Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама и Ричард Гир презентовали новую книгу духовного лидера «За пределами религий»

Видео. Далай-лама и Ричард Гир презентовали новую книгу духовного лидера «За пределами религий»


27 января 2012. Разместил: savetibet

Cкачать

Видеозапись презентации новой книги духовного лидера тибетского буддизма Его Святейшества Далай-ламы «За пределами религий: этика для всего мира» в заключительный день посвящения Калачакры в Бодхгае. Голливудский актер Ричард Гир просит Его Святейшество Далай-ламу, согласно существующей в Индии традиции, официально объявить о выходе в свет книги, посвященной вопросам светской этики. 10 января 2012.

Видео: Офис Е.С.Далай-ламы
Перевод и озвучивание: Наталья Иноземцева
Техническая поддержка: Максим Брежестовский


Ричард Гир: Я хочу всех вас поприветствовать. Меня зовут Ричард Гир. И мы теперь с вами братья и сестры. Братья и сестры в Дхарме.

Мы все здесь испытали очень глубокие переживания. Мы прослушали глубокие учения, которые нам даровал великий, совершенный, необыкновенный учитель. Я с большой радостью хочу сообщить, что Его Святейшество написал новую книгу, которую мы сегодня вам представляем. Она называется «За пределами религии: этика для всего мира». Издательство «Харпер Коллинз», ладно уж, сделаем им тоже небольшую рекламу. Я вчера вечером начал ее читать, это замечательная книга. Она стала продолжением книги, которую Далай-лама написал десять лет назад, «Этика для нового тысячелетия». В ней были изложены великолепные, прогрессивные идеи, и она стала бестселлером во многих странах мира. И новая книга тоже выдающаяся. Я знаю, в Индии есть традиция официально представлять новые книги. И я прошу Его Святейшество представить нам его новую книгу «За пределами религии».

Далай-лама: Эта книга посвящена светской этике. Что такое светская этика? Это этика, которая опирается не на религиозные, а на общечеловеческие нравственные принципы. Это не означает отрицания религии, наоборот, мы говорим о необходимости уважать все религии. В действительности, все основные мировые религии основаны на светской этике. Все основные мировые религии учат нас умению любить, испытывать сострадание, прощать, проявлять терпимость. Всё это – основополагающие общечеловеческие ценности. Это – основа этического поведения. Разные религии пользуются разными философскими подходами. Одни верят в существование бога-творца и говорят, что мы должны проявлять сострадание, поскольку бог – это бесконечная любовь. И раз мы созданы богом, который есть любовь, то мы тоже должны практиковать любовь и сострадание. Это то, чего от нас хочет бог.

В нетеистических традициях, таких как буддизм, также говорится, что если вы приносите другим добро, если вы дарите им радость, то будете вознаграждены за это. Если же вы несете другим боль и страх, то в конечном итоге сами будете страдать. Это закон причинно-следственной связи. Если вы приносите другим добро, то и сами выигрываете от этого. Если вы вредите другим, то это оказывает отрицательное воздействие на вас самих. Это закон о причинах и следствия. Опираясь на такой философский подход, вы должны стремиться стать человеком, который испытывает заботу о благе других. Когда у человека есть чувство заботы о других, он уже не будет намеренно причинять им вред, обманывать, говорить неправду, грубо обращаться с другими. Многие люди, когда они слышат слова о необходимости испытывать любовь и сострадание, думают: «Ну, это религиозная практика». И получается, что люди, не интересующиеся религиями, не особенно интересуются и такими ценностями, как любовь и сострадание. Это большая ошибка. Верить или не верить в ту или иную религию – личное дело каждого. Но как человек, как живое существо, каждый из нас нуждается в сердечной теплоте, ради своей же пользы.

