Сохраним Тибет > Идеологическое давление в Тибете вызывает самоубийства монахов и новые протесты тибетцев

Идеологическое давление в Тибете вызывает самоубийства монахов и новые протесты тибетцев


9 октября 2011. Разместил: Ing
Идеологическое давление в Тибете вызывает самоубийства монахов и новые протесты тибетцев
Прислужники пекинской идеологии сбрасывают портрет
Далай-ламы и тибетский флаг со стены четырехэтажного здания
в центре уезда Сертхар. Округ Карцзе, провинция Сычуань,
1 октября 2011
Система однопартийного правления в материковом Китае, по-прежнему исповедующая маоистские ценности, рассматривает всякие отличия в языке и культуре как препятствие для “революционных идей”. Особому давлению подвергается повседневная жизнь тибетцев, которых принуждают перейти на “стандартный язык” и распространять “красную культуру”. В этих условиях тибетские монастыри считаются рассадниками “раскольнических” настроений, как называются в пропагандистском новоязе выражения недовольства решениями партийной верхушки в Пекине.

В преддверии государственного праздника 1 октября, когда отмечалась 62-я годовщина образования КНР, власти Тибетского автономного района (ТАР) объявили о начале 'третьей кампании борьбы', нацеленной на ''полную победу в вопросах поддержания стабильности в текущем году''. Как говорится в заметке, размещенной на пропагандистском сайте www.chinatibetnews.com, которую цитирует Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD), партбосс ТАР Чэнь Цюаньго на совещании в Лхасе 27 сентября обозначил четыре главных опоры своего правления.

Во-первых, не допускать никакой политической критики, “углубить натиск на силы сепаратизма, эффективно поддерживать социальную стабильность”. Во-вторых, разрешать проблемы "на корню", иначе говоря, не допускать роста недовольства. В-третьих, вести надзор за монастырями наряду с усиленными занятиями по “патриотическому перевоспитанию”, проводить все религиозные церемонии "в соответствии с законом". И наконец, подчеркнул Чэнь Цюаньго, назначенный на пост партсекретаря ТАР в конце августа, "каждый кадровый сотрудник и товарищ по партии должен брать на себя ответственность за поддержание стабильности".

Как видно из этой речи, стабильность напрямую связывается с занятиями по “патриотическому перевоспитанию”, в ходе которых монахи должны изучать пропагандистские статьи, оскорбляющие духовный авторитет Далай-ламы. Но усиленные меры принуждения к партийной идеологии приводят только к новым самоубийственным протестам в тибетских регионах.

После того, как 16 марта в округе Нгаба исторической провинции Амдо (Аба-Тибетско-Цянский автономный округ провинции Сычуань) совершил самосожжение монах монастыря Кирти Лобсанг Пхунцок, власти провели показательные судебные процессы и стремятся опустошить стены обители. Как сообщает глава TCHRD Джампел Монлам, значительная часть из двух с половиной тысяч монахов отправлена за пределы монастыря, так что здесь осталось лишь около 500.

Но только в течение недели здесь произошли еще три акта самосожжения. 26 сентября два молодых монаха из монастыря Кирти, выйдя в город Нгаба, размахивали тибетским флагом и выкрикивали здравицы Далай-ламе, а затем подожгли себя. Один из них, 18-летний Лобсанг Калсанг, является двоюродным братом монаха, совершившего самосожжение 16 марта. И менее чем через неделю, 2 октября около 14 часов дня, поджег себя на рыночной площади Нгаба 17-летний студент монастыря Кирти Калсанг Вангчук.

"Он нес фотографию Далай-ламы и выкрикивал лозунги, которые очевидцы не могли ясно расслышать", - сообщил Radio Free Asia (RFA) Тенпа Дхаргье, бывший политзаключенный Тибета, живущий теперь в Индии. “Быстро погасив пламя, милиционеры и пожарные жестоко избили его всем, что попало под руку”, - добавил Каньяг Церинг из монастыря Кирти, воссозданного в Индии. "Оказавшиеся поблизости тибетцы стали протестовать, но после прибытия солдат вооруженной милиции, наставивших оружие на толпу, люди разошлись", - продолжил он.

По его словам, Калсанг Вангчук принадлежит к семейству Сорума из поселения Чоджема (Choejema). Верхняя часть его тела была сильно обожжена, когда его увозили, добавил Тенпа Дхаргье. В городе Нгаба введен комендантский час, все въезды перекрыты блокпостами.

На днях в уезде появились листовки, в которых говорилось, что тибетцы вновь готовы принести себя в жертву, если власти не отменят ограничения, которые один из монахов монастыря Кирти назвал "удушающими". Помимо упомянутых актов самосожжения, рассказал он RFA на условиях анонимности, были и самоубийства монахов, оставшиеся вне поля зрения общественности. Ему известны два таких случая: "Монах по имени Джинпа, брат одного из моих соучеников, убил себя ножом; учитель по имени Джампел Гьяцо, скончался в состоянии нервного срыва и депрессии". Подобные инциденты могли произойти и в других монастырях на территории исторического Тибета, считает он.

“Эти яркие случаи самопожертвования внутри Тибета – сигнал тревоги, призывающий тибетцев вне Тибета восстать, а мировых лидеров выступить в поддержку справедливых требований тибетского народа не только на словах, но и на деле”, говорится в обращении Конгресса тибетской молодежи, которое подписал его президент Цеванг Ригзин.

Тибетский сайт Phayul приводит мнение преподавателя из тибетского поселения в Билакуппе на юаге Индии Лобсанга Еши, который подчеркнул, что пять случаев самосожжения монахов только за последние шесть месяцев “отражают не только уровень страданий и отчаяния тибетцев, но и те чрезвычайные акции, к которым они готовы прибегнуть, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к ситуации в Тибете”.

Тибетцы, как свидетельствует акция в округе Карцзе (Ганьцзы-Тибетский автономный округ провинции Сычуань), продолжают искать мирные способы для выражения своих требований. 1 октября на четырехэтажном здании ресторана в центре уезда Сертхар (кит. Седа) появились большой портрет Далай-ламы и тибетский национальный флаг. После того, как прислужники пекинской идеологии сбросили портрет и флаг на землю, около 12.30 по местному времени вспыхнул стихийный митинг с призывами к возвращению Далай-ламы. Тибетцы лишены свободы, выкрикивали участники продолжавшегося примерно 15 минут уличного собрания.

Как сообщил RFA член тибетского парламента в изгнании Цултрим Осер (Serthar Tsultrim Woeser), выходец из этого уездa, "прибывшие к месту событий около 30 служащих милиции попытались задержать тех, кто начал протестовать". Но к этому времени к участникам протеста присоединились не менее двухсот тибетцев, и милиционеры не смогли никого увезти.

В блоге High Peaks Pure Earth приводится текст листовки на тибетском языке, которую разбрасывали с крыши ресторана в уезде Сертхар. “Братья-тибетцы, не спите на подачках китайских властей, боритесь за свою религию, язык и обычаи. У нас нет тех свобод, какими должны располагать человеческие существа”, говорится в обращении неизвестной группы, датированном 25 августа. “Мы хотим свободы слова, свободы использовать наш язык... Да здравствует Далай-лама! Тибет победит!”.

Валерий Никольский