Сохраним Тибет > Гьялва Кармапа: Защита окружающей среды – наилучшая возможность реализовать идеалы буддийской философии

Гьялва Кармапа: Защита окружающей среды – наилучшая возможность реализовать идеалы буддийской философии


7 ноября 2011. Разместил: Ing
17-20 октября Его Святейшество Кармапа принял участие в работе конференции «Ум и Жизнь» в Дхарамсале. В последний день конференции он выступил с докладом.

Гьялва Кармапа: Защита окружающей среды – наилучшая возможность реализовать идеалы буддийской философииВ начале выступления Кармапа пояснил, что побудило его заинтересоваться вопросами экологии и принять деятельное участие в защите окружающей среды. По его словам самое сильное влияние на него оказали два события. Во-первых, он побывал на конференции по вопросам экологии, и это перевернуло его взгляд на такие повседневные вещи, как вода и деревья, которые обычно мы рассматриваем, как нечто существующее отдельно от нас. Он осознал, насколько тесно связаны эти части природы с нашим выживанием и благополучным существованием на планете.

С другой стороны, Кармапа родился и вырос в семье кочевников в отдаленном регионе Тибета, и его детство проходило в тесной близости с природой. Окруженный заснеженными горами, дикими просторами, зеленью и изобилием дикой жизни, он с раннего возраста чувствовал близость с природой, любил ее и понимал ее ценность. По словам Его Святейшества, одна из проблем современного общества – удаленность людей в больших городах от природы, которая мешает им почувствовать себя ближе к ней и оценить ее красоту.

Затем Кармапа перешел к вопросу о связи между защитой окружающей среды и буддизмом. Буддийская философия поддерживает защиту окружающей среды, но эта поддержка должны быть преобразована в действия. В основе буддизма Махаяны лежит стремление помочь и принести пользу как можно большему количеству чувствующих существ. И потому для каждого, кто верит в этот идеал, защита окружающей среды представляет насущный вопрос: ведь окружающая среда - это основа для выживания и благополучия всех чувствующих существ, на благо которых мы трудимся. Защищая окружающую среду, мы опосредованно служим нуждам и благополучию всех чувствующих существ, зависящих от здоровья окружающей среды, в которой они живут. Кроме того, Его Святейшество полагает, что защита окружающей среды дает практикующим буддистам одну из наилучших возможностей реализовать идеал служения на благо всех чувствующих существ. Так что, буддисты должны участвовать в защите окружающей среды с большой радостью.

Это воззрение отражено в буддийских текстах, таких как "Путь Бодхисаттвы" Шантидэвы, в котором говорится о стремлении во имя служения на благо всех чувствующих существ, стать для них водой, деревьями и даже пространством. В действительности мы, конечно, не можем выполнить это пожелание буквально, но можем защитить источники жизни чувствующих существ. Таким образом, заботясь об окружающей среде, мы исполняем стремление бодхисаттв.

Однако не всегда легко убедить людей. В качестве примера Его Святейшество рассказал о двух организованных им конференциях по защите окружающей среды. На одной из них много говорили о биоразнообразии, и некоторые монахи протестовали против защиты тигров, так как тигры - это убийцы, которые охотятся на оленей и других животных. Эти монахи не видели ценности в том, чтобы охранять тигров!

На второй конференции Его Святейшество решил снова обратиться к этому вопросу. Для начала он напомнил монахам историю из «Джатак», которая рассказывает, как Будда в одной из предыдущих жизней жертвует собой на благо тигрицы. А затем перешел к научному объяснению - рассказал о роли хищников в цепи питания для поддержания баланса в экосистеме. А в заключение, предположил, что если пользоваться аргументами монахов, то люди намного опаснее, чем тигры. Тигры убивают только чтобы обеспечить себе пропитание, люди же убивают без цели! Так что, если уж и избавляться от кого-то, то от людей, а не от тигров.

Далее Его Святейшество сказал о необходимости фундаментального изменения взгляда людей на мир в 21 веке, и предположил, что буддийское воззрение об отсутствии самосущего «я», взаимозависимости и пустоте могут в этом помочь.

