Сохраним Тибет > Далай-лама. Выступление при вручении премии Темплтона

Далай-лама. Выступление при вручении премии Темплтона


12 июля 2012. Разместил: savetibet


Скачать

Выступление Его Святейшества Далай-ламы на церемонии вручения ему престижной Темплтоновской премии ― крупнейшей в мире премии, присуждаемой ежегодно ныне живущему человеку за выдающийся вклад в укрепление духовных ценностей. Торжественная церемония вручения Его Святейшеству Далай-ламе Темплтоновской премии состоялась 14 мая 2012 года в Лондоне в соборе Св. Павла.

Перевод: Юлия Жиронкина
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский



Уважаемые духовные лидеры и руководители фонда Темплтона и, конечно, все вы, люди − наши братья и сестры!

Этот величественный храм, исторический храм, полный людей, на устах которых расцветают улыбки. Хотя я не могу разглядеть каждого из вас, но, мне кажется, что здесь не найдется никого с рассерженным или несчастливым выражением на лице.

Я один из представителей человеческой расы. С самого рождения мы наделены способностью испытывать любовь. Здесь собралось несколько сотен людей. Возможно, разных национальностей, разных рас, разных вероисповеданий. Но эти различия вторичны. На глубинном уровне мы одинаковы. Все мы – люди. Наши умы, наши эмоции, наши тела устроены одинаково. Никаких отличий, никаких барьеров. Я всегда полагал, что если мы опустимся на базовый уровень, то увидим, что все мы – люди. Тогда не практически не остается причин для раздоров и конфликтов. Но мы нередко забываем об этом. Мы сосредотачиваемся на различиях вторичного плана, что вызывает немало проблем.

Сегодня здесь, в священном месте, собралось много людей, чьи сердца полны любовью и состраданием. Я испытываю большую радость и волнение.
В своих выступлениях я всегда называю людей своими братьями и сестрами. Я в это искренне верю. А все эти титулы и звания, отражающие положение в обществе… Не знаю… Зачастую их и выговорить-то сложно. Поэтому я предпочитаю говорить – братья и сестры. Так куда проще, и смысла гораздо больше.

Хочу попросить у вас позволения надеть кепку… Вот эту… Потому что здесь очень мощные прожектора…

Это не какая-нибудь отличительная «красная шапка», или «черная шапка», или «белая шапка», или «синяя шапка», но простая практичная шапочка.

Во-первых, я должен поблагодарить ваш фонд за присвоение мне премии Темплтона. Во мне нет ничего особенного. Как я говорил выше, мы одинаковы. Возможно, отличие лишь в том, что мне представилась возможность развивать заложенный в нас положительный потенциал и делиться своим опытом со многими людьми. В нем источник умиротворенного ума, в основе которого уверенность в своих силах. Уверенность в себе делает ум более открытым: мы способны считать других своими братьями и сестрами. Это чувство устраняет разграничительные линии: мы все одинаковы, единое человечество. Даже нарушители спокойствия – часть человечества.

Понимание этой мысли укрепляет нашу уверенность, и тогда уходят страх, беспокойство. Руководствуясь этим чувством, вы можете поступать честно, правдиво, искренне. Так создается атмосферу доверия, где меньше страха, беспокойства, одиночества. И здесь не важно, верующие мы люди или нет. В этом ключевой фактор счастливой жизни, а также телесного здоровья, и самый действенный способ окружить себя друзьями, добрыми улыбками.

Деньги, власть тоже могут заставить людей вам улыбаться. Но это будут искусственные улыбки, не настоящие. Бедный вы человек или богатый, влиятельный или нет, образованный или необразованный – с самого рождения мы оснащены этим чрезвычайно полезным для нас положительным потенциалом. Он уже есть в нас. У меня больше возможностей развивать этот потенциал, потому что мне приходится проходить трудные времена.
Всякий раз, когда мне это удается, я делюсь своим опытом с другими людьми.

Присужденную мне премию я рассматриваю как моего небольшого вклада в укрепление благоденствия человечества, начиная от отдельной личности, до семьи и сообщества в целом.

Здесь собралось несколько сотен зрителей, у каждого из вас есть друзья, а значит, ваше влияние может распространиться на десятки тысяч людей, а затем и на сотни тысяч. Пожалуйста, скажите им, пусть они ясно осознают, что именно умиротворенный ум в конечном итоге наполняет нашу жизнь радостью. Радость определяется не тем, сколько у вас денег и власти, но внутренними ценностями, которые присутствует в нас от рождения. Пожалуйста, расскажите другим о заложенном в нас колоссальном внутреннем потенциале. Это то, что я хотел вам сказать.

Теперь несколько слов о межрелигиозной гармонии. Я буддист. Это уже вторичный уровень, где я говорю: я буддист, я тибетец.

