Сохраним Тибет > Далай-лама поздравил буддистов Калмыкии с Новым годом

Далай-лама поздравил буддистов Калмыкии с Новым годом


21 декабря 2011. Разместил: savetibet
Далай-лама поздравил буддистов Калмыкии с Новым годомДалай-лама во время учений для российских паломников в своей индийской резиденции в городе Дхарамсала в предгорьях Гималаев поздравил буддистов Калмыкии с Новым годом (Зул), который они отмечают во вторник - в день буддийского праздника в честь основателя школы Гелуг ламы Цонкапы (1357-1419 годы).

"Сегодня отмечается большой буддийский праздник - день ухода в нирвану ламы Цонкапы. Это большой праздник для всех буддистов, но особенно для последователей традиции Гелуг, к которым относятся и буддисты, приехавшие из России. В Калмыкии в этот день традиционно празднуют Новый год, и я хочу передать свои самые сердечные поздравления народу Калмыкии", - сказал Далай-лама.

Новый год по-калмыцки

Буддисты Калмыкии - одна из самых больших паломнических групп в Дхарамсале на протяжении всего трехлетнего цикла учений Далай-ламы для российских верующих (на этой неделе цикл завершается).

Несколько лет назад духовный руководитель фонда "Сохраним Тибет", верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и лама Бурятии Ело Ринпоче обратились к Далай-ламе от имени российских буддистов с просьбой "даровать" специальные учения. Они должны были продолжаться по несколько дней на протяжении трех лет, поскольку инициаторы попросили даровать посвящения в тантры трех йидамов (божеств - ред.): Ямантаки (2009), Гухьясамаджи (2010) и Чакрасамвары (2011).

В первом, 2009 году, из России приехало свыше 800 паломников. На следующий год учения Далай-ламы в Дхарамсале посетили уже более 1200 буддистов из России и СНГ. А в этом году число приехавших россиян составило порядка 1500 человек (общее же число участников из разных стран достигло семи тысяч - на подобных учениях Далай-лама обращается, прежде всего, к тем ученикам, которые выступили инициаторами учений, но слушателями могут становиться все желающие буддисты).

"В этот раз много вновь прибывших. И люди более серьезно подходят к учениям, стали лучше понимать суть происходящего", - отметил в беседе с РИА Новости верховный лама Калмыкии.

По его словам, уже не первый год учения совпадают с празднованием калмыками Нового года. "И это благоприятно. Здесь много буддистов из Калмыкии, плюс интернет-трансляция учений и поздравлений от Далай-ламы. Это источник оптимизма для людей", - подчеркнул собеседник агентства.

Он назвал несколько причин того, почему калмыки празднуют начало года раньше других буддистов. То, что калмыки сделали днем Нового года праздник ламы Цонкапы, по словам Тэло Тулку Ринпоче, "свидетельствует об их крепкой связи с традицией Гелуг".

В праздник ламы Цонкапы буддисты традиционно зажигают масляные светильники. Огонь символизирует чистоту и мудрость, а горящее в лампах масло - страдание, и его уменьшение по мере сгорания означает уменьшение и упразднение страдания.

А у калмыков, отмечающих в этот день также Новый год, принято устраивать семейные застолья, ходить в гости, танцевать и петь. И во вторник на улицах и в ресторанчиках Дхарамсалы можно увидеть и услышать сотни празднующих Новый год калмыцких паломников.

Далай-лама поздравил буддистов Калмыкии с Новым годомПодношения и трава из подстилки Будды

По случаю праздника Цонкапы духовный лидер тибетского буддизма возглавил цог - ритуал освящения "подношений" - угощений для последующей раздачи участникам торжеств. Угощениями послужили апельсины, бананы, конфеты, печенье, другие сладости, фрукты и овощи. После учений монахи и помощники-миряне бросали их в многотысячную толпу верующих, ловко ловивших "подношения". Особый восторг церемония вызвала у детей.

По окончании церемонии монахи и все слушатели учений прочли молитвы о долголетии Далай-ламы и благополучии тибетского народа.

Также в этот день буддийский лидер провел "предварительное посвящение в тантру Чакрасамвары" - одну из трех основных высших тантр в школе Гелуг. Высшая тантра - это буддийская практика отождествления (посредством визуализации) с одним из божеств для достижения просветления. А Чакрасамвара - божество, считающееся проявлением будды невозмутимого спокойствия (Акшобхьи).

Тысячи желающих дали пять обетов буддиста-мирянина. Это отказ от убийства (любого живого существа, прежде всего, человека), воровства, лжи (особенно касающейся духовных достижений), прелюбодеяния (измены и насилия) и алкоголя. Рассуждая о последнем обете и народных традициях россиян, Далай-лама призвал "по крайней мере, свести это (алкоголь - ред.) к минимуму".

По окончании посвящения участники получили "защитные шнурки", которые повязывают на руки, чтобы избежать любых неблагоприятных воздействий.

Также слушателям учений раздали травинки куша. По преданию, Будда сидел на подстилке из этой травы в момент, когда обрел просветление. Эти травинки буддисты кладут под матрас и подушку, начитывают определенные мантры и стараются запомнить сны этой ночи - считается, что в этих снах содержатся указания на то, будет ли успешной практика, связанная с данным божеством (в ходе настоящих учений - Чакрасамварой). Если приснившиеся знаки негативны, лама совершает особые ритуалы "устранения препятствий" для проходящего посвящение.

Само "посвящение Чакрасамвары" Далай-лама совершит для российских буддистов завтра - в третий день учений.

Организаторами учений Далай-ламы для российских буддистов в 2011 году выступили буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Объединение буддистов Калмыкии и хурул (храм) "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы и фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).

Ольга Липич
РИА Новости