Сохраним Тибет > В Калмыкии проходят учения по тексту Чже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути к Пробуждению»

В Калмыкии проходят учения по тексту Чже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути к Пробуждению»


25 июля 2012. Разместил: savetibet
В Калмыкии проходят учения по тексту Чже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути к Пробуждению»

С 25 июля в главном храме (хуруле) Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» начались лекции по тексту Чже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути к Пробуждению» (lam rim bsdus don), также известное как «Песни о пути». Текст описывает основные понятия буддийского учения и представляет собой краткий вариант «Большого руководства к этапам пути к Пробуждению». Досточтимый геше Лобсанг Джампа дарует учения с опорой на комментарии Его Святейшества Далай-ламы, сообщает официальный сайт Буддизм в Калмыкии.

Досточтимый геше Лобсанг Джампа — выпускник крупнейшего буддийского монастыря-университета Дрепунг Гоманг. Его хорошо знают в Калмыкии, он часто встречается со студентами и школьниками республики. На протяжении нескольких лет по приглашению преподавательского состава геше Лобсанг Джампа посещает высшие и средние учебные заведения, школы и лицеи, училища и гимназии Калмыкии, рассказывает молодежи о буддийском учении, отвечает на вопросы.

В рамках учений по тексту "Ламрим дудон" геше Лобсанг Джампа также ответит на вопросы слушателей. Лекции проходят в конференц-зале центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» с 25 по 29 июля (с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00).

Как сообщалось ранее, в ноябре – декабре 2012 года Его Святейшество Далай-лама XIV дарует учения и устные передачи по восемнадцати коренным текстам и комментариям традиции Ламрим в монастырях Дрепунг и Ганден на юге Индии, по просьбе Линга Чоктрула Ринпоче. Учения в тибетском поселении Мандгод на юге Индии начнутся 30 ноября и будут продолжаться в течение 10-15 дней (предварительные даты учений с 30 ноября по 14 декабря).

Учения в больших монастырях-университетах на юге Индии приурочены к 610-й годовщине с момента сочинения Чже Цонкапой основополагающего трактата «Ламрим ченмо» (Большое руководство к этапам пути к Пробуждению»).

В главном храме Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни" открыт набор паломников, желающих отправиться в Индию для участия в зимних учениях Его Святейшества Далай-ламы в Индии.

ЧЖЕ ЦОНКАПА


В Калмыкии проходят учения по тексту Чже Цонкапы «Краткое руководство к этапам пути к Пробуждению»Цонкапа (тиб.: Tsong kha pa, также Цзонкапа, Цзонхава; 1357, пров. Амдо -1419) – тибетский буддийский мыслитель и реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелуг родился в семье последователей Ньингма. В семилетнем возрасте принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и имя Лосан Дагпа (blo bzang grags pa), под которым впоследствии стал известен. Получил разностороннее буддийское образование в монастырях школ Сакья, Кагью, Кадам, Шалу. Цонкапа продолжил и совершенствовал ту модель развития тибетского буддизма, которая была разработана Атишей (982-1054) и развивалась в дальнейшем его учеником Бромтоном (1005-1064) и Сакья-пандитой (1182-1251). Развивая учение Атиши, в работе «Три основы пути» Цонкапа сформулировал общую платформу всякой буддийской практики как «отречение, бодхичитта, постижение пустоты», что позволило выделить суть буддийского учения в массе распространившихся в Тибете в его время второстепенных текстов и ритуалов, зачастую не выходящих за рамки бытовой магии. Концепция единого поэтапного пути совершенствования при многообразии практик и подходов, позволила ему объединить в единое целое учения различных школ тибетского буддизма и послужила методологической основой для создания целостной концепции поэтапного буддийского монастырского образования, включающего как светские, так и духовные дисциплины.

Обучение основным дисциплинам в системе Цoнкапа предполагало освоение пяти последовательных курсов: 1) парчин (санскр. праджняпарамита); 2) цадма (санскр. праманавада – эпистемология); 3) ума (санскр. мадхьямака); дулва (санскр. виная – правила поведения монахов); 5) дзод (санскр. абхидхарма). Полный курс образования занимал около 20 лет, после чего можно было продолжить совершенствование в области тантры. Именно образованность и строгое следование монахов школы Гелуг обетам Винаи (к чему Цонкапа был особенно требователен) стало чертой, снискавшей им уважение тибетцев.

В области воззрения (lta ba) Цонкапа, стремился очистить понимание прасангика-мадхьямаки от всякого рода интерпретаций (в частности доктрины шентонг), искажавших, по его мнению, смысл учения Чандракирти. При этом Цонкапа придавал большое значение и логике Дхармакирти, полагая, что она необходима для правильного познания в сфере относительного уровня реальности, в то время как на абсолютном уровне действует лишь «высший анализ» системы Чандракирти, акцентирующий пустоту любого объекта. При этом оба уровня реальности в определённом смысле одинаково истинны, каждый на своём уровне. Такие воззрения Цонкапы впоследствии вызывали критику других тибетских интерпретаторов мадхьямаки, таких как Горампа Сонам Сенге, Мипам и др. Чрезвычайно важную роль Цонкапа отводил и практике тантры: его главным принципом было соединение высокой образованности и йогического опыта, что было в его время большой редкостью. Сам он провёл в уединённом заворничестве много лет.

Цонкапа является автором 13-томного собрания сочинений, в которое входит ряд его больших работ по буддийской философии. Наиболее известны его два сочинения: Ламрим ченмо («Большое руководство к этапам пути Пробуждения») и Нагрим Ченмо («Большое руководство к этапам пути Мантры»).

Не будучи по своему происхождению связан с какими-либо влиятельными родами, Цонкапа уже при жизни пользовался высочайшим авторитетом, и ему удалось создать теоретический и институциональный базис для объединения тибетского общества в единое культурное и социальное целое. В этом контексте следует рассматривать инициативу проведения новогодних общетибетских молитвенных собраний – монлам, впервые введенных Цонкапой и ставших важнейшим общетибетским праздником. Объединение доктрин различных философских школ, институционального, тантрического и «народного» буддизма, обоснование и структурная конкретизация социального статуса монашества как центрального в тибетском обществе явились главным итогом реформ Цонкапы, послуживших основой для формирования в дальнейшем тибетской буддийской теократической государственности. Осуществляя программу Цонкапы, его прямые ученики Чжамьян Чойчже (1379-1449) и Чамчен Чойчже Шакья Ешей (1354-1435) основали известные гелугпинские монастыри Дэпун (Дрепунг, Брайбун 1416) и Сера (1419) соответственно. Среди других учеников Цонкапы – Кэдуб Чже стал первым Панчен-ламой, а Гендун Дуп (1391-1447) позднее был признан первым Далай-ламой.

С.Лепехов