Сохраним Тибет > Далай-лама. Развивать ум из жизни в жизнь…

Далай-лама. Развивать ум из жизни в жизнь…


29 августа 2012. Разместил: savetibet
Далай-лама. Развивать ум из жизни в жизнь…

Его Святейшество приветствует детишек по пути в Театр Эден Корт после его выступления в Инвернесс, Шотландия, 23 июня 2012 г. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)


Те, кто верит в перерождения, посмотрят на детишек из одной и той же семьи и скажут, что у них разные предрасположенности, которые уходят корнями в прошлые рождения. У одного ребенка одни наклонности, а у другого ― другие. Хотя в этой жизни у них новые тела, их сознание служит продолжением того сознания, которое было у них в прошлой жизни. Именно в этом смысле считается, что качества, сохраняющиеся в потоке ума, обладают прочностью и стабильностью.

Помимо этих качеств, есть и другие, напрямую связанные с телом, например, атлетизм. Однако у атлетических способностей есть свои пределы ― их нельзя развивать до бесконечности. Сколь бы одаренным ни был спортсмен, он все равно не сможет прыгнуть выше определенной планки. Более того, атлетические способности будут присущи ему лишь до тех пор, пока он будет сохранять хорошую спортивную форму. Он не сможет забрать их с собой в следующую жизнь. Поток же ума переходит в новую жизнь, а потому свойства ума более долговечны.

Итак, упражняя свой ум, мы можем воспитать в себе такие качества, как сострадание, любовь и мудрость постижения пустоты. Приучая свой ум к этим качествам, мы можем полностью раскрыть в себе их потенциал. Хотя поначалу на это будет уходить много усилий, но как только мы перейдем определенную черту, их развитие станет спонтанным, естественным и самостоятельным. Не потребуется прилагать дальнейших усилий. Вот почему утверждается, что эти качества можно развивать до бесконечности.

Если мы сделаем перерыв в спортивных тренировках, то для того чтобы вернуться к прежнему уровню владения тем или иным навыком, нам придется начинать все сначала. А если, развивая определенное качество ума, мы достигаем уровня его спонтанного проявления, то затем, пусть даже мы не применяем его в течение долгого времени ― стоит нам лишь слегка обратиться к нему, как оно тотчас же вернется на прежний уровень. Различие между этими двумя качествами в том, что у них разная основа: в первом случае ― телесная, а во втором ― психическая.

В свете вышеизложенного мы говорим о возможности развивать свой ум на протяжении многих жизней, следующих одна за другой. Пусть даже вы не добьетесь существенного прогресса в этой жизни, но поскольку обретенные качества сохраняются в потоке ума, вы сможете активизировать эти наклонности в будущем.

Для того чтобы раскрыть заложенный в нас потенциал к проявлению сострадания и сделать его беспредельным, необходимо постижение пустоты. По своему личному опыту мы знаем, что, когда наш ум пребывает в состоянии запутанности, неуверенности и неведения, то даже мгновения, проведенные в таком состоянии, причиняют нам боль и страдание. Если в нашем уме есть место мудрости и проникновению в суть вещей, то даже серьезные эмоциональные потрясения, связанные с выполнением той или иной стоящей перед нами задачи, не выведут нас из строя. Вот почему важно взращивать мудрость, развивая постижение пустоты.

Перевод Юлии Жиронкиной


Видео по теме:


Далай-лама о природе ума



Скачать

Публичная лекция в Калифорнийском университете, Санта-Барбара, США. 24 апреля 2009. Его Святейшество Далай-лама дает общий обзор основных традиций буддизма: Ньингма, Кагью, Сакья, Гелуг и Дзогчен. Он подробно останавливается на понятиях изначальной мудрости (ригпа) и махамудры. (Синхронный перевод)

Вечерняя сессия