Сохраним Тибет > Его Святейшество Далай-лама даровал в Дхарамсале учения для буддистов из Кореи

Его Святейшество Далай-лама даровал в Дхарамсале учения для буддистов из Кореи


4 ноября 2012. Разместил: Ing
29-31 октября Его Святейшество Далай-лама даровал учения по двадцать четвертой главе текста Нагарджуны «Коренные строфы о срединности». Нагарджуна, живший в период между 150 и 250 годами нашей эры, был величайшим буддийским философом и учителем, который создал буддийскую школу мадхьямака и дал подробные пояснения к учению о двух истинах. Учения, проводились в главном тибетском храме Дхарамсалы в Индии по просьбе корейских учеников. Послушать наставления уважаемого духовного лидера, помимо буддистов из Кореи, собрались тибетцы, одетые в красочные традиционные одежды, иностранные туристы из 62 стран, монахи, монахини и почти двести индийских гостей.

Его Святейшество Далай-лама даровал в Дхарамсале учения для буддистов из Кореи
Его Святейшество Далай-лама и возглавляющий корейскую делегацию досточтимый Джин-Ок Суним перед началом учений для буддистов из Кореи в главном тибетском храме Дхарамсалы, Индия. 30 октября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Первую утреннюю сессию Далай-лама начал с сущностного введения в буддизм. Он подчеркнул такие ключевые вопросы, как необходимость развития покоя ума, роль ненасилия и общность, которая всех нас объединяет. «Мы должны признать сходство всех человеческих существ», - призвал он своих слушателей.

Его Святейшество обратился также к основополагающим положениям буддийского учения, таким как Четыре благородные истины, и добавил, что не следует принимать его учения на веру, но логически исследовать их и проверять, полагаясь на здравый смысл. Он заметил: «Тексты нужно изучать, а не просто держать на алтаре. Хотя мы можем использовать буддийские тексты в качестве объекта поклонения, мы должны исследовать предмет обсуждения буддийской доктрины, опираясь на здравый смысл и логику».

Его Святейшество сделал акцент на том, что его последователям нужно не просто избегать насильственных деяний и негативных эмоций, но активно развивать и воспитывать в себе позитивный, альтруистический подход к жизни. Он подчеркнул природу взаимозависимости явлений, а также уникальность буддийских представлений о зависимом происхождении и метода тщательного и критического анализа причин и следствий.

Затем Его Святейшество поделился своим глубоким пониманием природы привязанности и пояснил: «Если вы увидите какую-нибудь прекрасную вещь, вы можете к ней привязаться. Если же вы увидите что-то безобразное, у вас может появиться отвращение. Эти реакции зависят не только от объекта, но и от вас самих, от того, кто смотрит на вещи подобным образом. Человек сам создает привязанность и отвращение».

Он добавил, что когда вы испытываете гнев, в появлении этой отрицательной эмоции по большей части виновен не столько объект или человек, сколько вы сами. Ссылаясь на результаты научных исследований, Далай-лама обратил внимание, что 90% негативных эмоций по отношению к объекту или другому человеку спроецированы самим человеком.

Обращаясь на второй день учений к 24-й главе текста, в сорока строфах которой производится анализ Четырех благородных истин, Его Святейшество Далай-лама констатировал: «Мы должны избавиться от негативных эмоций и от цепляния за свою самость, за ‘я’».

Чтобы преодолеть негативные эмоции, добавил он, мы должны понять, что ничто не является самосущим и концентрироваться на отсутствии самобытия явлений. Он зачитал одиннадцатую и двенадцатую строфы текста Нагарджуны, в которых подчеркивается природа отсутствия независимого существования явлений и подход Будды к преподаванию Дхармы. Его Святейшество раскрыл эту идею: «Будда конечно осознавал, что понять идею пустоты явлений довольно сложно. Поэтому он сначала преподал своим ученикам Четыре благородные истины, а затем, когда они были готовы, раскрыл им сущность воззрения отсутствия самобытия».

Его Святейшество Далай-лама даровал в Дхарамсале учения для буддистов из Кореи
Его Святейшество Далай-лама во время учений для буддистов из Кореи в главном тибетском храме Дхарамсалы, Индия. 30 октября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Особое внимание Далай-лама уделил 18-ой и 19-ой строфам 24-й главы текста, убеждая своих последователей повторять их во время выполнения практики и медитации об отсутствии независимого существования. «Без понимания пустоты явлений, - сказал он, - вы не сможете понять сущность Трех Драгоценностей».

«Поскольку вы обладаете природой будды, возможны просветленные деяния. И вы можете достичь просветления. Вы сами можете достичь состояния просветления. При этом вы должны сочетать понимание отсутствия самобытия и альтруистическое намерение (бодхичитту). Возможность освобождения будет зависеть от понимания пустоты явлений».

Однако он предупредил своих последователей: «Результат зависит от ваших усилий. Одного мысленного желания для освобождения недостаточно. Устремляясь к освобождению, нужно сосредотачиваться на отсутствии независимого существования».

Обратившись к священному тексту, тибетский духовный лидер рассказал своим слушателям об основных принципах достижения состояния Будды. Он подчеркнул, что именно благодаря пониманию отсутствия независимого существования явлений можно увидеть путь, ведущий к освобождению. Его Святейшество добавил, что природа ума одновременно и светоносна и лишена самобытия. «Лучше всего осуществлять духовную практику в соответствии со своим собственным духовным уровнем. В таком случае вы сможете достичь своей цели», – сказал он.

В завершение последнего дня трёхдневного цикла учений для корейских учеников Его Святейшество даровал серию обетов буддиста-мирянина, в число которых входят следующие правила нравственного поведения: воздержание от убийства, воровства, неподобающего сексуального поведения, лжи и употребления дурманящих ум средств. Большая часть аудитории, включая корейскую делегацию, приняла на себя эти обязательства, следуя чуткому руководству почитаемого всеми духовного наставника.

Его Святейшество Далай-лама даровал в Дхарамсале учения для буддистов из Кореи
Во время учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Кореи в главном тибетском храме Дхарамсалы, Индия. 30 октября 2012 г. Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ)

Его Святейшество напомнил о том, как важно любить всех живых существ и заботиться об их благе, а также о силе человеческого ума: «Исходя из соображений собственного эгоизма, мы должны думать о других, об освобождении всех живых существ. Если вы толкнете насекомое пальцем, оно улетит. Это показывает, что даже насекомое не желает страдать. Нам следует попытаться использовать свой человеческий ум для понимания истинной природы вещей».

Ближе к полудню Его Святейшество провел церемонию зарождения бодхичитты, альтруистического намерения достичь состояния всеведения Будды ради блага всех живых существ. Его Святейшество подчеркнул, как важно взращивать в себе бодхичитту и заботиться о благе других. Затем было проведено предварительное посвящение, вознесены молитвы, совершено подношение мандалы и дарованы обеты, за которыми последовало благословение тела, речи и ума. Успешное проведение церемонии в конце утренней сессии завершилось вознесением молитв, после чего, к всеобщей радости присутствующих была организована сессия вопросов и ответов.

По материалам сайта dalailama.ru