Сохраним Тибет > 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о великих учителях линии Карма Камцанг
17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о великих учителях линии Карма Камцанг22 марта 2012. Разместил: savetibet |
26 февраля 2012 г. стал первым из трех дней, когда Гьялванг Кармапа Оргьен Тринлей Дордже даровал учения по Молитве линии преемственности Ваджрадхары как мирянам, так и Сангхе посвященных монахов. Собравшись со всего мира, слушатели заполнили все пространство под голубым сводом громадного шатра, напоминавшего о том, что ранние воплощения Кармап путешествовали со свитой, которая ночевала в шатрах-палатках. Отсюда и произошло название Цурпу Гар, то есть лагерь Цурпу. Павильон, воздвигнутый для молитвенного собрания, Кагью Монлама, по всему периметру был украшен цветами, а деревянный резной трон Кармапы был установлен между авансценой и лестницей, которая вела к статуе Будды. Позади трона размещались изображения важнейших учителей четырех школ тибетского буддизма. Под звуки тибетских труб-гьялингов Кармапа вошел в павильон, сделал три простирания и занял место на троне Дхармы. Под три удара колокола все совершили три поклона и прочитали на санскрите молитву Прибежища, две небольших выдержки из учений, а также посвящение, за которым следовала краткая молитва линии преемственности Ваджрадхары. Перед Кармапой сидели переводчики, которые излагали учение на десяти языках. Наряду с другими молитвами Кармапа также вознес молитву и о том, чтобы даруемая им Дхарма звучала на всех языках мира. После совершения молебна о его долголетии, начались учения. Учение, которое Гьялванг Кармапа даровал в течение трех дней, было комментарием к «Краткой молитве линии преемственности Ваджрадхары». Ее составил Бенгар Джампал Зангпо, считающийся реинкарнацией геше традиции Кадам, Лангри Тангпы. Бенгар Зангпо был также коренным учителем Седьмого Кармапы, Чодрака Гьяцо. Обычно учениям по молитве Ваджрадхары предшествуют объяснения по медитации о линии преемственности. Ее изображают в виде древа прибежища, на ветвях которого размещается собрание лам. Или же их выстраивают в одну линию, где ламы располагаются один над другим. Однако на этот раз были дарованы комментарии о значении молитвы, а не обширное объяснение медитации. Линия преемственности МахамудрыЛиния преемственности Махамудры берет начало от индийских учителей Тилопы, Наропы и Майтрипы, в Тибет же ее принес великий переводчик Марпа. Он трижды посещал Индию, где обучался у знатоков медитации и буддийских трактатов ‒ Наропы и Майтрипы, которые были известны во всей Индии. Обучаясь у этих и многих других учителей, Марпа получил учения по четырем разделам тантры. Было предсказано, что ученики Марпы своими духовными достижениями превзойдут своего учителя, а ученики учеников пойдут еще дальше, так что линия преемственности будет разрастаться, словно река, расширяющаяся по мере течения. Главные ученики Марпы известны как «четыре столпа». Среди них ‒ Нгок Чоку Дордже, получивший линию преемственности объяснений по тантре. Благодаря ему эта линия получила распространение не только в Кагью, но и других традициях тибетского буддизма. Еще одну тантрическую линию преемственности, которую Марпа принес из Индии, линию практики, он передал Миларепе. Миларепа сохранил это учение, в точности следуя наставлениям учителя и претерпев множество трудностей – он медитировал в уединенных местах высоко в горах и питался одной крапивой. Из всех представителей этой линии именно Миларепа получил наиболее глубокий духовный опыт. У Миларепы было множество великих учеников, которые достигли высоких духовных достижений. Самые выдающиеся из них известны как «подобный солнцу» и «подобный луне». Луноподобный ученик Речунгпа прославился своей устной