Сохраним Тибет > Далай-лама: «Самосожжения не поддерживаю, но их причины понятны, и это очень печальный факт»

Далай-лама: «Самосожжения не поддерживаю, но их причины понятны, и это очень печальный факт»


1 сентября 2012. Разместил: savetibet
Далай-лама: «Самосожжения не поддерживаю, но их причины понятны, и это очень печальный факт»Дхарамсала, 30 августа 2012 г. – Духовный лидер тибетцев Его Святейшество Далай-лама заявил, что хотя он не поддерживает самосожжения, продолжающаяся волна огненных протестов «понятна, и это очень и очень печально».

Через неделю после того, как в результате двух самосожжений в восточном Тибете, направленных против продолжающейся оккупации Тибета Китаем, общее число жертв самосожжений превысило 50 человек, Далай-лама дал интервью агентству Рейтер. «Я не буду поддерживать такие поступки, такие радикальные действия, но они понятны и действительно очень и очень печальны», ‒ сказал 77-летний тибетский лидер. «Сейчас китайскому правительству следует разобраться в истинных причинах случившегося. Они с легкостью могут обвинить меня или других тибетцев, но это не поможет решить проблему».

После передачи в прошлом году политических обязанностей избранному тибетскому лидеру Его Святейшество с неохотой отвечает на политические вопросы, особенно касающиеся темы самосожжений. В июле в интервью газете The Hindu тибетский лидер сказал, что ему лучше «сохранять нейтралитет» в отношении самосожжений, называя их «очень и очень деликатным вопросом».

«Реальность такова, что если я скажу что-то позитивное, немедленно последуют обвинения со стороны китайцев», – сказал он. «Если же я скажу что-то негативное, очень расстроятся родственники погибших. Они принесли в жертву свои жизни. Это очень нелегко. Поэтому мне не хотелось бы создавать впечатление, что это неправильно».

Китай последовательно обвиняет Далай-ламу и Тибетское правительство в эмиграции в подстрекании к самосожжениям. Тем не менее, во многих оставленных предсмертных записках и посланиях тибетцы, совершившие самосожжения, призывают к независимости Тибета и возвращению Далай-ламы, а также выступают против китайской оккупации и политики репрессий.

Чопхаг Кьяб и Сонам, совершившие 19 апреля двойное самосожжение у местного правительственного учреждения в поселке Барма, в своем записанном [на телефон] предсмертном послании подробно рассказывают о страданиях тибетцев, причина которых кроется в отсутствии основных прав человека и оккупации Тибета. «Поэтому для восстановления свободы в Тибете и мира во всем мире, мы оба, пребывая в здравом уме, предаем себя огню», – заявили Чопхаг Кьяб и Сонам. «Страдание тибетцев, которым отказано в свободе, значительно сильнее, чем трагедия, связанная с преданием наших тел огню».

Тамдинг Тхар, тибетец-мирянин, совершивший 15 июня самосожжение перед зданием местного китайского полицейского участка в Ченца, в Восточном Тибете, написал: «Ради возвращения Его Святейшества Далай-ламы на свою родину и ради Тибета, управлять которым будут тибетцы, я предаю свое тело огню в качестве подношения света».

Комиссия конгресса США по Китаю в специальном докладе за этот месяц отмечает, что волна самосожжений «происходит одновременно с участившимися случаями использования Коммунистической партией Китая и правительством законных мер по оказанию давления и осуществлению контроля за основными элементами тибетской культуры на фоне провала переговоров Далай-ламы и Китая и отсутствием каких-либо признаков прогресса».

Самое сильное высказывание Его Святейшества на тему протестных самосожжений прозвучало в апреле этого года во время выступления перед представителями средств массовой информации Тайваня: «Эта проблема порождена тоталитарной, слепой и нереалистичной политикой». «Теперь заинтересованным людям следует провести реальную работу и отыскать причины этих самосожжений. Вот что важно, ‒ сказал Далай-лама. ‒ Все эти проблемы происходят вследствие определенных условий и определенных причин».

Phayul

Перевод Юрия Пучко




Статьи по теме:


Нью-Йорк Таймс: Тибетский монастырь в эпицентре самосожжений ‒ в чем причина?

ДХАРАМСАЛА, Индия — Одного из них, молодого тибетского монаха, видели на улице пинающим военные машины. В оставленной им вскоре после этого посмертной записке он обличал власти за запрет на проведение религиозной церемонии. Второй, улыбчивый монах, предпочитал говорить о буддизме, а не о политике. Третьему, бывшему монаху, нравилось пасти скот вместе с кочевниками...