Обычно я называю три причины, по которым необходимо содействовать распространению светской этики. Первая: наш общий жизненный опыт, который роднит нас не только с другими людьми, но и с животными. Мы все родились из чрева матери. Стоит младенцу появиться на свет, как в силу биологических факторов, он тут же начинает испытывать невероятную привязанность, доверие к собственной матери. Поначалу ребенок не осознает, что это его мать, но уже полностью полагается на нее. И когда мать прикасается к ребенку, берет его на руки, ребенок чувствует себя в безопасности. А стоит матери оставить его, как он начинает плакать, как если бы ему угрожала опасность. Так устроено природой. Таким образом, можно сказать, что люди, включая и меня, которые в самом раннем возрасте получили максимальную материнскую заботу и ласку... Моя собственная мать была необыкновенно добросердечным человеком. Простая, необразованная крестьянка, она была неграмотной, но сердце у нее было очень доброе. И я вырос под влиянием такого безграничного альтруизма. Она испытывала любовь и сострадание не только к собственным детям, но и к окружающим людям. Если она видела, что кто-то оказался в затруднительном положении, то всегда старалась помочь. Так что можно сказать, что то сострадание, которое есть сейчас у меня, выросло из зерна, полученного от моей матери. Конечно, позднее буддийское учение и практика очень помогли мне не только поддерживать, но и укреплять мой сострадательный настрой. Но первое зерно заронила моя мать, не религия. Итак, те люди, которые в детстве получили максимальное или достаточное количество материнской заботы, на протяжении всей оставшейся жизни глубоко внутри чувствуют себя гораздо более безопасно. Те же, кому в детстве не хватило материнской любви, кто, возможно, был нежеланным ребенком, с кем жестоко обращались, всю жизнь глубоко внутри будут испытывать страх и недоверие, чувствовать незащищенность, и это очень тяжело.

Таким образом, люди, которые причиняют вред планете, другим людям, обществу, если присмотреться к ним повнимательнее, я уверен, что мы увидим, что эти нарушители спокойствия в детстве недополучили материнскую заботу и любовь. И потому в глубине души они испытывают неуверенность и недоверие, подозрительность. Это приносит неудовлетворение, гнев, а за ними следует насилие.

Если же, как показывают научные исследования, у вас ум находится в состоянии умиротворения, покоя, основанном на сострадании к другим, когда вы испытываете заботу о благе других, то само собой так получается, что всех вокруг вы воспринимаете как своих друзей. Если же вы питаете подозрения, недоверие, то везде вам будут мерещиться враги. Итак, главный источник внутреннего покоя – это добросердечие.

Исследования ученых показали, что те, у кого больше сердечной теплоты, испытывают меньше страха, они чувствуют себя спокойнее, счастливее, и в результате у них нормальное кровяное давление. Они гораздо меньше подвержены стрессам. Конечно, такие люди тоже временами чувствуют беспокойство, но это никогда не длится долго. И получается, что люди, чей ум находится в умиротворенном состоянии, в целом отличаются гораздо лучшим здоровьем. Если же человек постоянно испытывает страх, разочарование, гнев, ненависть, это очень плохо сказывается на его здоровье. Ученые даже говорят, что страх и гнев пожирают нашу иммунную систему. Все люди хотят быть счастливыми, иметь много друзей. Опираясь на жизненный опыт, здравый смысл и научные данные, мы можем сказать, что подлинный источник дружбы, счастья, находится внутри нас самих. Это не зависит от того, бедный человек или богатый, обладает он властью или нет. Нет никакой разницы. Поскольку у всех людей одинаковое строение тела, мозга, мы мыслим одинаково, а значит, обладаем одинаковым потенциалом. Возможно, у бедных людей больше возможностей, чтобы развивать в себе эти качества. Потому что когда у вас есть власть, богатство, у вас больше поводов для беспокойства, подозрительности, и у вас может быть меньше друзей. Я шучу. В общем, вот, что значит этика за пределами религии. Это все, что я хотел сказать. Спасибо!


Статьи по теме:


Ричард Гир: моя жизнь в буддизме

"Наше первое знакомство произошло в Дхарамсале, в той самой комнате, где мы теперь так часто встречаемся. Не могу сказать, чтобы мои ощущения существенно изменились с тех пор. Я обыкновенно очень нервничаю и вываливаю на него огромное количество самых разных мыслей. Но ему не составляет труда отбросить шелуху и добраться до сути. Собственно, все те люди, которые добиваются встречи с Далай-ламой, надеются, что он освободит их от страданий. То, что я тогда почувствовал в присутствии Его Святейшества, совершенно изменило мою жизнь. В этом нет никаких сомнений. У меня не возникло мысли оставить все и уйти в монастырь. Я просто почувствовал, что теперь буду учиться у этих учителей, постараюсь узнать все, что смогу. Хотя с тех пор в моей жизни были разные моменты, я ни разу не сошел с избранного пути..."