Сохраним Тибет > Алан Уоллес: Я приезжаю в Калмыкию с огромной радостью

Алан Уоллес: Я приезжаю в Калмыкию с огромной радостью


14 июля 2012. Разместил: Ing
Когда в монастырском комплексе «Геден Шеддуб Чой Корлинг» в поселке Аршан завершился двухдневный ритрит по шаматхе –практике однонаправленного сосредоточения, который проводил известный учитель Дхармы, исследователь и переводчик Алан Уоллес, сразу по окончании медитативного курса высокий гость дал эксклюзивное интервью «Известиям Калмыкии».

Я снова в Калмыкии и очень счастлив, - сказал, начиная разговор, Алан Уоллес. – Счастлив быть вместе с вашим маленьким народом, которому, я считаю, очень повезло иметь такого наставника, как Тэло Тулку Ринпоче.

Алан Уоллес: Я приезжаю в Калмыкию с огромной радостью

Мы познакомились с шаджин-ламой Калмыкии четыре года назад во время международной конференции под эгидой института «Ум и жизнь», на которой ученые вели беседы с Далай-ламой. Я был одним из организаторов этих встреч. Тогда же Его Святейшество, зная, какой интерес наблюдается в традиционных буддийских регионах России, в частности, в Калмыкии, сказал мне: «Алан, тебе тоже следовало бы съездить в Калмыкию». И поскольку Далай-лама мой коренной Учитель, сегодня я нахожусь здесь.

Мой первый визит в Калмыкию состоялся в 2010 году, именно тогда я хорошо узнал, что представляют собой жизнь и деяния Тэло Тулку Ринпоче. Наша дружба развивалась весьма поступательно. Мы часто обменивались письмами. Кроме того, я был много наслышан о Ринпоче от моей супруги Весны Уоллес. Она довольно известный в научных кругах ученый-санскритолог, изучает культуры Индии и Монголии. Вместе с Тэло Тулку Ринпоче Весна неоднократно принимала участие в различных международных конференциях.

- Господин профессор, а какова ваша личная история прихода к буддизму?

- Я получил воспитание в христианской семье, подростком мечтал стать ученым (мой отец – профессиональный ученый-теолог). В процессе реализации своей мечты я не замечал гармонии и даже видел, что эти два мира – мир христианской мысли и мир научной мысли – совершенно не соприкасаются, между ними нет соответствия. Однажды, мне тогда было уже 20 лет, во время путешествия по Европе мне в руки попала книга о тибетском буддизме, в которой говорилось о природе ума и сознании. Я почувствовал, насколько эта книга глубоко духовная, несущая огромный смысл. Она показалась мне научной, рациональной и с опорой на личный опыт. Для меня это стало своего рода любовью с первого взгляда, когда я понял, чем хочу заниматься.

После этого я отправился в Германию, где в университете начал учить тибетский язык, чтобы изучить тибетский буддизм. К слову, в те времена было трудно найти человека, который бы свободно говорил и по-английски, и по-тибетски, а также знал буддизм. Спустя год я поехал в Индию, в Дхарамсалу, где имел честь познакомиться с Его Святейшеством. Сразу понял, что он и есть мой коренной гуру. Я продолжил свое обучение и стал монахом.

Все 1970-е годы прошли в обучении, последующие были посвящены медитации. Позже я завершил обучение в колледже, получив степень бакалавра в области физики и буддизма. Следующие два года провел в ритрите. Затем в Стэндфордском университете написал докторскую диссертацию по буддизму. Четыре года я преподавал в этом университете, а теперь на протяжении девяти лет возглавляю свой собственный институт по изучению сознания - стараюсь объединить научную мысль и буддизм. Сейчас я не монах, уже 25 лет не являюсь таковым. Пришел к выводу, что на Западе это не слишком практично. Женился на славянке Весне - она буддистка и замечательный ученый.

- Каков ваш распорядок дня, ведь не все же время занимает у вас медитация?


- Да, в общем, вся моя жизнь - сплошная медитация: либо я медитирую, либо я рассказываю, либо пишу о ней. Еще получаю драгоценные наставления от великих лам, прежде всего от Его Святейшества Далай-ламы.

5-6 месяцев в году провожу на острове Пхукет в Таиланде, на его западном побережье, в Центре по изучению ума, в котором являюсь вице-председателем. Там я провожу ритриты – восьминедельные затворничества. На эти занятия собираются люди со всего мира. Обычно в медитации провожу по 8-9 часов в день, в дни поездок меньше – по 3 часа.

Я написал и перевел около 40 книг, что тоже занимает существенную часть моего времени. Кроме того, на протяжении последних 22-х лет много времени посвящаю диалогам с учеными.


Алан Уоллес: Я приезжаю в Калмыкию с огромной радостью

- Вы можете поделиться своими советами по медитации?