Основные причины конфликтов в современном мире – экономические интересы и борьба за власть. Но нередко конфликты развязываются под знаменем религии. Религия подчас становится фактором, разделяющим людей, источником проблем и даже конфликтов. Это весьма прискорбно. Когда раздоры и распри разгораются на почве денег, это понятно. На почве власти − и это можно понять. А вот конфликты на почве религии есть нечто нелогичное: ведь все основные религиозные традиции говорят об умении прощать, в основе которого практика любви и сострадания. И вдруг то, что должно наделять нас состраданием, учить прощать, становится топливом, разжигающим рознь, влекущим за собою убийства. Религия превращается в лекарство, которое не лечит, а калечит. Что же делать? Лекарство призвано исцелять нас от болезней. Подобным образом и все разнообразие религиозных традиций призвано помочь нам свести к минимуму отрицательные эмоции и усилить положительные. И вдруг сами религии превращаются в источник проблем. Это весьма и весьма печально.

В древние времена народы жили изолированно друг от друга. Все обстояло иначе – они были более или менее изолированы и самодостаточны. Но современный мир – другой. В экономике налицо тесная взаимозависимость. Западу нужен Восток, Востоку – Запад, Северу – Юг, Югу – Север. Тесная взаимозависимость. И плюс к этому проблемы окружающей среды. Каким бы влиятельным ни было то или иное государство, ему не решить этих проблем. Все человечество в целом должно прилагать усилия для охраны природы. Это в наших же интересах.

Итак, в свете современных реалий нам жизненно необходимо всестороннее сотрудничество. Чтобы добиться такого сотрудничества, нам нужна дружба. Дружба – целиком и полностью результат доверия. А доверие рождается из добросердечия. Если в сердце злонамеренные помыслы, то приятные слова и сладкая улыбка не вызовут доверия, не увенчаются крепкой дружбой. Крепкая дружба рождается, только если вы проявите настоящую сердечную теплоту, искреннюю заботу о благополучии других. Так рождается дружба! А из дружбы вырастают тесное сотрудничество и всеобщая ответственность.

Пусть все семь миллиардов будут для вас единой человеческой семьей, и тогда мы решим многие проблемы, как подобает их решать людям. Я часто говорю, что век двадцатый был веком кровопролития. Даже этот собор пострадал при бомбардировке в годы Второй мировой войны. Хотя Черчиль говорил, мы обязаны защитить этот собор! Но к его словам не прислушались. Место святое, но бомба все равно попала в него, он был поврежден.
Это одно из событий двадцатого века. Хотя, конечно, век двадцатый был поистине замечательным: человечество сделало столько изобретений, появились новые идеи, особенно в области науки и техники. Огромный прогресс! В определенной степени война также способствовала развитию техники и науки. Однако век двадцатый обернулся и веком кровопролития, веком насилия. Если бы все это колоссальное насилие действительно помогло сделать наш мир лучше, счастливее, то тогда мы, наверное, могли бы оправдать все эти страдания и насилие. Но этого не случилось. Даже в начале 21 века мы наблюдалиь нездоровое развитие событий на Ближнем Востоке и в Косово. Все это – следствия совершенных прежде ошибок, допущенной халатности.

Сейчас мы в начале 21 века, и теперь пришло время научиться мыслить шире. Устаревший, отживший образ мысли − думать: «Моя страна, мой народ, последователи моей религии». Нет! Мы должны рассуждать в контексте единого мира, единства всего человечества.

Все человечество, да и животные тоже, вне всякого сомнения, сходятся в одном – все они ценят добросердечие. Это роднит всех людей вне зависимости от того, верующие они или неверующие. Все крупные религиозные традиции, несмотря на различие в философских основах, несут единое послание: послание любви, сострадания и умения прощать. Пожалуйста, расскажите своим друзьям, а через друзей и многим другим людям, что все крупные религиозные традиции, несмотря на различия в философии, несут единое послание миру: послание любви, умения прощать и довольствоваться малым, терпения и самодисциплины. Главная цель различных философских воззрений в укреплении этих общечеловеческих ценностей. Цель одна! Одни говорят – есть бог, Абсолют. Другие – есть лишь закон причинно-следственной связи. Да, огромное различие во взглядах! Но и те, и другие стараются убедить людей в ценности добросердечия, развития сострадания, умения прощать.

Получая эту награду, я хочу сказать вам: не возлагайте надежды на одного человека. Вам самим нужно развивать уверенность в себе и раскрывать заложенный в вас потенциал. Делитесь этими мыслями с как можно большим числом людей. Если тысяча человек приложит усилия в этом направлении, то информация дойдет до десятков и сотен тысяч. Так мы сумеем изменить сознание человечества. Если восхвалять одного человека, возлагать на него все свои надежды, массовое сознание не поменять. Нужно заходить с разных углов. И средства массовой информации тоже играют здесь важную роль. Они должны рассказать людям, что деньги не могут быть источником истинного счастья. Источник подлинного счастья в нас самих. И не обязательно говорить об этом с позиции религиозной веры. И без религии мы можем напомнить людям, что с самого рождения все мы учились понимать ценность любви у своих матерей. Даже животные понимают это. Сострадание заложено в нас с детства, с рождения. Так что, и у журналистов тут важная роль.

