Сохраним Тибет > В буддийском университете учатся русские, осетины и евреи
В буддийском университете учатся русские, осетины и евреи1 июня 2012. Разместил: savetibet |
Будущему ламе Васе Колесову всего 16 лет. Сейчас он с отличием заканчивает первый курс Буддийского университета в Бурятии.
Вася – жизнерадостный рослый блондин. Приехал из Мурманска. – Наверное, в прошлой жизни наш Василий был Ломоносовым, – шутят однокурсники. – Михаил Васильевич пришел за знаниями из Архангельской области, такая у него была тяга к знаниям. Наш Вася приехал сюда с мамой. Но тяга к знаниям у него не меньше, чем у Ломоносова... Сам Василий немногословен. Все свое время посвящает учебе – изучает древнемонгольский язык, философию, психологию, читает мантры и выполняет работы по уборке Иволгинского дацана, на территории которого и находится Буддийский университет. – Конечно, скучаю по маме, – признается будущий лама Василий. – Мы же видимся только на каникулах. Вот сдам экзамены и поеду домой. Но учиться мне нравится. С 14 лет мечтал сюда приехать. Мы с мамой были в Петербурге, и я зашел в местный дацан. Там-то и решил, что буду буддистом... В университете большинство студентов – буряты, тувинцы и калмыки. Но с каждым годом поступающих из других регионов России становится все больше и больше, здесь учатся русские, осетины, евреи и чуваши. – Одно время было очень много ребят из стран Балтии, – рассказывает студент университета Сакто. – Насмотрелись фильмов про шаолиньских монахов и решили, что здесь их будут обучать боевым искусствам. А в нашем университете все иначе: философия, монгольский язык, история. Учиться надо с утра до позднего вечера. Латыши и эстонцы вернулись домой разочарованные... Университет находится недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ. Обучение здесь бесплатное, трижды в день студентов кормят, но стипендию будущие ламы не получают. – Деньгами помогают родные и друзья, кроме того, во время больших праздников, когда мы учавствуем в молебнах, принимаем подношения, – рассказывает студент Валерий. – Деньги нам нужны, чтобы съездить в баню и постирать в прачечной верхнюю одежду. Ну еще купить что-нибудь к чаю в ближайших к университету магазинах. И все. Учащиеся живут в деревянных домиках, по два человека в комнате. На территории нет канализации и водопровода. Зато в каждом домике – печи и электричество. И обязательно – кошка. – Их у нас много, – говорит студент Дмитрий. – Возможно, в прошлой жизни они были монахами, но плохо себя вели. Тем не менее карма определила им жить в дацане. Их сознание стоит на месте, не развивается. Хотя добродетель осталась – ведь кошек здесь кормят и гладят. Общаются между собой студенты на русском языке. Буряты помогают своим славянским однокурсникам изучать бурятский, а те, в свою очередь, пополняют запас русских слов у своих товарищей. – Буряты более дружные и сплоченные, – считают русские студенты. – Но мы постепенно становимся похожими на них. Солнце в этих краях очень яркое, приходится постоянно щуриться. И прически у всех одинаковые – мы же бреемся наголо. Так что к окончанию университета нас будет не отличить друг от друга. Состояние души. Приехал в дацан, чтобы стать монахом Валерий Казаков приехал в Буддийский университет из Петербурга. – Шесть лет работал системным администратором, – рассказывает Валерий. – А потом все бросил и приехал в Бурятию. За плечами у Валерия два курса медицинской академии. – В детстве меня крестили. Но я сам человек нерелигиозный. Буддизм для меня – это очень стройная и естественная система познания мира. Меня всегда интересовали естественные науки, и в результате я выбрал эту религию, потому что она очень близка к реальности. Будда учит, что никому верить на слово нельзя, что надо любую информацию принимать осмысленно. И мне это подходит. В буддизме понимаешь, что настоящее – это следствие прошлого и причина будущего. Религия объясняет многие вещи: как найти освобождение и обрести покой. И главное, дает возможность помогать другим людям. Ведь как наивно бы это ни звучало, но многим людям не хватает именно возможности помочь другим. В будущем Валерий не планирует заводить семью. И видит себя практикующим ламой. – У меня есть намерения, но строить конкретные планы пока рано. Мне шесть лет еще учиться. Возможно, потом потребуются дополнительные знания. Как я буду жить, пока точно не знаю. Но знаю, чего бы хотелось, когда я буду умирать. Я должен ощущать, что приблизился к освобождению: избавился от злости, жадности и, главное, смог кому-то помочь. С нетленным ламой В университет – за старшим братом Дмитрию Мисикову 19 лет. Когда появляется свободное время, он играет в шахматы и дрессирует кошку. Дима приехал в Буддийский университет из Северной Осетии. – Мы жили в Беслане, – рассказывает Дмитрий. – С буддизмом я знаком с детства, мама увлекалась. Старший брат Толя музыкантом был, в группе играл, гастролировал. Потом решил получить буддийское образование. А я поехал вслед за ним. Дмитрий пока не уверен, что станет ламой. Возможно, в будущем вернется в родной Беслан, у него будет семья. – Я еще слишком молод, чтобы принимать серьезные решения. Просто здесь дают хорошее образование, схожее со светским. А еще и место особенное. В нескольких десятках метров от университета и нашего дома – дворец, где находится нетленный Хамбо Лама Итигэлов. Он участвует в больших хуралах. И мы, учащиеся университета, в этих молебнах задействованы. Получается, что я и Итигэлов работаем в одной команде. Разве я мог об этом мечтать?.. В поиске Учителя Получу диплом и вернусь домой Виталий Бахарев приезжал в Иволгинский дацан несколько раз. – Сначала я узнал о нетленном ламе Итигэлове, – вспоминает Виталий. – Жил в Самарской области, накопил денег и приехал посмотреть на чудо. Тогда и принял решение остаться. Но не получилось. Год прожил дома. У каждого буддиста должен быть Учитель, и очень важно его найти. Я точно знал, что у себя на родине такого человека я не найду, и снова вернулся в Бурятию – за Учителем. Поступил в университет. В Самарской области Виталий закончил школу, техникум, работал на заводе токарем. – Но мне это никогда не нравилось. Не мог себя найти, пока сюда не приехал. Здесь и Учителя нашел – он руководитель нашего курса – и решил образование получить. Потом вернусь на родину. Буду работать в буддийском центре. У нас в Самарской области их много, а специалистов не хватает. Факты Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева открылся в 1991 году. • В университете готовят штатных лам-священнослужителей для дацанов этнической Бурятии. Кроме того, выпускники разных факультетов становятся учеными-буддологами и воcтоковедами, специалистами-переводчиками, эмчи-ламами (лекарями). • Студенты осваивают буддийскую философию, логику и гносеологию, тантру, ритуалистику, медицину, астрологию и многое другое. По окончании университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы. • Кроме университета, в Бурятии есть еще одно религиозное заведение – это Агинская буддийская академия. Она находится в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Metro |