Сохраним Тибет > РИА Новости: Далай-лама призвал избавляться от эгоизма как источника всех проблем

РИА Новости: Далай-лама призвал избавляться от эгоизма как источника всех проблем


25 декабря 2012. Разместил: savetibet
ДЕЛИ (Индия), 25 дек — РИА Новости, Ольга Липич. Духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, Далай-лама XIV призвал приехавших на его учения в Дели российских паломников избавляться от эгоизма как источника всех проблем, развивать в себе любовь и сострадание, а также хранить религию предков, будь то буддизм, христианство или иное вероучение.

Не цепляться за "я"

РИА Новости: Далай-лама призвал избавляться от эгоизма как источника всех проблем

"Все религии говорят о том, что эгоизм, представление о важности собственно "я" является источником всех проблем, источником гнева, ненависти, зависти", — сказал Далай-лама на учениях в конференц-зале одного из отелей индийской столицы, где собралось около 1,5 тысячи человек.

Большинство паломников — из Калмыкии, Бурятии, Тувы и других регионов России, многие приехали послушать самого признанного буддийского наставника впервые. Кроме того, в учениях принимаюучастие монахи и миряне из Тибета, индийцы, буддисты из стран СНГ и Западной Европы.

Далай-лама предложил собравшимся для обуздания эго буддийский метод — постичь отсутствие "я". По его словам, не существует "я", отличного от совокупности психофизических характеристик, которые изменчивы. А потому не стоит "цепляться за "я".

Любить и сострадать

РИА Новости: Далай-лама призвал избавляться от эгоизма как источника всех проблем

Гораздо важнее потратить энергию на "трансформацию ума", развитие способности любить и сострадать, отметил Далай-лама. "Религия объясняет методы трансформации нашего ума. И если мы утверждаем, что придерживаемся того или иного религиозного учения, давайте стараться уменьшить ненависть, зависть, соревновательность с другими людьми — причины наших страхов и недоверия к другим!" — призвал он.

Современные ученые приходят к выводам, что именно страхи и недоверие становятся причинами различных недомоганий людей, добавил духовный деятель.

"Все живые существа желают счастья и не желают страдания, поэтому необходимо создавать условия для счастья и избавления от страданий, приносить пользу другим существам и не приносить вреда. В этом все религиозные учения едины. Все они говорят о важности сострадания, терпения, самодисциплины, любви", — отметил Далай-лама.

Уважать религии и светскую этику


Он убежден, что религии приносили людям пользу на протяжении тысячелетий, и так будет и впредь, поэтому очень важно представителям одного вероучения проявлять уважение к представителям других, сохраняя гармонию и согласие.

"Необходимо стараться сохранять свою собственную религию (веру предков). Думаю, так будет лучше. А тем, кто стремится к обращению в другое вероисповедание, необходимо хорошенько подумать", — посоветовал буддийский наставник.

Секулярная (нерелигиозная) этика, основанная на любви и сострадании, по мнению Далай-ламы, тоже прекрасно подходит для решения проблем 21 века. "Хорошо бы, чтобы этой этике следовало как можно больше людей. Для нас всех, когда нас 7 миллиардов, очень важны любовь и сострадание. Нам надо стараться быть хорошими людьми, проявлять заботу по отношению ко всем. Я бы хотел, чтобы вы все это поняли и рассказали об этом своим близким и друзьям, а те, в свою очередь, своим. Таким образом мы распространим этику на все население планеты", — надеется Далай-лама.

Далай-лама XIV

Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары — Будды сострадания.

Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 — возведен на престол.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании".

За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.

В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками. Российские буддисты надеются в скором времени снова увидеть его в своих регионах.

Основной причиной, затруднявшей визит Далай-ламы в Россию, было то, что до марта 2011 года он официально сочетал функции как духовного лидера мирового значения, так и политического руководителя правительства Тибета в эмиграции, и его поездки в другие страны, сопровождавшиеся встречами с государственными деятелями, вызывали ноты протеста со стороны Китая.

Однако и после того, как весной 2011 года с Далай-ламы были сняты политические полномочия, Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.

Учения для буддистов России

Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама. В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан одной из российских религий.

Сегодня, по данным московского Центра тибетской культуры и информации, свыше миллиона жителей страны — буддисты. Калмыкия, Бурятия и Тува считаются буддийскими регионами.

Ежегодные учения для буддистов России Далай-лама проводит с 2009 года по просьбе председателя Буддийского центра "Ринпоче Багша" Ело Ринпоче (Бурятия) и верховного ламы Республики Калмыкия Тэло Тулку Ринпоче, при поддержке верховного ламы Тувы Тензин Цултима.

Обычно учения проходят в ноябре-декабре в главном буддийском храме Дхарамсалы — небольшого городка на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы, однако в 2012 году по решению Его Святейшества они перенесены в столицу Индии.

Во время общения с паломниками Далай-лама подробно комментирует то или иное классическое сочинение по философии буддизма. В 2012 году это духовная поэма буддийского наставника VIII века Шантидевы "Бодхичарья — аватара" ("Путь бодхисаттвы"). В ней раскрывается идеал бодхисаттвы — подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния Будды.

Помимо комментариев к трактату Шантидевы, в 2012 году ученикам из России Далай-лама "дарует посвящение на практику Будды Медицины", которая используется для избавления от "болезней тела и ума", а также для духовного очищения и помощи умирающим.

Организаторы учений: Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).

РИА Новости

Фото: Алексей Юрков