линией преемственности, а также тем, что после смерти его тело полностью растворилось, не оставив после себя ничего материального. Кхьюнг Цангпа также принадлежал к числу известных учеников, он был учителем Лорепы. В наше время многие высокие учителя хранят особую устную линию преемственности Речунгпы. Еще одним учеником Миларепы был Ньяндзонг Репа Чангчуп Гьялпо, основавший устную линию Ньендзонг. Самый знаменитый хранитель линии преемственности Миларепы, Гампопа, основал школу Дагпо Кагью. Он также был известен как Благородный Дава Шонну («Молодая Луна») и Дакпо Лхадже («Лекарь из Дакпо»). В трех сутрах Будда предсказывал, что родится человек по имени гелонг Цозе, что означает «бхикшу-лекарь». Племянником Гампопы был Гомпо Цултрим Ньингпо (или Гомцул), держатель линии Денса Кагью ‒ линии главного монастыря Гампопы. Эту линию продолжили преемники Гомцула. Его главным учеником был Шанг Юдракпа, или Цондру Дракпа, который основал школу Цалпа Кагью, одну из четырех самых древних подшкол Кагью. Также было предсказано, что у Гампопы будет 500 чистых учеников и 500 учеников, которым только надлежит достичь очищения. Среди них 800 высококвалифицированных созерцателей, а главные из них ‒ трое учеников из Кама. Один из этих трех учеников ‒ седовласый камец, или Дюсум Кхьенпа (Первый Кармапа), стал основателем линии преемственности Карма Камцанг. Другой ‒ камец Доргьял, или Палден Пакмодрукпа, основал линию Пакдру Кагью. Эта линия получила широкое распространение, поскольку дала начало восьми более поздним подшколам традиции Карма Кагью. Еще один ученик Гампопы, Баромпа Дарма Вангчуг, основал линию Баром Кагью, которая подарила миру много великих наставников. Его ученик, Триши Репа, стал учителем китайского императора, и его учения живут по сей день. В «Молитве Ваджрадхары» говорится о «четырех ранних линиях преемственности», основателями которых были Гампопа и его племянник Гомцул. Гампопа и Гомцул были равны своими духовными достижениями. Среди учеников Гампопы не было ни одного, кто бы не получал учений и от Гомцула. Четыре ранние линии ‒ Цалпа Кагью, Карма Кагью, Баром Кагью и Пакдру Кагью. Некоторые включают сюда и линию Денса Кагью. Таким образом, список расширяется до пяти. Эти линии называются ранними, поскольку они берут начало непосредственно от Гампопы и его племянника Гомцула. Все более поздние линии были основаны учениками учеников Гампопы. Это весьма важный момент, поскольку некоторые ошибочно полагают (в особенности, если термин «че» переводится как «великая», а «чунг» ‒ «малая»), что ранние линии лучше: они более мощные, ценные и прославленные, а восемь поздних линий не столь хороши – у них мало последователей, они слабее или не столь значимы. Но все обстоит не так. Хотя, естественно, непосредственные ученики Гампопы и Гомцула относятся к раннему поколению, а последующие ученики (особенно Пакмодрукпа) ‒ к более позднему. В некоторых текстах утверждается, что во времена Джамгона Конгтрула Лодро Тхайе, современника Четырнадцатого Кармапы, не существовало терминов «четыре ранние школы» и «восемь поздних школ» (че бжи чунг бргьярд). Однако это неверное суждение. Эти термины можно встретить в рукописях Талкунга Шабдрунга Нгаванга Намгьяла, современника Десятого Кармапы. Следовательно, они возникли еще до рождения Джамгона Конгтрула. В переводе «Собрания молитв Кагью Монлама» мы решили использовать термины «старшие» ученики, что означает непосредственные ученики Гампопы и Гомцула, и «младшие» ученики, то есть последователи линий преемственности, основанных их учениками. Такой перевод терминов также соответствует традиции трех семей Гесара Линга, в которой встречаются термины «че» (ранний, старший) и «чунг» (поздний, молодой), а также «бар» (средний). Ранняя линяя преемственности