Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Встреча с зарубежными паломниками в дни посвящения Калачакры
Видео. Далай-лама. Встреча с зарубежными паломниками в дни посвящения Калачакры23 января 2012. Разместил: savetibet |
Скачать 4 января 2011 Его Святейшество Далай-лама отдельную встречу с несколькими тысячами паломников из зарубежных стран, в том числе из России и СНГ, прибывших в Бодхгаю, Индия, для участия в посвящении Калачакры. Видео: Офис Е.С.Далай-ламы Перевод: Юлия Жиронкина Озвучивание: Наталья Иноземцева Техническая поддержка: Максим Брежестовский На этот раз у нас недостаточно времени, и вас собралось довольно много, поэтому для меня затруднительно было бы встречаться с каждой группой по отдельности. Поэтому я решил поприветствовать всех иностранцев вместе. Я уже встречался с китайцами – братьями и сестрами из материкового Китая, это было вчера. А также с братьями и сестрами из гималайского региона, с буддистами; и, конечно же, с тибетцами, которые только что прибыли из Тибета. Я встретился с ними вчера. И мне захотелось встретиться и остальными гостями из разных стран, с вами. Среди вас есть жители буддийских стран – Шри-Ланки, Тайланда, Лаоса и нескольких буддийских республик Российской Федерации, где традиционно исповедуют буддизм. Остальные же приехали из небуддийских стран. Однако все крупные религии, на самом деле, принадлежат всему миру. Иудаизм, христианство, ислам возникли на Ближнем Востоке, но в дальнейшем стали мировыми религиями. Подобным образом с востока распространились индуизм (в той или иной мере) и, прежде всего, буддизм, пришедший из Индии, из Азии. Традиционно буддизм был преимущественно распространен в Азии, но в наши дни и [на Западе] появляются люди, проявляющие к буддизму искренний интерес. Но, как я сказал ранее, по сути все эти религии принадлежат всему человечеству. Мы, люди, ‒ а нас уже 7 миллиардов ‒ одинаковы по устройству ума, эмоций и тела. Достаточно посмотреть на то, как мы рождаемся и как умираем. Нет никакой разницы в том, как рождается и умирает человек с Запада или с Востока, с Юга или с Севера. Тут все равны. И что самое главное ─ все мы едины в желании сделать свою жизнь счастливой и избежать проблем. У каждого из семи миллиардов есть полное право на счастливую и успешную жизнь, право переживать меньше трудностей. Это наше основное право. И вот еще, что я хотел вам рассказать. В прошлом у людей была тяжелая жизнь, они прозябали в бедности и потому были более всего озабочены материальным благополучием, из-за тех ощущений, которые они переживали на телесном уровне. Голод, болезни оказывали на людей непосредственное воздействие и потому больше всего заботили их. Именно поэтому люди сосредоточивали свое внимание на материальном развитии. Это было оправдано. С опорой на науку и технологии людям удалось существенно улучшить материальные условия своего существования. Даже система образования была разработана исходя из той предпосылки, что материальное развитие имеет первостепенное значение. Но при этом во второй части XX-го столетия все больше людей стали понимать, что истинное счастье и удовлетворение в значительной степени связаны с ментальной сферой. Стало очевидно, что люди, у которых есть все необходимые материальные возможности, которые живут в комфорте, подчас из-за недостатка внутренней силы испытывают страх, разочарование. А это влечет за собой ненависть и гнев, что вызывает чувство одиночества. Такова уж природа материальных ценностей ─ человек может быть миллиардером, но при этом оставаться очень несчастным. Это мы уже начали замечать. Во второй половине XX-го века, на мой взгляд, сработали два фактора. Во-первых, выяснилось, что материальное развитие подчас не только не решает наших внутренних проблем, но, напротив, приумножает их, лишает нас счастья. Во-вторых, сыграли свою роль научные исследования. Сегодня выдающиеся ученые, люди с острым умом, стали понимать, что эмоции, ум – очень важные факторы для счастливой жизни: говорим мы об отдельных людях, семье или сообществе, о старых или молодых, образованных или необразованных, богатых или бедных. В этом смысле мы все одинаковы: нет покоя ума – не будет и счастья в жизни. Вот почему представители медицинской науки, начинают задаваться вопросом, как достичь покоя ума. Все больше людей, и в особенности ученые, начинают проявлять глубокий интерес к миру человеческих эмоций, миру человеческого сознания. Так они получают новые знания о системе эмоций, об