Сохраним Тибет > Его Святейшество Кармапа: Экология – основная проблема 21-го века

Его Святейшество Кармапа: Экология – основная проблема 21-го века


29 октября 2012. Разместил: Ing
Гьялванг Кармапа Оргьен Тринлей Дордже – духовный глава линии карма кагью в тибетском буддизме. Он считается третьим из высоких лам Тибета. Термин «кармапа» означает «осуществляющий деяния Будды». Подобно Его Святейшеству Четырнадцатому Далай-ламе, в стремлении обрести свободу религии и прочие свободы двадцатисемилетний Семнадцатый Кармапа покинул Тибет и живет сейчас в индийском городе Дхарамсала в предгорьях Гималаев, фактически ставшей столицей тибетских беженцев и центром тибетского буддизма и политики вдали от родины.

Бегство Кармапы из Тибета в 1999 году, полное драматизма, сделало его героем в глазах тибетцев в эмиграции и привлекло внимание всего мира. Обманув бдительность китайского руководства, он сделал вид, будто удаляется в затворничество, сам же бежал с группой сторонников. Ему было всего четырнадцать, но тибетцы уже видели в нем молодого харизматчного лидера, способного гармонично сочетать духовность с современностью.

Энергичный Кармапа – молодой голос Тибета, и многие убеждены, что он станет лицом мирового буддизма, в особенности после того, как Четырнадцатый Далай-лама покинет мир. Семнадцатый Кармапа принадлежит к старейшей школе тибетского буддизма, кагью, являясь держателем более чем девятисотлетней линии передачи учений.

Семнадцатый Кармапа Оргьен Тринлей Дордже признан как Далай-ламой, так и большинством тибетцев в Тибете и вне страны. Власти Индии по-прежнему не дают ему разрешения на посещение монастыря Румтек, основной резиденции Кармап в эмиграции в индийском штате Сикким вблизи китайской границы, и выезд на Запад, где последователи в Европе и США ждут его благословения и учений.

Тем не менее, влияние и уникальность положения Кармапы трудно переоценить. Он один из святейших представителей тибетского буддизма, что, как и его тесная связь с Далай-ламой, делает его в глазах мирового сообщества потенциальным великим лидером, особенно если принять в расчет геополитическое положение Тибета. В эксклюзивном интервью австрийскому агентству APA он рассказывает о своей жизни, ситуации в Тибете и надеждах на скорое снятие запретов на путешествия, которое позволит ему встретиться с последователями в Европе.


Его Святейшество Кармапа: Экология – основная проблема 21-го века


Саранш Сегал: Каково ваше отношение к тому, что вы являетесь не только духовным лидером, но и влиятельной политической фигурой, имеющей вес в Тибете и за его пределами?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа:
Исторически сложилось, что Кармапа – это и высокий духовный сан, и почетный титул, отсюда та роль, которую он играет. Я полагаю, что тибетцы в Тибете и в эмиграции обладают сильной верой, и считаю своим долгом служить своему народу и своей стране. Таким образом, это и духовное, и общественное служение.

Саранш Сегал: Мировое сообщество полагает, что в будущем, когда Его Святейшество Далай-лама покинет этот мир, вы станете новым лицом мирового буддизма. Что вы можете сказать об этом?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Так далеко я не заглядываю. Буддизм требует огромных знаний, это очень глубокое и всеобъемлющее учение, и я продолжаю изучать буддийскую философию и практики. Прежде всего важно быть человеком с добрым сердцем, хорошим человеком, а затем уже хорошим практикующим, тогда ты можешь приносить пользу другим существам. Так я вижу свою задачу. Но кроме меня есть много других лам и ринпоче в нашем буддийском сообществе и, в особенности, в Тибете, где подрастают молодые лидеры. Так что помимо меня, возможно, есть многие другие, достойные называться «новым лицом буддизма».