возникла превой, за ней появилась поздняя, которая в действительности была более могущественной. На тибетском языке слово «че» может означать «старший брат», а «чунг» ‒ «младший брат». Чрезвычайно важно внести разъяснения по поводу данных терминов, дабы не создавать неправильного представления, будто одни линии лучше других. Поскольку эти учения проходили на молитвенном собрании линии Друпгью Карма Камцанг, Его Святейшество Кармапа счел важным привести толкование этому названию. «Другпью» (sGrub brgyud) означает «линия практики». «Карма» ‒ часть слова «Кармапа», что означает «тот, кто вершит деяния всех будд». «Кам» ‒ часть названия «Кампо Гангра», местечка в Литанге, на востоке Тибета. «Цанг» буквально означает «гнездо», а в более широком смысле «жилище» или «место». Таким образом, это название можно перевести как «Линия практики из [местечка] Кампо Гангра, [относящаеся к] традиции Кармапы». В этом священном месте, связанном с Чакрасамварой, Гампопа велел Дюсуму Кхьенпе заниматься практикой, поскольку впоследствии он сможет своими деяниями охватить весь Тибет. Наивысших реализаций Дюсум Кхьенпа также достиг в Кампо Гангре. Помимо названия «Карма Камцанг» также встречается и название «Карма Кагью» (Kar ma bka’ brgyud). Первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа, был не так широко известен под именем «Кармапа», хотя это имя, означающее «вершитель деяний всех будд», он получил в своем видении. Существуют разные версии происхождения этого имени. Кто-то говорит, что Дюсум Кхьенпа долгое время пребывал в местности Карма Гон, и название его линии преемственности связано с названием этой местности. Некоторые историки утверждают, что имя Кармапа было дано лишь Второму Кармапе, и таким образом линия преемственности должна начинаться именно с него, а Дюсум Кхьенпа должен почитаться как первый хранитель Черной короны. Итак, бытуют разные объяснения возникновения имени Кармапа, а соответственно и самой традиции Карма Кагью. Также существует несколько предсказаний о числе перерождений Кармапы. Чокгьюр Лингпа писал, что должны появиться семь перерождений, или реинкарнаций (yangsi, yang srid) Кармап, а за ними последуют тринадцать появлений (trulpa, sprul pa), следовательно, всего будет двадцать один Кармапа. Гуру Ринпоче предсказывал, что будет лишь семь реинкарнаций Кармап. Пятый Кармапа говорил, что их будет двадцать пять. Друпчен Ньякре Сево утверждал, что всего должно быть 1002 Кармапы. Хотя они могут и не быть держателями трона и не носить имя «Кармапа», но все же они будут выполнять деяния Кармапы. Таким образом, утверждается, что деяния Кармап не прекратятся, пока не придет вся 1000 будд. Другие полагают, что деяния Кармапы будут продолжаться, пока не угаснет самсара. Давайте вкратце рассмотрим, какова разница между реинкарнацией и проявлением (манифестацией). Проявление возникает из основы. Проявлений может быть множество. Например, архат может излучать проявления, но эти проявления не способны думать или действовать самостоятельно. Мысль или действие должны быть сначала произведены основой (в данном случае архатом), из которой возникает проявление. В противовес этому, проявления Будды способны к самостоятельному мышлению и действию. В случае же реинкарнации перерождается сама основа. Способ порождения проявлений зависит от способностей человека, который их проявляет. Например, если он достиг определенного уровня духовных достижений, то может давать начало проявлениям тела, речи, ума, качеств и деяний. Тулку распознают главным образом двумя способами: определением связей и схожести. Не все тулку ‒ проявления будд или бодхисаттв. Если человек начитывает действенные мантры, а также усердно практикует, придерживается нравственного поведения и дисциплины, собирает