Сохраним Тибет > Ай Вэйвэй получил политически значимое приглашение на 4-ю Московскую биеннале современного искусства

Ай Вэйвэй получил политически значимое приглашение на 4-ю Московскую биеннале современного искусства


22 августа 2011. Разместил: Ing
Ай Вэйвэй получил политически значимое приглашение на 4-ю Московскую биеннале современного искусстваВсемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未) приглашен в Россию, на 4-ю Московскую биеннале современного искусства, которая пройдет в с 23 сентября по 30 октября. Министерство иностранных дел России, обычно идущее в кильватере Пекина, пока воздерживается от прямой критики этого шага организаторов биеннале, бесспорно имеющего политическое значение. Партийная пропаганда в материковом Китае уже обвинила художника в нарушениях закона, связанных с уклонением от налогов, но при этом акцентирует внимание на его независимой позиции.

Куратор биеннале Петер Вайбель, директор центра искусства и медиатехнологий (ZKM) в Карлсруэ, включил в состав основного проекта "Переписывая миры / Rewriting Worlds" видео Ай Вэйвэя “Пекин: второе кольцо”, созданное в 2005 году. “Это невероятно важный художник в контексте проекта ‘Переписывая миры’, - поясняет он свой шаг, - то, что происходит сейчас в Китае, можно назвать самой радикальной ‘переделкой’, переписыванием истории общества (особенно заметным в городской архитектуре”. Само упоминание его имени в рамках проекта, заметил комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, “может быть расценено как выражение поддержки художнику”.

В течение почти трех месяцев, пока Ай Вэйвэй оставался в неизвестной 'черной тюрьме', где его удерживали без какого-либо законного уведомления со стороны министерства общественной безопасности, галереи по всему миру проводили акции в его защиту. В середине апреля музей Гуггенхайма запустил онлайн-кампанию с призывом освободить художника – и к концу июня петицию подписали более 143 тысяч человек. В дни открытия 54-й Венецианской арт-биеннале повсюду в городе появились красные сумки с надписью “Free Ai Weiwei”. 1 июня Королевская академия художеств объявила, что Ай Вэйвэй избран почетным членом этой уважаемой ассоциации художников Великобритании, а перед этим на ярмарке искусств ART HK в Гонконге лондонская Lisson Gallery распространяла флаеры, значки и майки в его защиту.

О том, что работа Ай Вэйвэя появится на Московской биеннале, финансируемой в основном российским министерством культуры, стало известно еще 22 июня. И хотя он именно в этот день был выпущен из 'черной тюрьмы' домой, организаторы биеннале приняли свое решение, не зная об этом. Между тем группировка, похитившая Ай Вэйвэя в пекинском аэропорту перед вылетом в Гонконг 3 апреля, продолжила раскручивать тему задолженности по налогам, предъявив фирме, которой управляет его супруга, претензии на сумму в 12 млн юаней. Однако приписанное художнику “экономическое преступление” не привело к отказу от его участия в московском проекте. “Да, будет его видео из лондонской Lisson Gallery. Мы нашли еще другую работу в японской галерее – но она большая и дорогая, разве что кто-то из участников биеннальской специальной программы сумеет ее привезти”, - выразил пожелание в июльском интервью газете Ведомости Иосиф Бакштейн."Объективно это может расцениваться как поддержка, поскольку художественное сообщество во всем мире помогает друг другу", - уточнил он 4 августа.

Хотя Ай Вэйвэй едва ли получит разрешение отправиться в Москву, чтобы встретиться со своими сторонниками, это приглашение позволит привлечь дополнительное внимание публики к репрессивным методам компартии Китая. В начале августа Ай Вэйвэй впервые открыто заявил о пыточных методах, применявшихся к его коллегам в 'черной тюрьме'. Этих людей схватили "из-за меня", написал он в Twitter, и подвергли "ужасному давлению на психику и физическим истязаниям". По свидетельству Ай Вэйвэя, дизайнер из его студии Люй Чжэнган (劉正剛) еле выжил после пыток на допросах. "Сегодня я встретил Люй Чжэнгана. Он в первый раз рассказал, что было с ним в заключении", цитирует его микроблог нидерландское радио RNW. "Он поднял правую руку и сказал: 'господин, я хочу пить', а затем зарыдал... В тюрьме он пережил сердечный приступ и едва не умер". “Какое-то время мы находились в одном месте [заключения]. Я слышал, что прибыл еще один художник с бородой, но не думал, что это мог быть он”, написал Ай Вэйвэй ночью 8 августа.

