Сохраним Тибет > Калмыцкий монах, доктор тибетской медицины Хеече Бабуркиев. По крупицам о прошлом

Калмыцкий монах, доктор тибетской медицины Хеече Бабуркиев. По крупицам о прошлом


29 января 2012. Разместил: Ing
Калмыцкий монах, доктор тибетской медицины Хеече Бабуркиев. По крупицам о прошлом
Багачоносовский хурул, возведен на пожертвования народа
Без прошлого, истории нет настоящего и будущего. Важно сохранить и передать своим потомкам то, что имеем сейчас: знать корни своей семьи, традиции и обычаи. Знать и помнить все события, которые непосредственно были связаны с калмыцким монахом, народным целителем Хеече Бабуркаевичем Бабуркиевым, необходимо и важно для его потомков, а значит и для меня, – это и есть история. Ведь то святое, что объединяет прошлое и настоящее, позволяет и нам, молодому поколению, уверенно смотреть в будущее.

В июле 1923 года на I Духовном съезде Калмыцкой области в Центральный Духовный Совет от Багачоносовского прихода был избран Мусс Намруев, окончивший реальное училище в городе Астрахани. Много сил приложил он для укрепления духовных связей буддистов России. Багачоносовский хурул был одним из самых авторитетных храмов в Калмыцких степях. Не случайно в 1926 году глава Питерского буддийского храма Агван Доржиев именно здесь проводил встречу с настоятелями калмыцких хурулов.

Но, спустя 4 года, в 1930 году воинствующие атеисты разрушили хурульный комплекс. Это было время культштурмов молодого советского государства, когда людей заставляли отрекаться от веры. Все святыни, ритуальные принадлежности, утварь были вывезены в поселок Улан-Эрге и оттуда в Астрахань.

Священнослужители подверглись репрессиям и гонениям. Трагическая судьба Багачоносовского хурула, увы, типична для большинства культовых сооружений в нашей стране. Но, несмотря на забвение, о хуруле помнили многие люди, и они мечтали о его восстановлении. Когда это стало возможным, то в 90-е годы прошлого столетия идейным вдохновителем возрождения калмыцкого храма выступил настоящий патриот своей малой родины, профессор Калмыцкого государственного университета Анатолий Кичиков. Своей энергией и энтузиазмом Анатолий Шалхакович вдохновил земляков. Багачоносовский хурул в настоящее время восстановлен по инициативе уроженцев поселка «Целинный» при поддержке всех земляков-багачоносовцев и здесь собирают по крупицам все о народном целителе Хеече Бабуркиеве.

Жизнь и деятельность Хеече Бабуркаевича была тесно связана с хурулом Багачоноса. О нем поведал нам его 89-летний сын Пельджа Дорджиевич Бюрчиев, проживающий ныне в поселке Аршан Булук.

Хеече Бабуркаевич Бабуркиев родился в 1857 году. В 1864 году, когда Маани Багши было 7 лет, его отдали в Багачоносовский хурул, откуда он был увезен на учебу в Монголию, затем – в Тибет, где длительное время обучался в Лхасе. После обучения и успешной сдачи экзаменов Бабуркиев вернулся в родные края, в хурул Багачоноса. Этот храм, по народному преданию, был возведен по инициативе священнослужителя Гааджа Багши и зайсанг Манычского улуса Занджан Зясина. Они послали в свои кочевья трех опытных подданных найти там место для будущего хурула. Они из множества красивых мест калмыцких степей выбрали урочище «Аршан Булук». Так началось в 40-е годы прошлого столетия возведение деревянного сюмэ. Здесь и стал работать после возвращения из Тибета Хеече Бабуркиев. Сначала он был просто багши, а затем – старшим багши, в подчинении которого находилось пять хурулов Манычского улуса.

Калмыцкий монах, доктор тибетской медицины Хеече Бабуркиев. По крупицам о прошлом
Багачоносовский хурул 20 годы ХХ века
Хеече Бабуркаевич поддерживал тесную связь с Чееря-хурулом – высшим буддийским университетом Калмыцкой степи. В 30-е годы по всей стране начались репрессии, гонения на церковь и буддийские храмы, на священнослужителей. Не обошли они и Хеече Бабуркиева. В 1931 году не без «помощи» известного тогда в наших краях человека его арестовали. У арестованного забрали церковные книги, бурханы, награды и медали представителей его рода, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Очевидцем этого «изъятия» невольно оказался Анатолий Кичиков, тогда маленький мальчик. Три месяца Бабуркиев провел в тюрьме города Саратова, затем его отправили в печально известную Бутырку. Находясь в тюрьме, он, опытный доктор тибетской медицины, помогал сокамерникам. Однажды к нему принесли человека, который практически не мог двигаться. Багши из калмыцкой степи поставил его на ноги. По свидетельству сына, Пельджа Дорджиевича, этот человек был близко знаком с Михаилом Калининым и, очевидно, поэтому Бабуркиева скоро освободили. Он вернулся домой с документом за подписью «великого» человека. В нем говорилось, что Хеечи Бабуркиев может жить у себя в степи и заниматься лечением людей. Этим багачоносовский багши и занялся по возвращении домой. Но, к сожалению, вскоре хурул был ликвидирован. Со временем и документ за подписью Михаила Калинина был утерян.

В годы Великой Отечественной войны во время оккупации немцы открыли несколько хурулов в Ергенинской части Калмыкии. Сделали они это и в Багачоносах. Багши Бабуркиев передал туда статуэтку Белой Тары, но от предложения нести в этом хуруле службу под разными предлогами отказывался. Новую власть он считал временной, а среди своих близких сказал, что это «собачья» власть.

Хеече Бабуркаевич обладал даром предвидения. Многое он предсказал в своей личной жизни и в жизни людей, которые к нему обращались. В одном из предсказаний он сказал, что видит калмыков вне пределов родной степи, им предстоят долгие годы горьких испытаний. Багши предвидел и свою смерть. Он даже показал то место, где будет его захоронение, недалеко от поселка Аршан Булук. Похоронили его, как он просил, в позе лотоса. Скончался Багши Бабуркиев в 1943 году. Произошло это в Багачоносах в феврале, в светлый калмыцкий праздник Цаган Сар. А вскоре началось тяжелое время депортации.

По возвращении из ссылки над прахом покойника родственники возвели субурган, который возвышается в степи и в наши дни.

Роза Аркинчеева,
студентка 2 курса КГФЭК г. Элиста

Буддизм в Калмыкии
Фото: Shakyamuni.ru

Калмыцкие монахи, начало ХХ векаКалмыцкие монахи, начало ХХ векаДелегаты Первого Всесоюзного духовного буддийского собора, проходившего в Москве в январе 1927 г.Делегаты Первого Всесоюзного духовного буддийского собора, проходившего в Москве в январе 1927 г.Служба в Калмыцкой степи,  начало ХХ векаСлужба в Калмыцкой степи, начало ХХ века