С точки зрения буддизма, ухудшение состояния окружающей среды, с которым мы сталкиваемся, это следствие невежества и эгоистичности людей. Мы наивно пользуемся представлением о самостоятельном и независимом "я", говорим "мне" и "моё", но если мы глубже задумаемся о предметах, нужных нам для жизни, таких как одежда, или еда, или даже кислород, которым мы дышим, то поймем, что наше выживание зависит от множества внешних факторов. И таким образом мы придем к осознанию основополагающей взаимозависимости всего на свете. Такое понимание, с точки зрения Кармапы, совершенно необходимо, если мы хотим, чтобы люди изменили свой взгляд. С другой стороны, оказавшись в плену понятий "я" и "моё", мы не способны осознать эту взаимосвязанность, не можем увидеть связь между благополучием кого-то, кто находится очень далеко от нас, и нашим собственным благополучием. Мы должны освободиться из этого плена и установить отношения с миром, увидеть то, что Его Святейшество Далай-лама называет "общей картиной". Такое фундаментальное изменение нашего взгляда на мир играет решающую роль.

Говоря о точки зрения, которую надо принять людям 21 века, Его Святейшество Кармапа привел в пример, как мы смотрим на красивое дерево. Мы любуемся его частями, открытыми взору - ветвями и листвой, но не замечаем больных и прогнивших корней. Точно также мы восхищаемся достижениями в области технологий, но не видим упадка окружающей среды. Из просмотра новостей по телевизору создается впечатление, что многие мировые лидеры одержимы лишь экономикой и политикой, и кажется, что никому и дела нет до фундаментальных вопросов выживания человечества и благополучия окружающей среды. Но ведь если исчезнут самые основы нашего выживания, то не будет ни политики, ни экономики!

Отвечая на вопросы, последовавшие за его выступлением, Кармапа со смехом рассказал, что давным-давно, когда он еще жил в Тибете, был неисправимым любителем мяса. Однако, попав в Индию, он стал вегетарианцем, после того, как посмотрел несколько документальных фильмов о страданиях животных, на которых охотятся или забивают в промышленных масштабах для приготовления мясных продуктов. На Кармапу произвели огромное впечатление как страдания животных, так и полное пренебрежение к ним людей, не считающих животных способными к переживаниям. Его Святейшество выразил надежду, что на протяжении всех последующих жизней сможет придерживаться вегетарианства. Во время Кагью Монлама, почувствовав, что необходимо сказать людям о важности вегетарианства, он предложил несколько вариантов, как можно сократить потребление мяса, и был изумлен, когда многие люди выбрали полный отказ от мяса. Кармапа пояснил, что никогда не навязывает вегетарианство, но всегда старается увязать его с культурным контекстом той или иной группы людей, чтобы это непосредственно соотносилось с устремлениями человека или сообщества. Вдобавок, он предлагает людям самим найти наиболее весомые причины для осуществления перемен.

Говоря об ухудшении состояния природы на Тибетском нагорье, Его Святейшество выразил мнение, что этот вопрос настолько важен, что должен быть отделен от других политических вопросов, касающихся Тибета, таких как права человека, сохранение культуры, свобода религии и право людей на выживание. Тибет называют «третьим полюсом» планеты. Он не только дает начало главным рекам Азии, но и оказывает влияние на глобальную конфигурацию климата. И потому, что бы ни происходило в гималайском регионе, это имеет последствия для жизней миллиардов людей. Вследствие этого, уверен Кармапа, защите окружающей среды Тибета необходимо придавать особое значение, и ведущую роль в этом должны играть ученые, информируя широкую общественность о результатах своих исследований.

kagyuoffice.org

www.kagyu-kdl.ru


Вдиео по теме:



Фрагмент беседы Его Святейшества Далай-ламы с учеными, принимавшими участие
в первом заседании XXIII конференции «Ум и жизнь: экология, этика и взаимозависимость».