В другом посте художник сообщает, что в "незаконном заключении" находились еще три человека, с которыми он работал: бухгалтер Ху Минфэнь (胡明芬), друг и ассистент Вэнь Тао (文濤), родственник и водитель Чжан Цзиньсун (張勁松). Как и Люй Чжэнган, они "безвинно подверглись ужасному давлению на психику и физическим истязаниям". Ай Вэйвэй подтвердил британской Guardian, что написал в Twitter о “бесчеловечном обращении”, которому подвергались Люй Чжэнган и другие. “Я встретил своего
коллегу в первый раз и был глубоко потрясен, увидев его, - сказал он. – У него [был] сердечный приступ. Его тело все еще еле движется. С ним ужасно обращались – он почти умер во время бесчеловечного содержания под стражей”.

По словам Ай Вэйвэя, особенный гнев у него вызывает уверенность, что его коллегам запретили обсуждать с кем-либо, как с ними обращались в тюрьме. “Так много людей были связаны с моим делом и они так долго подвергались бесчеловечному обращению... Как может так действовать общество и система и при этом болтать о правосудии?”, написал он. Пропагандисты из министерства общественной безопасности в Пекине никак не реагировали на вопросы журналистов о судьбе этих четверых коллег Ай Вэйвэя. Представитель министерства иностранных дел отвечал лицемерным предложением обратиться в соответствующие ведомства.

Помимо заступничества за коллег, Ай Вэйвэй обратился к мировой общественности с призывом выразить протест по поводу преследования 56-летней Ван Лихун (王荔蕻) и 43-летнего Жань Юньфэя (冉雲飛), арестованных властями за правозащитные посты в интернете. “Если вы не высказываетесь в защиту Ван Лихун, если вы не высказываетесь в защиту Жань Юньфэя, то вы не только не отстаиваете справедливость и правосудие, вы не уважаете себя”, цитирует его пост от 9 августа Taipei Times.

12 августа в маленьком зале суда в пригороде Пекина состоялся сомнительный процесс по делу Ван Лихун, которую обвинили в “создании тревожащей ситуации”. Эта крайне туманная формулировка грозит ей 5-летним приговором. Тогда как Жань Юньфэй еще ждет суда по обвинению в “подстрекательстве к подрыву государственной власти”. Вечером 9 августа его перевели из тюрьмы, где он провел без малого шесть месяцев, в условия “домашнего ареста”. Как сообщил из Чэнду его адвокат Жань Тун (Ran Tong), дело отнюдь не закрыто. Скорее всего, этот шаг госбезопасности был приурочен к приезду в в Чэнду вице-президента США Джо Байдена (чтобы местные партбоссы не огорчались из-за вопросов о судьбе известного блоггера).

Ай Вэйвэй в канун этого визита тоже стал объектом пропагандистской разработки. 10 августа в английской версии Global Times с подзаголовком "Ai Weiwei breaks his silence" (Ай Вэйвэй прервал молчание) появилось изложение "эксклюзивного" интервью, которое художник дал этому изданию редакции рупора компартии Жэньминь жибао. В тексте подчеркивалось, что запись интервью в его студии в арт-деревне Caochangdi Art District заняла шесть часов. "Свергнуть режим путем радикальной революции – вовсе не путь к решению проблем Китая, - якобы сказал он. – Самое важное иметь научную и демократическую политическую систему". Он также подчеркнул, что "не намерен избегать политики, так как этого не может никто".

Однако в беседе с гонконгской South China Morning Post 10 августа Ай Вэйвэй сказал, что это не могло быть интервью, так как по условиям, на которых он был переведен из тюрьмы, ему запрещено давать интервью материковой и иностранной прессе. Заметив, что далеко не все сведения в партийной газете приведены "точно и объективно", он все-таки пояснил, что доволен этой публикацией. "Перед этим китайская версия Global Times писала обо мне много негативных статей. И ни одна другая материковая газета не рискнула сообщить о моем задержании в нормальной манере. Я рад, что в этой английской версии опубликовано хоть что-то из того, что я сказал".

По сведениям Reuters, Ай Вэйвэй во время пребывания в двух 'черных тюрьмах', местоположение которых хранится в секрете, допрашивался более 50 раз по поводу появившихся в феврале в интернете призывов к китайской "жасминовой революции". Агенты внутренней госбезопасности угрожали ему, что отправят на 10 лет в тюрьму за попытку свержения режима, что явно противоречит утверждениям пропаганды о расследовании “экономических преступлений”.

Валерий Никольский