устройстве сознания и ищут новые методы работы с эмоциями. Как же работать с эмоциями? Чтобы справиться с ними, нельзя полагаться на наркотики и транквилизаторы, потому что они дают лишь временный эффект. Каков же действенный метод? Поскольку тревожащие нас разочарование и гнев рождаются из эмоциональной сферы, то соответствующее противоядие нужно искать там же, в сфере наших эмоций, в нашем сознании. Итак, все больше людей начинают проявлять интерес к тренировке ума, вне зависимости от того, верующие это люди или неверующие. В древнеиндийских духовных системах, в том числе в буддизме, или, другими словами, в древнеиндийских системах, где есть описание шаматхи, однонаправленного сосредоточения, а также випашьяны, аналитического проникновения в суть вещей, естественным образом содержится больше информации об эмоциях, об уме. Это верно и для буддизма. Главная практика буддистов – это не молитвы, не начитывание мантр. Настоящая практика – это тренировка ума. Уникальная черта буддизма, пожалуй, заключается в том, что он призывает максимально задействовать умственные способности и таким образом преобразовывать разрушительные эмоции. Итак, некоторые люди сегодня проявляют искренний интерес к древнеиндийским традициям, в том числе к буддизму. Этот интерес привел вас сюда. Вы все знаете, что материальные условия в Бодхгае оставляют желать лучшего, и на здешнюю погоду нельзя полагаться. Такое ощущение, будто мы специально съезжаемся в Бодхгаю, чтобы купить себе простуду или лихорадку. Несмотря на все эти неудобства, все больше людей с радостью спешат сюда. Конечно, это очень святое место… Сейчас, в это время, важно помнить еще об одной вещи – о продвижении межрелигиозной гармонии. Эта традиция существует в Индии на протяжении тысячелетий. Многие индийцы с самого детства знают, что в мире много разных религий. Для них это само собой разумеется. В человеке, который вырос в такой атмосфере, естественным образом проявляется уважение к разным религиям. Древнеиндийская традиция веротерпимости, которая продолжается здесь уже насколько тысячелетий, весьма актуальна для современного мира. Ведь проблемы, с которыми, к сожалению, сталкивается человечество, обусловлены в том числе и тем, что у нас разные религии. И при этом крупные мировые религии несут миру одно и то же послание – послание любви, сострадания, терпения, умения прощать и довольствоваться малым, а также самодисциплины. Эти практики вы найдете во всех религиях. Конечно, в области философии между нами большие различия. Но цель всех этих разнообразных философских воззрений одна и та же. Используйте различные философские воззрения, различные концепции, для того чтобы пропагандировать эти общие для всех практики. Сейчас, когда вы приехали в Индию, посетите храмы разных религий, и вы больше узнаете о различных религиозных традициях и о том, как они вместе уживаются в Индии. Конечно, порой и здесь возникают проблемы, но тому виной горстка людей, которые ведут себя неподобающим образом. В целом же, в этой стране придерживаются замечательной традиции веротерпимости. Для нас было бы очень полезно понаблюдать за этим. Сегодня, завтра и послезавтра, на протяжении трех дней, я буду давать учения, которые в той или иной мере можно назвать «лекциями о буддизме». Пожалуйста, слушайте внимательно. Наблюдая за тибетцами и китайцами в 60-70 годы, я замечал, что когда я даю объяснения по буддийской философии, некоторых из них начинает клонить в сон, интерес невелик. А когда дело доходит до посвящения, тут они все во внимании. На мой взгляд, это ошибка. При этом с самого начала я отмечал, что западные люди гораздо больше внимания уделяют именно объяснениям по буддийской Дхарме. Это очень важно. В целом ваш уровень образования выше, и ваш ум уже подготовлен к тому, чтобы узнавать все больше и больше, и это прекрасно. Итак, на протяжении трех дней я буду читать лекции по буддизму. Вообще-то эти лекции по буддизму я считаю важнее самого посвящения. Но если бы я объявил, что будут одни только лекции, скорее всего, собралось бы не так много людей. «Далай-лама читает в Бодхаге лекции по буддизму. Ну что ж…» А вот когда объявляют о посвящении, да к тому же посвящении Калачакры, то многие приходят. Так что я прибегнул к маленькой уловке: объявил о посвящении Калачакры, но мое главное намерение ─ преподать людям основы буддийской Дхармы. Затем на протяжении трех дней я буду давать посвящение Калачакры. Но это слишком сложно. Ну все! Спасибо. |