Сохраним Тибет > Молодой тибетский лама готовится к великой роли

Молодой тибетский лама готовится к великой роли


3 августа 2011. Разместил: savetibet
Молодой тибетский лама готовится к великой роли

Оргьен Тринлей Дордже, 26 лет, 17-е воплощение Кармапы, одной из наиболее значимых фигур
в тибетском буддизме, недавно посетил монастырь в Вудстоке, штат Нью-Йорк.

Ему было уготовано стать 17-м воплощением Кармапы ― одной из наиболее почитаемых фигур в тибетском буддизме. Когда мальчику было 7 лет, его забрали из войлочной юрты родителей высоко в Гималаях и поселили в монастыре, чтобы воспитать из него будущего лидера.

Сейчас ему уже 26 лет, и его появление вместе с Далай-ламой на главной церемонии в Вашингтоне в этом месяце вызвало радостное волнение среди присутствующих тибетцев. Для них это стало еще одним свидетельством того, что Далай-лама взял молодого Кармапу под свое крыло, стал для него учителем и покровителем в Индии, где оба ламы живут в изгнании, с тех пор как Китай заявил свои права на Тибет.

Кармапа и Далай-лама возглавляют разные линии передачи в тибетском буддизмеи занимают разные ступени в условной иерархии: Далай-лама, в свои 76 лет, несомненно является наиболее значимым духовным лидером Тибета. Однако многие тибетцы смотрят на Кармапу как на человека, который после смерти Далай-ламы возьмет на себя роль пастыря и приведет тибетский народ из изгнания домой.

Кармапу, высокого молодого человека крепкого телосложения с безмятежным выражением лица, очевидно тяготит разговор о преемнике. Когда, во время интервью в его североамериканской резиденции ему задали этот вопрос, он ответил, что Далай-лама дал ясно понять, что все свои надежды на будущее Тибета возлагает на молодых лидеров.

«В этом отношении Его Святейшество очень добр ко мне. Он ― мой наставник, и я очень ценю его советы», ― говорит Кармапа на тибетском через переводчика. ― «Но я всего лишь один из многих».

Затем, переходя на английский, он добавляет: «С меня достаточно той нагрузки, которая уже на мне лежит». Кармапа улыбается, а затем добавляет уже серьезно: «Я не думаю, что могу сделать что-то большее. Быть Кармапой само по себе огромная ответственность».

Недавно Его Святейшеству Кармапе пришлось пройти через не самые приятные испытания. В начале года индийская полиция обнаружила в его резиденции 1 миллион долларов США, включая 166.000 долларов США из Китая.

Кармапа и его помощники настаивали, что эти деньги были пожертвованы многочисленными последователями, которые стекаются в Индию со всего мира, чтобы встретиться с ним. Несмотря на то, что на этот титул претендует еще один человек, Далай-лама и большинство тибетцев признают Кармапу Оргьена Тринлея Дордже главой 900-летней линии Карма Кагью, одной из четырех основных школ тибетского буддизма. Этой школе принадлежат сотни монастырей и дхарма-центров в более чем 60 странах.

Помощники Кармапы рассказали, что планировали направить деньги на покупку земли для монастыря в Индии. Но индийские СМИ пустили слух, будто он ― китайский шпион.

Для тибетцев и тех, кто хорошо знаком с тибетским буддизмом, такое заявление кажется абсурдным. Кармапа бежал из Тибета, когда ему было 14 лет. Он вылез через окно своего монастыря к машине, которая уже ждала внизу. Обходя стороной военные блокпосты, он и его помощники на лошадях перешли через границу с Непалом и добрались до Индии. Задолго до Кармапы в 1959 такой же опасный путь через ледники Гималаев проделал Далай-лама.

Распространение слухов о 17-м Кармапе отчасти можно объяснить тем, что китайское правительство признало его законным главой традиции Кагью и не стало отбирать у него этот титул даже после его побега в Индию. При этом Далай-ламу Китай упорно продолжает именовать не иначе как «сепаратистом».

«Таким образом Кармапа находится в совершенно особом положении», ― считает Роберт Дж. Барнетт, директор Программы изучения современного Тибета при Колумбийском университете.