Какую бы область профессиональной деятельности мы ни затронули, именно добросердечие в конечном итоге заставляет людей приносить другим пользу. Даже война, если ее ведут добросердечные люди, причиняет гораздо меньше разрушений. А если в сердце злонамеренность и ненависть, то и религия может иметь разрушительную силу. Говоря о политике, люди нередко называют ее грязной. Я отвечаю на это: «В политике как таковой нет ничего грязного». Но когда люди, которые занимаются политикой, начинают вести себя нечистоплотно, вот тогда политика становится грязной. То же можно сказать и о религиозном учении. Возьмем меня или вас, например. Мы якобы должны быть пастырями, глашатаями своей веры. Но если мы станем нести учение, руководствуясь дурными помыслами, то и религия станет грязной. Любое дело зависит от искренности мотива намерений.

О верующих мы говорим людях или неверующих, всем нам присуще добросердечие, и очень важно донести до людей, что истинное счастье нужно искать не снаружи, но уделять больше внимания нашему внутреннему миру.

Ваше признание моего скромного вклада сможет оказать влияние на более широкий круг людей, если постараться, если приложить к этому усилие. У вас очень сильный голос, и вы своим сильным голосом тоже можете направить послание людям – рассказать им, что источник истинного счастья в нас самих.

Если присвоенную вами премию я положу себе в карман, то я тут же стану богаче. Но я монах, у меня нет семьи. И по сути дела я гость правительства Индии. Гость, который задержался в Индии дольше других. И подчас этот гость создает проблемы то здесь, то там. Но, говоря в целом, я считаю себя посланником древнеиндийской мысли. Куда бы я ни направился, я всегда говорю о ненасилии, а это послание Индии. Куда бы я ни направился, я говорю о межрелигиозной гармонии – и это тоже послание Индии. Индия, без сомнения, живой пример того, как крупные мировые религии могут жить вместе, уважая друг друга.

Часть средств, которые вы мне вручили, я хочу передать… хотя сертификат уже выписан на мое имя … передать Фонду спасения детей. Почему? Во-первых, потому что в шестидесятых годах, когда тибетцы переживали большие трудности, в том числе из-за совершенно непривычных климатических условий, Фонд спасения детей пришел на выручку тибетским детям.

И еще, приблизительно в то время, когда было объявлено о присвоении мне этой премии, я также слышал по Би-би-си, что Фонд спасения детей – это всемирное движение. Я подумал тогда, что свои надежды мы должны возлагать на молодое поколение, при условии, что оно будет открытым. Старшее поколение зачастую демонстрирует чрезмерную закостенелость взглядов. Эти представления трудно изменить, трудно заставить людей смотреть шире. Не хочу никого обидеть, я и сам принадлежу к этому поколению.

Так что, наша главная надежда ‒ это молодое поколение. Если мы правильно его воспитаем, оно изменит наш мир. 21-й век должен стать веком мирным, а миролюбие основано на сострадании. Значит, мы должны сделать этот век более сострадательным. Такой должна быть наша цель. Достичь ее молитвами и медитациями не удастся ‒ только с помощью образования!

Мы должны поступать, как Фонд спасения детей: оказывать материальную помощь, но что еще более важно ‒ способствовать образованию. Прививать детям более целостную картину мира. Из своих средств полтора миллиона долларов я передаю в Фонд спасения детей. И еще одну часть этих средств я передам своим друзьям и помощникам на протяжении десятилетий ‒ ученым: специалистам в области мозга. Ученые, изучающие здоровье человека и другие дисциплины, открыли, что добросердечие способно подарить человеку покой ума. И это не просто слова. За ними ‒ экспериментальные исследования. Результаты экспериментов приводят ученых к убежденности в том, что тренировка ума, ознакомление с духовными ценностями, ведут к изменению внутреннего состояния, снижению кровяного давления и стресса. Мы рассуждаем здесь не о следующих жизнях и не оо рае, мы лишь говорим о том, здоровье ума влечет за собою здоровье тела. И в этом смысле научные исследования чрезвычайно полезны. Поэтому часть средств я хочу передать организации «Ум и жизнь». Я принимал участие в работе этой организации с момента ее основания и хочу передать ей эти средства. А оставшуюся часть, 75 тысяч, я направляю тибетскому сообществу в Индии, монастырским университетам, построенным по образцу университета Наланда. В последние несколько лет мы начали преподавать научные дисциплины специально отобранной группе монахов, и это начинание оказалось весьма успешным. У нас уже есть утвержденный план введения современных научных дисциплин в учебную программу наших монастырских университетов. Так что часть средств я хотел бы направить на поддержку этой инициативы. Мой карман же остается пустым. Возможно, он будет жаловаться. Но ничего страшного.

В завершение хотел бы сказать, что считаю получение этой премии большой честью для себя, а также то, что ее вручение происходит в таком важном величественном храме, где собралось столько людей, питающих в своем сердце любовь. Я вам очень признателен. Спасибо!

dalailama.ru