Сохраним Тибет > Аспекты совершенного состояния ума: выставка «Сакральное дыхание Востока» в новосибирском музее

Аспекты совершенного состояния ума: выставка «Сакральное дыхание Востока» в новосибирском музее


21 ноября 2011. Разместил: Ing
Аспекты совершенного состояния ума: выставка «Сакральное дыхание Востока» в новосибирском музее

Выставка буддийской танка «Сакральное дыхание Востока» открылась в Новосибирском государственном краеведческом музее (НГКМ). Ее посетителей ждет встреча с десятками работ кисти бурятского художника Николая Дудко. Танка — свитковая живопись, особое религиозное искусство тибетского буддизма, образы которой, по рассказам практикующих буддистов, способствуют медитации почти так же, как православная икона помогает в молитве. Правда, погрузиться в медитацию и понять, что показывает танка и почему это изображено именно так, без определенных знаний сложно.

Ещё больших усилий требует мастерство танкописца. До своего посвящения в сложную науку буддийского искусства Николай Дудко интересовался классической живописью, а в конце 1980-х обратился к танкописи: учился в Монголии и Непале, проходил стажировку у личного художника XIV Далай-ламы преподобного Сангей Еше в индийском городе Дхарамсала, где находится резиденция правительства Тибета в изгнании. Сегодня Дудко преподаёт в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства (Улан-Удэ) и является танкописцем, каковых в мире, по уверениям знатоков, единицы. Его полотна находятся не только во многих дацанах Бурятии, но и в зарубежных музеях и частных коллекциях.

Николай Дудко работает в традиционной манере танкописания, технологии которого не изменялись веками. «Даже широкоизвестные современные мастера иногда работают аэрографом, используют иные достижения технического прогресса, а Николай в этом смысле очень последовательный консерватор, тем он и ценен, — рассказывает руководитель Новосибирского буддийского центра и друг художника Вилор Коляда. — Дудко не монах, но серьёзно практикующий буддист, а для этого не обязательно быть монахом. Настоящие танка может создавать только практикующий человек, по-христиански говоря, верующий. В других случаях, даже если ты владеешь техникой, всё равно ничего не получится».

Настоящая танка должна быть написана в соответствии с буддийскими канонами и непременно человеком, который имеет необходимые посвящения. Каждую работу художника благословляет лама, он же проводит обряд освящения танка. Так получается буддийская «икона». «Танка — это пособие для практики, в первую очередь, а уже потом, как вы говорите, арт-объект, — говорит Вилор Коляда. — На танка ведь изображены не только какие-нибудь известные ламы и йогины, но в основном — те или иные аспекты совершенного состояния нашего же собственного ума». Выставка «Сакральное дыхание Востока» будет работать в НГКМ до 5 февраля.

Текст и фото: Татьяна Ломакина
тайга.инфо