Сохраним Тибет > Ело Ринпоче о том, как развить милосердие

Ело Ринпоче о том, как развить милосердие


14 февраля 2012. Разместил: savetibet
Ело Ринпоче о том, как развить милосердиеВ среде буддийских священнослужителей тулку Еше Лодой Ринпоче признан геше-лхарамбой, что соответствует высшей ученой степени буддийской философии. В 2000 году он основал в Бурятии буддийский центр «Ринпоче-багша», где проводит ежегодные учения по тантре и сутре для монахов и буддистов-мирян. Yoga Journal расспросил ламу о том, как развить в себе милосердие, без которого ни одна духовная практика просто не имеет смысла. И Еше Лодой рассказал нам о практике тонглен. В переводе с тибетского это означает «давать и получать». Тонглен – одна из самых простых, но эффективных буддистских практик, объединяющая в себе медитацию и дыхательные техники. В состоянии глубокого сосредоточения практикующий мысленно принимает на себя все страдания других существ, растворяет их в сердце и отдает взамен собственное счастье, благую карму, имущество, тело, любовь и доброту.

С чего нужно начинать практику?


Очень важно найти Учителя, который дал бы вам посвящение и первые наставления. Но если пока нет такой возможности, вы можете начать осваивать азы самостоятельно. Поразмышляйте о том, что на самом деле все наши беды происходят только по одной причине – мы слишком заняты соб­ст­вен­ной персоной. Мы думаем лишь о том, как решить личные проблемы, и не находим счастья. Вспомните Будду: он освободился от страданий, заботясь о благе всех живых существ. Но первое время вам будет трудно даже мысленно принять на себя страдания других. Поэтому начните с практики принятия соб­ствен­ных проблем. Медитируйте следующим образом: мысленно принимайте на себя страдания, которые могут обрушиться на вас в будущем. Потом попробуйте взять на себя беды, болезни и горе, которые, возможно, ждут вас в следующих жизнях. Затем попробуйте принять на себя страдания близких родственников, любимых и друзей, потом знакомых и незнакомых и, в конце концов, врагов. Такая нарастающая по ин­тен­сив­но­сти практика даст вам возможность свыкнуться с принятием чужих страданий. Будь то враги, друзья или незнакомцы – ко всем вы должны относиться одинаково. Только тогда вы почувствуете искреннее желание практиковать тонглен.

Что представляет собой сама практика?

Техника и суть практики постигаются годами, но если очень кратко, то сначала выполняется «Семичленная практика зарождения сострадания». Первое, что необходимо сделать, – это понять, что нет такого живого существа, которое в каком-либо из ваших бесчисленных предыдущих рождений не было бы вашей матерью. Затем вспомнить о том, с какой любовью и добротой они относились к вам. Третий шаг – принять решение ответить им тем же. Четвертый – проникнуться к ним любовью. Затем, понимая, как они сейчас страдают, постараться проникнуться великим состраданием. Шестая ступень – искренне решиться помочь им в беде. И наконец, когда родится искренняя решимость, появится и сострадание. Это очень эффективная практика. После того как в вашем сердце зародится любовь ко всем живым существам, переходите к практике «принятия и отдачи». Наполненные любовью и радостью, с выдохом отдавайте другим все самое лучшее, что у вас есть, а со вдохом принимайте на себя все плохое, что есть у них. Здесь очень важно помнить, что обычно мы переоцениваем собственные переживания и недооцениваем страдания других. Чтобы искренне радоваться счастью окружающих как своему собственному, а чужие несчастья переживать как свои, необходимо осознать, что все мы страдаем в равной степени.

На первом этапе представляйте перед собой свою мать (или кого-то другого, кто вам близок) и выполняйте практику «вдоха и выдоха». Все, что любимый вами человек накопил в себе плохого, вытягивайте из него в образе черного луча и забирайте в себя, вдыхая в правую ноздрю. Представляйте, что все эти загрязнения, проникая в ваше сердце, тушат в нем пламя любви к самому себе – главного вашего врага. Выдыхая из левой ноздри, отдавайте своей матери все благо, что есть у вас, в образе белого луча. При этом не ждите, что это в конечном счете принесет вам пользу. Искренне думайте только о той пользе, которую вы хотите принести близкому человеку. Если не получается выполнять технику, представляя свою мать, начинайте с созерцания самого себя. Те страдания, которые вы должны будете испытать сегодня вечером, с вдохом вбирайте в себя в виде черного луча и гасите ими огонь любви к самому себе, скрытый в самом центре вашего сердца. Достигнув успеха в этой практике, вбирайте в себя все страдания, которые вы должны будете испытать завтра, затем на неделе, в течение месяца, года, этой жизни и всех будущих. Все добрые дела, которые в будущем должны принести благо, с выдохом отдайте тому себе, которым вы будете в будущем. Во время практики нужно представлять, что ваше сознание заполняется радостью от содеянного.

Преуспев в этой практике, переходите к созерцанию своей матери, затем отца, других близких, потом – незнакомых людей, к которым вы не испытываете ни симпатии, ни антипатии. После этого начните созерцать своих врагов. Конечно, одно появление образа врага вызывает боль, но нужно осознать, что ваш враг, в сущности, не виноват в причиняемых вам страданиях: вы сами, своими ошибками в прошлом заслужили это. Подумайте о том, что и он в прошлом много раз был вашей матерью, и от чистого сердца делайте практику «вдоха и выдоха». Когда начнете испытывать равное чувство любви и к родным, и к незнакомцу, и к вашему личному врагу, переходите к дыхательной практике, представляя всех существ вообще. Принимайте на себя все их страдания и отдавайте им все самое лучшее, как драгоценность, исполняющую все желания.

Этой практикой можно навредить себе?

Если вы выполняете ее от всего сердца, искренне, то никакой опасности нет. Наоборот, вы научитесь чувствовать настоящую радость и счастье. Единственное, чему тонглен может повредить, – так это вашему эго.

Выполнять эту практику может только буддист?

Тонглен способен освоить любой человек, но нужен наставник и подготовка. Главное – иметь искреннее намерение взять на себя боль других и отдать им свое счастье, благополучие и душевное тепло. В конечном счете ваши любовь и сострадание приведут вас к твердому решению: освободить всех живых существ от страдания. По-тибетски это называется лхаг-сем, буквально – сверхмысль. Из этого решения возникнет то, что называют бодхичиттой, или истинным состраданием, – стремление к достижению просветления ради спасения всех живых существ.

Катерина Перхова
№22 ноябрь/декабрь
Yoga Journal