- Чтобы заниматься медитацией, надо вести, прежде всего, этический, нравственный образ жизни. Жизнь должна быть ненасильственной, доброй и благотворной. Лучше, чтобы вы были здоровым человеком для таких занятий, а значит, хорошо быть вегетарианцем, тем самым вы меньше насилия проявляете к животным. Однако, согласно китайской, тибетской медицине, у людей разная конституция. Есть люди, которым для жизненной энергии мясо хоть в малом количестве, но необходимо. Поэтому в качестве лекарства им надо есть немного мяса, но не переедая, и при этом побольше заниматься физическими упражнениями.

- Каковы ваши ближайшие исследовательские проекты? Шаджин-лама Калмыкии упомянул о строительстве ритритного центра…


- Примерно год тому назад Далай-лама предложил мне создать ритритный центр для долговременных затворов и медитаций с основным упором на практику и достижение. Из всех предлагавшихся мест он выбрал Бангалор - крупный город и административный центр на юге Индии, расположенный на плоскогорье Декан, в юго-восточной части штата Карнатака. Почему именно там, не знаю. Может, потому, что там не слишком жарко и не слишком холодно: умеренный, приятный климат. К тому же в 3-5 часах езды на автомобиле расположены крупнейшие монастыри.

Главная особенность этого проекта - центр будет доступен для всех школ буддизма, а также для мужчин и женщин, монахов и монахинь и просто мирян. Такой центр помог бы нам объединить буддистов, ведь в шаматхе - практике успокоения ума - нет места для диспутов, для этого необходимо очищать свои сознание и ум.

Я предложил Его Святейшеству новый проект создания сети ритритных центров в разных странах мира, где люди могли бы практиковать и одновременно были бы связаны в единую сеть через Интернет. Таким образом, будет создана виртуальная Сангха, члены которой могли бы помогать друг другу, несмотря на расстояния. И в качестве участников этого большого проекта мы могли бы пригласить ученых. Его Святейшество обратил внимание на молодое поколение, которое становится универсальным: они и ученые, и йоги одновременно.

Его Святейшество обещал мне всестороннюю помощь в открытии центра на 40 комнат. Фонд Шаматхи, которому Далай-лама даровал свое имя, профинансирует данный проект, получивший название «Приятная роща Самадхи». Думаю, через год-два при условии финансовых возможностей он будет открыт. Представители всех стран смогут приезжать в этот международный центр. И тогда мы порадуем человека, который некогда сидел в этом кресле (с улыбкой указывает на кресло Далай-ламы в комнате хурула «Геден Шеддуп Чой Корлинг»).


Алан Уоллес: Я приезжаю в Калмыкию с огромной радостью

- Как вы оцениваете состояние буддизма в Калмыкии?


- Калмыкия – единственная буддийская республика в Европе, и то, что за последние 20 лет здесь удалось сделать Тэло Тулку Ринпоче, сродни героизму. Он приехал сюда, на свою историческую родину, в 1992 году, и уже через 4 года был построен первый хурул, а спустя 8 лет в Элисте появился самый большой в Европе буддийский храм.

Я уверен, что под руководством шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче, такого мудрого наставника, у народа Калмыкии большое будущее. Он очень молод и полон сил для новых свершений. Мне приятно, что Ринпоче заинтересовался моей идеей о создании ритритного центра в республике. Это будет важное исследование природы сознания, которое, уверен, принесет большую пользу всей Калмыкии и России, всем жителям мира.

Есть одна интересная басня о льве. Гордое сильное животное было опутано веревками. Однако с ним подружилась маленькая мышь, которая перекусила веревки и освободила льва. Современный мир похож на льва, он опутан веревками материализма. И, может быть, йогины Калмыкии смогут стать той символической мышкой, которая перекусит веревки, опутывающие сознание людей, и выпустит мир на свободу.

Мы можем открыть источники и истинные причины нашего счастья. В действительности счастье, к которому мы все так стремимся, не обусловливается факторами внешнего порядка. И если маленькая Калмыкия сможет найти реальные причины счастья, тогда это будет большой подарок для всего мира, потому что нет на свете ни одного человека, который бы не стремился к счастью.

Далай-лама говорит: столкнувшись с какой-либо проблемой, не теряйте из виду более широкую перспективу. Подумайте о том, что будет через 50 лет или в вашей последующей жизни. С этой точки зрения все предстает в новом свете. Так что все может сложиться весьма и весьма оптимистично для Калмыкии. Желаю вам от всего сердца всего самого наилучшего.

- Это значит, что мы не прощаемся. И как просил вас наш шаджин-лама, вы поставите многоточие и когда-нибудь приедете вновь.


- Возможно (улыбается). Каждый раз я приезжаю в Калмыкию с огромным удовольствием и радостью.

Тамара Эрендженова,«Известия Калмыкии»,
фото Константина Матышева

Буддизм в Калмыкии