, подвергшихся арестам и пыткам в период тибетского фестиваля Сага Дава. По информации RFA, всего в ходе протестов, происходивших после 6 июня, властями Карцзе взяты под стражу свыше 60 человек – в основном это ламы и местные жители. Они требовали также освобождения тех, кто оказался в заключении за участие в политических акциях в 2010 году. Сведения о тибетских протестах поступают не только из Карцзе, но также из региона Синьлун (Xinlong).

Местные чиновники особенно раздражены этими выступлениями тибетцев, так как готовятся к торжественным мероприятиям по случаю 60-й годовщины “мирного освобождения” Тибета, которые на самом деле приурочены к 90-летию основания китайской компартии. Для этих мероприятий выбраны определенные монастыри и центральные площади, вокруг которых усиливаются ограничения на передвижение паломников и рядовых тибетцев.

Валерий Никольский