накопления [заслуг и мудрости], то он создает благие условия, которые позволяют ему родиться особенной личностью. В силу пожеланий, сделанных в прошлом, такая личность будут обладать способностью помогать многим живым существам. Высоко реализованный наставник может распознать в человеке такой потенциал и присвоить ему титул «тулку». Этот титул поможет ему далее развивать этот положительный потенциал, поскольку предоставит ему больше возможностей для накопления заслуг и мудрость. В силу искренности своих устремлений тулку могут помогать другим. Его Святейшество Кармапа в шутку заметил, что мы не можем присвоить титул тулку всем. Если мы так поступим, кто тогда будет оказывать почести тулку? Из поколения в поколение у Кармапы было несчетное множество учеников. Величайших из них Кармапа распознавал, говоря, что они достигли такого же, как и он, уровня отречения от пагубного и достижения благого. Эти ученики известны как сыновья сердца (rgyal ba yab sras) отца Кармапы. Их связывают отношения «учитель‒ученик», но обозначение «сыновья» указывает на особенную связь: у отца не может быть огромного количества детей, тогда как учитель может иметь множество учеников. Его Святейшество Кармапа перечислил учеников своего сердца в историческом порядке. Шамар РинпочеПервым в череде особенных учеников стоит Шамарпа. Второй Кармапа, Карма Пакши, предсказал, что спустя столетие, он придет в двух реинкарнациях с одинаковым уровнем отречения и достижения, хотя они и будут описываться как учитель и ученик. Один из них будет носить черную корону, а второй ‒ красную. Линия официально признанных и возведенных на трон реинкарнаций Шамарпы продолжалась вплоть до его десятого воплощения. Затем возникли трудности, и тибетское правительство запретило впредь распознавать и возводить на трон реинкарнации Шамарпы. Два кандидата претендовали на признание их реинкарнацией Девятого Шамарпы, потому что двое лам утверждали, что распознали реинкарнацию в двух разных детях. Из-за китайского влияния тогда прибегли к определению реинкарнации посредством вытаскивания лотов из золотой урны. В результате на трон был возведен Таши Цепэй (имя, данное при рождении) Шамар. Второй кандидат получил имя Нам Линг (имя, данное при рождении) Шамар и продолжал перерождаться вплоть до времен Пятнадцатого Кармапы. После кончины Десятого Шамарпы, на протяжении трех поколений, лам, которых называли реинкарнациями Шамарпы, не возводили на трон. Поэтому, если считать официально признанные и возведенные на трон реинкарнации, то нынешний Шамарпа ‒ одиннадцатый по счету, а если считать тех, кто не был возведен на трон, то он по счету ‒ четырнадцатый. Поскольку Шамарпы не возводились на трон на протяжении трех поколений, Шестнадцатый Кармапа, прибыв в Индию, обратился к Четырнадцатому Далай-ламе с просьбой вновь позволить распознавание воплощений Шамарпы. Так был возведен на трон нынешний Шамарпа. Ситу РинпочеПервый Ситупа был непосредственным учеником Пятого Кармапы, Дежина Шекпы. С тех пор Ситупы несут ответственность за одну из главных резиденций Кармап ‒ Карма Гён. В целом, все Ситупы играли важную роль, но следует особо отметить Восьмого Ситу, Чокьи Джунгне, также известного как Ситу Панчен. Когда Кармапа и Шамарпа собирались отравиться в Китай, Ситу Ринпоче попросил позволения сопровождать их, но Кармапа убедил его остаться в Тибете. Случилось так, что по дороге в Китай с интервалом в несколько дней Кармапа и Шамар Ринпоче скончались один за другим. Таким образом, ответственность за линию преемственности легла на плечи Ситу Ринпоче. Он великолепно справился с этой обязанностью и вершил обширные деяния. По его указанию был возведен монастырь Палпунг в Каме. Он также заботился о сохранении всех аспектов тибетской культуры, был великим