Сохраним Тибет > Далай-лама даровал учения по тантре Гухьясамаджи в тантрическом монастыре Гьюдмед
Далай-лама даровал учения по тантре Гухьясамаджи в тантрическом монастыре Гьюдмед10 декабря 2011. Разместил: savetibet |
Его Святейшество Далай-лама присутствует на философском диспуте монахов тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. 4 декабря 2011. Индия, штат Карнатака. Фото: Игорь Янчеглов Его Святейшество Далай-лама завершил поездку в тибетское поселение Рабгьелинг на юге Индии, где он находился с визитом с 4 по 8 декабря по приглашению администрации тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. По признанию Его Святейшества Далай-ламы, он чувствует особую связь с монастырем Гьюдмед, основателем которого был Джецун Шераб Сенге, ученик Чже Цонкапы, взявший на себя заботы о тантрическом наследии великого реформатора. Первый Далай-лама считал Джецуна Шераба Сенге своим учителем, и теперь в своем четырнадцатом воплощении Его Святейшество Далай-лама видит свою обязанность в том, чтобы содействовать укреплению и развитию тантрической традиции Гьюдмеда. Именно в этом ключе, по его словам, следует рассматривать учения по комментарию Панчена Лобсанга Чогьена к тексту Нагарджуны «5 ступеней», состоявшиеся в монастыре Гьюдмед в начале декабря. Предваряя учения, Далай-лама особо подчеркнул редкость даруемых им объяснений по тантре Гухьясамаджи, для получения которых в идеале требуется получить посвящение Гухьясамаджи, развить Бодхичитту и мудрость постижения пустоты. Посвящение Гухьясамаджи, главного медитационного божества (идама) монастыря Гьюдмед, духовный лидер даровал здесь же в 2007 году, а в прошлом году ─ дал его 1.200 буддистам из России, собравшимся на его специальные учения для россиян в Дхарамсале. Неудивительно, что среди паломников, прибывших на этот раз в отдаленный уголок Индии, где расположены монастыри Гьюдмед и Дзонкар Чоде, было около сорока российских буддистов из Тувы, Бурятии, Калмыкии, Москвы и других городов. Учения посетили верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и постоянно работающий в Туве Шивалха Ринпоче. Довольно обширной была группа паломников из различных областей гималайского региона, а также тибетцев из Тибета, которые, несмотря на очевидные трудности, начинают постепенно стекаться в Индию, где в январе предстоит самое масштабное духовное событие нынешней зимы ─ посвящение Калачакры в Бодхгае. Отметив, что даруемое им в Гьюдмеде учение является настолько редким, что неизвестно, будет ли возможность получить его еще раз, Его Святейшество подчеркнул, что у присутствующих по меньшей мере должно быть искреннее восхищение высшей йога-тантрой и желание в будущем самостоятельно осуществить тантрические учения на практике. Устная передача этих учений, по его словам, непременно оставит в потоке ума присутствующих сильные отпечатки, которые позволят впоследствии перейти к глубокому изучению и последующему осуществлению полученных учений. Вдохновляющим примером, по словам Далай-ламы, может служить история о Васубандху и голубке, свившей гнездо над его пещерой, где он предавался уединенным практикам. Ежедневно Васубандху прочитывал вслух множество сутр, невольной свидетельницей чему была поселившаяся рядом с ним голубка. По рассказу Его Святейшества, в силу оставленных в потоке ума отпечатков в следующей жизни птица переродилась весьма ученым монахом. Его Святейшество Далай-лама со старшими монахами тибетского тантрического монастыря Гьюдмед. 8 декабря 2011. Индия, штат Карнатака. Фото: Игорь Янчеглов В первый день своего пребывания в монастыре Его Святейшество Далай-лама посетил философские диспуты тантрических монахов, введенные в учебную программу тантрических монастырей Гьюдмед, Гьюто и Намгьял по его личной рекомендации. В Тибете в обязательную учебную программу монахов этих монастырей входили в основном тантры и сопряженные с ними ритуалы. С уходом в изгнание Далай-лама предложил монастырям расширить курс обучения, включив в него глубокое изучение сутры и философский диспут. Находясь в Гьюдмеде, Его Святейшество Далай-лама смог увидеть, насколько продвинулись в искусстве философского диспута тантрические монахи, и дал высокую оценку уровню их подготовки. О важности изучения философского диспута и буддийской теории познания Его Святейшество Далай-лама неоднократно упоминал на учениях в Гьюдмеде. Он отметил, что к этим дисциплинам проявляют большой интерес представители современный науки и работники сферы образования западных стран. Они полагают, что освоение философского диспута, разработанного в Индии и получившего дальнейшее развитие в Тибете, могло бы быть полезным при изучении различных областей знания, в том числе юриспруденции, экономики и предпринимательства. Его Святейшество Далай-лама подчеркнул, что прежде чем начать сотрудничество с западными странами, необходимо внедрить изучение основ логики и философского диспута в программы светских учебных заведений тибетского сообщества в эмиграции, и отметил позитивный опыт в этом направлении, уже накопленный некоторыми тибетскими школами в Индии. Учения в монастыре Гьюдмед завершились посвящением долгой жизни, устной передачей на составленный Его Святейшеством Далай-ламой текст гуру-пуджи и большим молебном о долголетии духовного лидера, в которых приняли участие ученики местных школ и многочисленные жители поселения Рабгьелинг. Обращаясь к собравшимся монахам и мирянам, Далай-лама посоветовал при изучении буддийской Дхармы развивать в себе «дух соперничества». «Я говорю не о конкуренции, которая заставляет нас возвышать себя и унижать других, но о здоровом духе соперничества, который помогает не сходить с дистанции», ─ сказал он. «В марафоне, если вы будете ориентироваться на тех, кто уже приближается к финишной черте, то вполне можете пасть духом. Но если вы поставите перед собою задачу догнать тех, кто немного опережает вас, то будете продолжать движение», ─ рассказал Далай-лама, пояснив, что такой подход может оказаться весьма полезным и при изучении Учения Будды. «Если развивать в себе подобный дух здорового соперничества, то успехи других, достигнутые на поприще освоения Дхармы, будут подстегивать вас к тому, чтобы самим приложить усилия», ─ пояснил духовный лидер. Обращаясь к монахам различных монастырей и, прежде всего, к старшему поколению буддийского духовенства, Его Святейшество Далай-лама попросил их приложить особые усилия для того, чтобы продлить свою жизнь. «Вы являете собой прекрасные примеры освоения и практического воплощения Учения Будды. В этом смысле ваша жизнь представляет большую ценность, и потому я прошу вас жить как можно дольше», ─ подчеркнул Далай-лама, добавив, что монахам необходимо обращать внимание на состояние своего здоровья и правильное питание. Духовный лидер отметил, что со своей стороны старается делать все возможное, чтобы как можно дольше служить буддийской Дхарме. Юлия Жиронкина |