Саранш Сегал:
Вы один из самых «продвинутых» современных духовных лидеров Тибета, пользуетесь iPod-ом, PlayStation и Интернетом; как вам удается совмещать духовность и современность?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Иногда мне кажется, что 21 столетие – век, более ориентированный на материальные ценности, и поэтому нам требуется больше вещей, чем раньше. Однако порой материальные объекты становятся преградой для духовных практик – человеку, поддавшемуся увлечениям материального мира может быть трудно сосредоточиться на практике. Но если я просто пользуюсь всеми этими техническими достижениями [не позволяя им увлечь меня], то это не проблема. В сущности, все дело в состоянии ума; человек не может просто взять и отказаться от материальных предметов. Это особенно трудно для человека в моем положении, я не могу удалиться от общества, поселиться где-нибудь в отдаленном и уединенном месте. Так что надо тренировать свой ум, чтобы научить его концентрироваться и не увлекаться материальными объектами.

Саранш Сегал: Какова нынешняя ситуация в Тибете?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа:
Ситуация в Тибете сейчас поистине тяжелая и печальная; приходит так много разрывающих сердце новостей об актах самосожжения среди тибетцев.

Саранш Сегал: А как вы относитесь к самосожжениям тибетцев, число которых уже превысило 50 человек?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа:
На этот вопрос очень трудно ответить, у разных людей разные точки зрения. Но я боюсь, что в какой-то момент все просто сведется к цифрам. Уже сегодня совершено более 50-ти самосожжений, их может стать 70, 80... Просто цифры, и никаких положительных изменений или результатов, и это очень горько.

Мы в Тибете считаем человеческую жизнь драгоценной.

При этом я не знаю, усилится ли международная поддержка по проблемам Тибета – сейчас, когда глобальная экономика переживает не лучшие времена, все страны заинтересованы в хороших отношениях с КНР. Так что я не уверен [в их поддержке].

Саранш Сегал: Хотели бы вы, чтобы международное сообщество оказывало давление на правительство Китая с тем, чтобы оно вступило в диалог с правительством Тибета в эмиграции?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа:
На этот вопрос я не могу дать вам подробный ответ, лучше его адресовать тибетскому правительству премьер-министру Лобсангу Сенге.

Саранш Сегал: Пожалуйста, расскажите о своих отношениях с Четырнадцатым Далай-ламой?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Пока я жил в Тибете, мы не встречались, но я ощущал с ним прочную связь, каждый тибетец испытывает к нему глубокое почтение, поклоняется ему. Его Святейшество – воплощение Авалокитешвары, Будды сострадания, живущий ныне бодхисаттва. Когда я поселился в Индии, он даровал мне множество учений и наставлений, и наши отношения стали ближе, они превратились в связь между учеником и учителем.

Саранш Сегал: Ваше Святейшество, у вас есть много последователей в Европе. Могу ли я попросить вас дать наставление западным буддистам?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Сейчас у меня нет для них каких-то особых наставлений, но я хотел бы получить возможность встретиться с ними, потому что они уже долгое время ждут встречи со мной – и это стремление взаимно.

Его Святейшество Кармапа: Экология – основная проблема 21-го века

Саранш Сегал: Вам отказали в разрешении на поездки на Запад, куда вас приглашают даровать учения ваши последователи и дхарма-центры. Могли бы вы пояснить, как этот запрет влияет лично на вас, и что бы вы сказали своим приверженцам, которые чувствуют огромное разочарование из-за того, что не могут с вами увидеться?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Лично для меня это все очень печально, я в некоторой степени разочарован. Ведь когда я жил в Тибете, то не имел возможности путешествовать внутри Тибета, так называемого Тибетского Автономного региона. Приехав в Индию, я полагал, что все изменится, и я смогу свободно путешествовать и увидеть то, что всегда хотел увидеть. Однако с моим приездом связано много политических нюансов, и моя свобода передвижения по-прежнему не стопроцентная. Прошло уже двенадцать лет, и мне не хотелось бы ждать еще двенадцать. Я уже запросил у индийского правительства разрешение на свободное перемещение.

