Сохраним Тибет > Чже Цонкапа. Три основы пути
Чже Цонкапа. Три основы пути22 января 2012. Разместил: savetibet |
СКАЧАТЬ ТЕКСТ
Склоняюсь с благоговением пред превосходными досточтимыми ламами! 1. Разъясню, насколько сумею, Суть всех учений Победоносного Будды, Путь, превозносимый Сыновьями Победителя, Врата для удачливых, стремящихся к освобождению. 2. Не привязанные к усладам самсары, Стремящиеся извлечь наилучшее из свобод и благих условий, Полагающиеся на путь, что Буддам приносит радость, О удачливые, внимайте мне искренним сердцем. 3. Без чистого отречения, не уняв тяги к радостям и благим плодам Океана самсары, не прийти к покою [нирваны]. Воплощенные существа крепко скованы страстью к существованию, А потому вначале взрасти отречение. 4. Размышляя, как трудно обрести свободы и блага, И о скоротечности жизни, преодолеешь соблазны этого рождения. Думая снова и снова о непреложном законе действий и их плодов, а также о муках самсары, Отвернешься от соблазнов будущих жизней. 5. Если при таком освоении желание процветания в самсаре Не появляется ни на мгновенье, А стремление к освобождению присутствует непрерывно, и днем и ночью, Значит, отречение зародилось в тебе. 6. И все же одно только отречение, Без чистого устремления — бодхичитты, Не приведет к неистощимому блаженству непревзойденного пробуждения. И потому мудрые должны породить наивысшую бодхичитту. 7. Захваченные потоками четырех бурных рек, Накрепко стянутые путами кармы, что нелегко развязать, Заключенные в стальную клеть цепляния за «я», Окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения, 8. [Существа] рождаются снова и снова в бесконечной самсаре, Беспрестанно испытывая три вида страданий… Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями, Породи наивысшее намерение — бодхичитту. 9. И все же без мудрости постижения высшей природы существования, Пусть ты и взрастил отречение и бодхичитту, Невозможно отсечь корень самсары. А потому усердствуй в постижении взаимозависимого возникновения. 10. Тот, кто постиг нерушимость причинно-следственной связи, Действенной для всех явлений самсары и нирваны, И полностью уничтожил тягу к восприятию [их самобытия], Вступил на путь, дарующий радость Буддам. 11. Пока два положения: Непреложное взаимозависимое возникновение видимых проявлений И пустота, свободная от любых утверждений, Предстают пред умом как отдельные, Ты еще не постиг мысли Будды. 12. Когда эти два постижения больше не сменяют друг друга, но приходят одновременно, И один только взгляд на непреложность взаимозависимого возникновения Полностью уничтожает цепляние за [самосущие] объекты познания, Тогда анализ воззрения полностью завершен. 13. Кроме того, [восприятие] видимых проявлений избавляет от крайности «бытия» (этернализма). А [постижение] пустоты — от крайности «небытия» (нигилизма). Когда видишь, что пустота проявляется как причина и следствие, Более не впадаешь ни в одну, ни в другую крайность. 14. Когда ты правильно уяснил Важнейшие моменты трех основ пути, Сын мой, отправляйся в уединение, породи радостное усердие И быстро приди к высшей духовной цели. (Это наставление было дано Цонкапой одному из его учеников – Нагвангу Дакпо). |