ученым-философом, подкованным во всех областях знания, известных в Индии и Тибете, а также прекрасным художником. Мы выражаем свою огромную признательность Ситу Чокьи Джунгне. Четвертым Ситупой был Мингьюр Чокьи Гоча. Несмотря на то, что Пятый Ситупа скончался в молодом возрасте, все же его воплощение учитывается, что делает нынешнего Ситупу двенадцатым по счету. Другой Ситупа, Лекшей Мрава, (рожденный между Седьмым и Восьмым Ситупой) был распознан, но в те времена традиция Кагью переживала период упадка. Поскольку члены семьи Лекшея Мравы были чрезмерно высокомерны, они не позволили возвести своего ребенка на трон. Этот Ситупа умер еще ребенком и не перечисляется среди Ситуп. Одиннадцатый Ситупа был серьезным человеком, который опубликовал все учения Восьмого Кармапы, Микьо Дордже, включая его глубокие комментарии. Именно благодаря ему мы можем читать эти тексты. Он также основал шедру, или институт по изучению буддийской философии. Гьялцап РинпочеПевый Гьялцап Ринпоче, Гошир Палджор Дондруп, был современником автора изучаемого текста Пенгара Джампела Сангпо. Оба наставника были учителями Седьмого Кармапы, который получил обеты винаи и монашеское посвящение от Пенгара Джампела Сангпо, а большинство учений и передач от Первого Гьялцапа Ринпоче. Пенгар Джампал Сангпо также известен под именем лама Ринпоче Ванг Гьяпа, то есть «Драгоценный лама с сотнями посвящений», поскольку он получил все посвящения всех четырех традиций. Это произошло потому, что Шестой Кармапа знал, что в следующей жизни Пенгар Джампал Сангпо будет его учителем. В этой связи он все время направлял его получать все устные передачи, посвящения и личные наставления, которые Пенгар Джампал Сангпо мог бы затем передать Седьмому Кармапе, чтобы в целости сохранить драгоценную Дхарму в Тибете. После этого первого воплощения Гьялцап Ринпоче перерождался непрерывно. Во время войны между Центральным и Западным Тибетом, в которую были вовлечены и монголы, школа Карма Камцанг сильно пострадала и практически исчезла. Используя искусные средства, Восьмой Гьялцап Ринпоче установил связи с монгольским Гушри-ханом, в силу чего смог сохранить монастырь Цурпу, линию преемственности Камцанг и другие подшколы Кагью. Благодаря Гьялцапу Ринпоче школа Камцанг Кагью сохранилась по сей день. Паво Ринпоче и Трехо РинпочеВ традиции Кагью Первого Паво Ринпоче, Цуклака Тренгву, признают величайшим ученым-философом в истории тибетского буддизм, а его учения высоко чтят и повсеместно изучают и в наши дни. Мы не обладаем обширной информацией о линии Трехо Шабдрунга Ринпоче. Говорят, что это имя относилось к двум ламам, которых именовали «старшим» и «младшим». К пяти сердечным сыновьям отца причисляется младший. Его перерождения продолжаются по сей день. Это было краткое знакомство с традицией пяти сыновей и их отца Кармапы. Репортаж Мишель Мартин www.kagyumonlam.org Перевод Дели Лиджи-Гаряевой Материалы по теме:17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже о Джамгоне Конгтруле и линии Карма Камцанг (второй день учений) Видео по теме:Кармапа исполняет танец черных шапок В последние дни уходящего года по лунному календарю в школе Карма Кагью традиционно проходит специальный ритуал «гутор». Эта десятидневная церемония посвящена великому защитнику учения Карма Кагью, Гонпо Бернакчену (санскр. Махакала). В этом году впервые с момента прибытия в Индию Гьялва Кармапы осуществляется полный ритуал гутор в традиции Цурпху. В него входят ритуальные танцы чам (цам) в исполнении монахов из семи монастырей Карма Кагью из Непала и Индии: Румтек, Раланг, Мирик, Бенчен, Пходонг, Старый Румтек и Старый Раланг. Особую значимость ритуалу придает личное участие в нем Гьялва Кармапы Оргьена Тринлея Дордже, исполнившего танец черных шапок. www.kagyuoffice.com |