Саранш Сегал: Когда именно ваши европейские последователи увидят вас в Европе? Могут ли они рассчитывать на встречу с вами в ближайшие месяцы?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Сейчас, к сожалению, не могу ничего сказать, но надеюсь, что поездка станет возможной уже в будущем году.

Саранш Сегал: Каких действий вы ожидаете от Евросоюза и, в частности, Австрии в отношении конфликта между Тибетом и Китаем?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Без сомнения, Австрия и Европейский Союз уже сделали немало и могут принести еще много пользы в разрешении этого конфликта, но это все-таки тема, по которой я не могу давать советов. Это, скорее, прерогатива главы тибетского правительства в эмиграции г-на Лобсанга Сенге.

Саранш Сегал:
У вас большая склонность к деятельности, связанной с защитой окружающей среды. Расскажите об этом поподробнее.

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: С моей точки зрения, проблема экологии – основная проблема 21-го века. Мы причинили столько вреда окружающей среде, и сейчас настал момент, когда мы должны изменить свое поведение. Чтобы в окружающем мире произошли изменения, в первую очередь должно поменяться наше поведение. Многие люди, к сожалению, этого не осознают. Нам нужно почувствовать свою взаимосвязь с природной средой и зависимость от нее, нужен более ясный взгляд, чтобы понять ценность природы, важность ее защиты и сохранения.

Саранш Сегал: Что вы думаете по поводу первой в истории тибетской спортсменки, Чоянг Ки, завоевавшей на Олимпиаде золото, которое пошло в зачет команды Китая.

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Это не имеет значения. Например, во времена японской оккупации Кореи, одна корейская спортсменка (Сон Ки-Чанг) выиграла золотую медаль, которая была причислена к японским победам; но завоевала-то медаль кореянка. Поэтому я горжусь этим достижением Чоянг Ки! Она первая из тибетцев, победившая на Олимпиаде. И это предмет гордости для всех тибетцев, в особенности для тибетских женщин.

Саранш Сегал:
Верите ли вы, что снова сможете попасть на родину, и что Китай когда-либо поменяет свою политику, позволит Далай-ламе, вам, и другим тибетцам вернуться из эмиграции в Тибет?

Его Святейшество Семнадцатый Гьялванг Кармапа: Я верю в это, но время покажет. У нас, конечно же, есть надежда, ведь мир стремительно меняется в 21-м столетии, изменится и Китай. Надеюсь, не только я, но и Его Святейшество Далай-лама сможет вернуться домой.

13 сентября 2012 г.
Гьюто, Дхарамсала
Саранш Сегал - специальный корреспондент APA в Дхарамсале, Индия, в настоящее время проходящий обучение в Вене, Австрия.

www.kagyuoffice.org

Перевод: Наталия Волкова

Видео по теме:




Скачать в высоком разрешении


Пресс-конференция Его Святейшества 17-го Гьялвы Кармапы Оргьена Тринлея Дордже в рамках 27-го Кагью-Монлама (26 декабря 2009, монастырь Тергар, Бодхгая, Индия)

В традиции ясно сказано, что предшественник признает своего последователя, а не наоборот. Предшественник, превосходящий по силе, старший, признает своего последователя, а отнюдь не младший. Для полной ясности: я был признан на основании традиционного пророческого письма, оставленного моим предшественником, 16-м Гьялвой Кармапой. Я был распознан и признан Его Святейшеством Далай-ламой, а также другими выдающимися и уважаемыми духовными лидерами различных буддийских традиций. Это огромная ответственность, и поэтому я должен сосредоточить свое внимание на выполнении возложенных на меня задач, и у меня нет времени заниматься чем-либо еще помимо этого. Что касается пророчества 16-го Кармапы, оставленного в пророческом письме, то это подлинная и традиционная процедура, проведенная в соответствии с единодушным пожеланием верующих...