«Будучи фигурой, одинаково глубоко уважаемой как тибетцами в эмиграции, так и в самом Тибете, что вообще говоря большая редкость, Кармапа в будущем может успешно выступать посредником в решении тибетского вопроса», ― говорит г-н Барнетт.

Г-н Барнетт сравнивает обвинения Кармапы в шпионаже в пользу Китая с разговорами о том, что президент Обама, якобы родился за пределами США и потому не имеет права занимать этот пост. По его мнению, для специалистов подобные заявления не обладают никакой легитимностью.

Другой претендент на титул Кармапы, Тринлей Тхайе Дордже пользуется поддержкой одного из старших лам традиции Кагью и нескольких последователей на Западе (которым удалось зарегистрировать web-адрес karmapa.org). Однако, г-н Барнетт говорит, что многие из тибетцев, свободных в выборе учителя, признают Оргьена Тринлея Дордже единственным настоящим Кармапой. «Для большинства это вопрос решенный», ― утверждает он.

Тензин Чоньи, президент монастыря Карма Трияна Дхармачакра в Вудстоке, был помощником 16-го Кармапы. Ребенком он бежал с ним из Тибета в 1959 году. По его словам, 17-го Кармапу распознала группа лам, уполномоченных вести поиски ребенка, который для них ― воплощение предыдущего Кармапы.
«Этого Кармапу нашли, основываясь на указаниях прежнего Кармапы, ― говорит г-н Чоньи, ― Поэтому у нас нет сомнений».

В ответ на расследование индийской полиции тысячи тибетцев выступили в поддержку Кармапы. Тибетское правительство в эмиграции отправило делегацию в Нью-Дели. Индийская полиция быстро сняла с Кармапы обвинения.

Спустя несколько месяцев индийское правительство выдало Кармапе разрешение на поездку в Соединенные Штаты, в котором неоднократно отказывало ранее после первой поездки в США в 2008 году.

Ответ на вопрос, не повредила ли эта история тибетскому сообществу в эмиграции в глазах Индии, Кармапа начал с экскурса в историю взаимоотношений Индии и Тибета.

«Связи народов Индии и Тибета насчитывают тысячи лет. Это духовные и культурные связи, основанные на чувстве взаимного расположения. Не будем забывать, что, духовный путь буддизма, которому следует большинство тибетцев, пришел в Тибет именно из Индии».

«Эти связи существуют на протяжении не одного поколения людей, и я не думаю, что им что-то может угрожать», ― полагает Кармапа.

Во время своего первого визита в Соединенные Штаты Кармапа избегал разговоров о политике. Но в этот раз, говоря о Тибете, он не пытался смягчить свои слова. Он сказал, что Тибет находится «в критическом положении», которое лишь усугубилось с момента кровавого подавления демонстраций протеста в 2008 году.

«Правительство Китая продолжает свою политику жестких репрессий, накладывая ограничения на деятельность монастырей и количество проживающих в них монахов», ― заявляет он.

«Строительство инфраструктуры ― дорог, железнодорожных путей, аэропортов и прочего ― и большой приток мигрантов из центрального Китая угрожают выживанию культуры и экосистемы Тибета», ― добавляет он.

Кармапа полагает, что встреча Далай-ламы с президентом Обамой, состоявшаяся в этом месяце, «является очень хорошим знаком».

В пятницу вечером Кармапа выступит в колледже Хантер в Нью-Йорке. Он будет говорить о сострадании, а не о политике. Именно в этом, по словам его последователей, и заключается подлинное призвание сознательно перерождающихся лам.

«Можно сказать, что ему 26 лет и 900 лет одновременно, ―говорит Кейти Уесли, член правления монастыря Вудсток, американка, которая уже много лет практикует тибетский буддизм. ― Говорят, что в нем продолжается исполненный мудрости поток ума первого Кармапы».

Лори Гудштайн
New York Times
Опубликовано 28 июля 2011
Перевод Елены Гордиенко



Видео по теме:





Скачать

Лекция в Нью-Йорке. Waldorf Grand Ballroom, 18 мая 2008 (вечерняя сессия)