Сохраним Тибет > Тувинские буддисты объявили месяц подношения светильников

Тувинские буддисты объявили месяц подношения светильников


9 декабря 2011. Разместил: Ing
Тувинские буддисты объявили месяц подношения светильников
Его Святейшество Далай-лама с Камбы-ламой (верховным ламой) Тувы Тензином Цультимом
и председателем администрации Объединения буддистов Тувы Тензином Чинбой (Буяном Башкы).
Улан-Батор, Монголия. 9 ноября 2011.


Объединение буддистов Тувы объявило декабрь месяцем подношения светильников буддам и бодхисатвам, сообщил председатель администрации ОБТ Буян Башкы. «Будда Шакьямуни говорил: “Пусть все живые существа обретут свет счастья и избавятся от страданий”, с этой мотивацией тувинские буддисты будут зажигать в декабре свечи и масляные светильники», ─ рассказал Буян Башкы, добавив, что все заслуги от прочитанных в этом месяце молитв будут посвящены скорейшему визиту в Россию Его Святейшества Далай-ламы.

Именно на декабрь приходится большой буддийский праздник ─ день ухода в паринирвану Чже Цонкапы, основателя распространенной в Туве и других буддийских регионах России тибетской школы Гелуг.

«Зажигая светильники, мы будем также желать, чтобы жизнь Его Святейшества Далай-ламы, сохраняющего и распространяющего чистое учение Чже Цонкапы, была долгой, а все его дела не встречали препятствий», ─ пояснил председатель администрации ОБТ.

Чже Цонкапа (тиб.: Tsong kha pa, также Цзонкапа, Цзонхава; 1357, пров. Амдо -1419) – тибетский буддийский мыслитель и реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелуг родился в семье последователей Ньингма. В семилетнем возрасте принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и имя Лосан Дагпа (blo bzang grags pa), под которым впоследствии стал известен. Получил разностороннее буддийское образование в монастырях школ Сакья, Кагью, Кадам, Шалу. Цонкапа продолжил и совершенствовал ту модель развития тибетского буддизма, которая была разработана Атишей (982-1054) и развивалась в дальнейшем его учеником Бромтоном (1005-1064) и Сакья-пандитой (1182-1251). Развивая учение Атиши, в работе «Три основы пути» Цонкапа сформулировал общую платформу всякой буддийской практики как «отречение, бодхичитта, постижение пустоты». Концепция единого поэтапного пути совершенствования при многообразии практик и подходов, позволила ему объединить в единое целое учения различных школ тибетского буддизма и послужила основой для создания целостной концепции поэтапного буддийского монастырского образования, включающего как светские, так и духовные дисциплины.

Прямые ученики Чже Цонкапы Чжамьян Чойчже (1379-1449) и Чамчен Чойчже Шакья Ешей (1354-1435) основали известные гелугпинские монастыри Дрепунг (1416) и Сера (1419) соответственно, а Джецун Шераб Сенге ─ тантрический монастырь Гьюдмед. Среди других учеников Цонкапы – Кэдуб Чже стал первым Панчен-ламой, а Гендун Дуп (1391-1447) позднее был признан первым Далай-ламой.