Сохраним Тибет > В Дхарамсале завершились учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Тайваня
В Дхарамсале завершились учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Тайваня7 октября 2012. Разместил: Ing |
С 1 по 4 октября Его Святейшество Далай-лама даровал учения по трактату Атиши «Светоч на пути к просветлению», написанному в XI веке. Учения проходили по просьбе буддистов из Тайваня. В Цуглакане, главном тибетском храме Дхарамсалы, городка на севере Индии, ставшего вторым домом для Его Святейшества Далай-ламы и тысяч тибетцев, собрались более 2000 человек из 60 стран мира, включая делегацию тайваньских буддистов из 800 человек. Глава Международной ассоциации тибетской буддийской Дхармы в Тайване, рассказал, что Ассоциация обратилась к Его Святейшеству Далай-ламе с просьбой об учениях от имени 20 монастырей в Тайване. По его словам, первоначально в Индию собирались поехать тысячи людей, но из-за визовых и жилищных проблем лишь немногие смогли действительно осуществить эту поездку. Его Святейшество Далай-лама предварил учения кратким введением в основы буддизма. Он рассказал о роли, которую играл и играет буддизм в Тибете, пояснил, что значит следовать пути и полагаться на учителя, напомнил о Четырех благородных истинах, в которых говорится о взаимозависимом возникновении, непостоянстве и смерти. На протяжении всех четырех дней учений тибетских духовный лидер часто возвращался к теме светской этики. Он призвал своих слушателей не ограничиваться во взглядах рамками одной единственной религии, но идти дальше, уважать и изучать верования других людей. Далай-лама подчеркивал личную ответственность каждого человека за свое поведение, которое должно соответствовать духу миролюбия, сострадания и любви. По словам Его Святейшества, понимание нравственности со светской точки зрения вовсе не подразумевает отхода или отказа от своей собственной религии. В действительности все обстоит иначе. Нравственная этика и ответственность совершенно необходимы для осуществления духовной практики. Далай-лама также коснулся темы науки и истории. Он подчеркнул, что в прошлом, наряду с огромными полезными достижениями, наука делала открытия, имевшие иногда и отрицательные последствия. И если двадцатый век стал свидетелем гибели порядка двухсот миллионов человек в различных войнах и конфликтах, то двадцать первый век, по мнению Его Святейшества, может стать веком мира. «Двадцатый век был веком насилия и страданий, но если бы мы смогли развивать ненасилие и гармонию, новый век мог бы стать веком любви и сострадания». Рассказав аудитории об основных буддийских принципах для лучшего понимания своих учений, Его Святейшество начал знакомить ее с текстом Атиши «Светоч на пути к пробуждению» (джанчуб ламдрон). В буддизме наставления по этапам пути, «ламриму», играют ключевую роль. И хотя существуют различные варианты таких наставлений, все они основаны на тексте Атиши «Светоч на пути к пробуждению». Свои наставления Далай-лама сопровождал шутками и воспоминаниями из своей жизни. Так, говоря о необходимости понимать основу, суть его учений, он привел в пример буддийскую церемонию, в которой принимал участие, и рассказал, что монах, игравший на традиционном тибетском музыкальном инструменте гьялинг, был облачен в головной убор, по форме напоминавший дятла. Его Святейшество пошутил тогда и сказал монаху, что в таком уборе лучше подражать звукам птицы, чем играть на музыкальном инструменте. «На следующий день этот монах был уже без головного убора», - рассмеялся Далай-лама, а аудитория ответила ему взрывом смеха. Его Святейшество пояснил, как человек может двигаться по пути духовного развития с помощью тела, речи и ума. «Чтобы обрести тела Будды, одного желания недостаточно. Вы должны следовать пути бодхисаттвы», - отметил Его Святейшество, добавив, что это позволит достичь очищения. По словам Далай-ламы, для того, чтобы взращивать в себе и испытывать сострадание, необходимо заботиться о живых существах. Для этого также необходимо понимать, что мир исполнен страданий. Его Святейшество подчеркнул, что для достижения этой цели жизненно важны вера и уверенность. Уверенность также необходима для достижения более высокого перерождения: уверенность в собственной практике, а также тщательные размышления и анализ. Его Святейшество также отметил, что с предвзятым отношением невозможно увидеть реальность такой, какой она является на самом деле. Человек должен быть способен выносить собственные суждения, опираясь на свой интеллект, и следовать по пути. В буддизме очень важно видеть причину и логику, продолжил Далай-лама. Мы должны уметь пользоваться своей способностью мыслить и опираться на доказательства и логические выводы. Здесь Его Святейшество поделился воспоминанием о молодых годах, проведенных им в Лахсе: «Когда я жил в Лхасе, я часто наблюдал за луной и заходом солнца. Через телескоп я видел луну, кратеры и возвышенности на ее поверхности. Я видел, как меняются тени на луне по мере того, как садится солнце». Однажды вечером Его Святейшество пригласил своих наставников, чтобы поделиться с ними своими наблюдениями. Тибетская традиция утверждала, что Луна и Солнце светятся собственным светом, однако при помощи науки и логического анализа Далай-лама убедился, что это не так. И его наставники согласились с доводами своего молодого ученика. Его Святейшество повторил, что буддийское учение также надо подвергать научному анализу, а не только верить в него. Его Святейшество также предостерег от слишком большой привязанности и цепляния в жизни человека. «Когда мы бежали из Тибета в 1959 году, я не смог взять с собой ничего из предметов, окружавших меня с детства, или оставшихся после 13-го Далай-ламы», - рассказал он. И добавил, что из всех жизненных ресурсов, наверное, самые надежные – это друзья и родственники. «Нужно уметь различать, что принесет пользу не только в краткосрочной перспективе, но, что более важно, и в долгосрочной» - объяснил Его Святейшество. «Что-то может приносить радость в данный момент, но возможно принесет ущерб в будущем, и этого лучше стараться избегать». Его Святейшество также уделил особое внимание тому, как достичь высшего перерождения, понять природу страдания и избегать неблагих деяний. Для этого, в частности, необходимо практиковать даяние и быть щедрым, а также быть терпеливым и внимательным к молитве. Практику можно разделить на две части: во время медитации следует упражняться в концентрации внимания, а после медитации развивать в себе привычку к изучаемому предмету. «Мы должны стремиться к тому, чтобы учения стали неотъемлемой частью нашего ума», - добавил Далай-лама. В отношении веры Его Святейшество отметил, что «если не прикладывать усилий, то вера ваша не будет расти». По его словам, практика играет здесь ключевую роль. Во время учений Его Святейшество неоднократно напоминал, что важно накапливать заслуги, очищаясь от негативных эмоций и деяния, и укреплять заслуги при помощи сорадования. Он также говорил о страданиях и о причинно-следственной связи. «Для понимания разрушительных эмоций очень важно понимание пустоты. Мы должны понимать, в чем корень существования». Далай-лама также несколько раз повторил, что развитие бодхисаттвы (существа, стремящегося к просветлению ради освобождения всех живых существ) должно происходить постепенно, на протяжении длительного времени. По окончании учений Его Святейшество даровал собравшимся обеты, чтобы помочь им взрастить в себе качества достойные бодхисаттвы. «Нужно помнить, что самое главное – не причинять вред живым существам» - подчеркнул духовный лидер и добавил, что для поддержания своих обетов в чистоте очень важно избавиться от эгоизма. «Посвятите свои тело, речь и ум служению всем живым существам». Далай-лама акцентировал внимание гостей на необходимости изучения материала, услышанного во время учений, и стремления к прогрессу в своей духовной практике. Он обратился к постоянной части аудитории со следующим призывом: «Те из вас, кто посещает мои учения на протяжении многих лет, должны хоть немного продвинуться вперёд». «Хотя бы на миллиметр», – добавил он смеясь. Завершились учения молебном о долгой жизни Его Святейшества, уважаемого духовного лидера и учителя, вдохновлявшего аудиторию в течение четырех замечательных дней. В молебне приняли участие гости из более чем 60 стран и делегация из Тайваня, насчитывающая 800 человек. Учения сопровождались прямой трансляцией в Интернете с переводом на китайский, английский и русский языки. Подготовлено по материалам сайта www.dalailama.ru Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ) |