Сохраним Тибет > Далай-лама выступил в Центральном университете тибетологии, побывал у ступы Дхамек и посетил тибетский монастырь в Сарнатхе
Далай-лама выступил в Центральном университете тибетологии, побывал у ступы Дхамек и посетил тибетский монастырь в Сарнатхе16 января 2013. Разместил: savetibet |
Сарнатх, Уттар-Прадеш, Индия, 11 января 2013 г. – Утром Его Святейшество Далай-лама в сопровождении досточтимого профессора Наванга Самтена, директора Центрального университета высшей тибетологии, совершил короткую прогулку из своей резиденции, расположенной на территории университета, к огромному открытому шатру, возведенному на одной из лужаек, где его с нетерпением ожидали студенты, сотрудники и гости университета.
Первыми его приветствовали девушки-студентки, исполнившие песню на санскрите, затем монахи прочитали по-тибетски восхваление Трёх Драгоценностей, а в заключение сводная группа студентов исполнила гимн университета, играя на флейтах, барабанах и драмньенах (семиструнных тибетских лютнях). В приветственном обращении досточтимый Наванг Самтен поблагодарил Его Святейшество за согласие побеседовать с сотрудниками и студентами университета сразу по завершении учений по тексту «Бодхичарья-аватара». Он сообщил об успехах и достижениях в развитии университета. По его словам, уже начало реализовываться соглашение о сотрудничестве с Национальным открытым университетом им. Индиры Ганди по внедрению объединённого курса изучения буддийских дисциплин (с одновременным получением дипломов обоих университетов), хотя официальный запуск проекта откладывается. Утверждена программа обучения на английском языке, планируется также вести обучение на хинди и тибетском языках. По просьбе Центральной тибетской администрации готовится открытие факультета по подготовке учителей, но и здесь ещё нужно преодолеть многочисленные бюрократические преграды. В целом, студенты университета добиваются значительного прогресса. Совершенствуется система приёма экзаменов и рассматривается возможность в качестве выпускных испытаний проводить защиту дипломной работы. Студентам прививаются ораторские навыки, они обучаются основам практики медитации. Университет поддерживает теплые отношения с правительством штата Бихар, которое выдвинуло предложение о разработке программы по подготовке критического издания, а также перевода на хинди и английский языки санскритских текстов, привезённых из Тибета Рахулом Санкритьяяном. В это же время правительство штата Мадхья-Прадеш выразило желание привлечь университет к разработке учебного курса по буддизму для Университета Санчи. В заключение директор попросил Его Святейшество торжественно представить несколько изданных университетом научных книг на санскрите, хинди и тибетском языках, среди которых были работы профессора Рам Шанкара Трипатхи и профессора Еше Тхабкхе. Его Святейшество с теплотой в голосе ответил: «Два поколения тибетских и индийских учёных усердно трудились здесь вместе и добились значительного успеха. Я очень рад представить эти книги, которые служат ярким доказательством этого прогресса». «Тем не менее, - предупредил Его Святейшество, - иногда, когда всё идет хорошо, мы начинаем воспринимать такой ход вещей как нечто должное, и успокаиваемся, довольствуемся достигнутым. Мы должны продолжать усердно трудиться и искать новые возможности для совершенствования». Он сказал, что произведения ученых прославленного университета Наланда – это плоды мудрости, а не просто сухие философские умопостроениями, и сегодня они имеют особое практическое значение. Не будет преувеличением сказать, что с тех пор, как Шантаракшита утвердил буддизм в Тибете, это великое наследие достигло существенного развития и в таком виде сохранилось до настоящего момента. Учебная программа реализуется на протяжении уже приблизительно 50 лет, но пока не было активного взаимодействия с внешним миром. Университет предоставляет возможность обучения в академической атмосфере и определённых контактов с научным миром за границей. Его Святейшество призвал своих слушателей – как студентов, так и преподавательский состав – читать тексты, входящие в свод Кангьюра и Тенгьюра, и в очередной раз напомнил о необходимости изучать эти труды и применять знания на практике. Эти многотомные собрания, по его словам, могут принести огромную пользу всему миру. «Счастье базируется на безупречной нравственности. Этому учат все религиозные традиции, а их основатели остаются источником великого вдохновения. Однако сегодня поведение многих их последователей не отвечает установленным требованиям. Поэтому, недостаточно призывать людей вести себя определённым образом, поскольку так предписывает религия. Мы должны предложить им возможность поступать так, потому что это может принести им пользу и сегодня, и в долгосрочной перспективе». «Если люди будут лучше разбираться в работе ума, они поймут, что приносит долговременное счастье. Внутреннее развитие включает в себя заботу о благополучии других живых существ. Подготовка этих книг к изданию – это прекрасно, но следующим шагом нужно извлечь из них то, что может помочь обычным людям в их повседневной жизни, что может помочь им жить более позитивной жизнью. Это будет нашим вкладом в программу развития светской этики». Высказывая слова благодарности, профессор Еше Тхабкхе назвал Его Святейшество «другом всех живых существ» и поблагодарил его за обширные учения, проводимые в это особое время, когда буддийская культура в Тибете практически уничтожена. Он высказал своё мнение, что студенты получат небывалое вдохновение от услышанных слов, и призвал их надолго сохранить это вдохновение в своем сердце. Он закончил следующими словами: «Я прошу Вас жить ещё очень долго ради блага всех живых существ; пусть Ваши драгоценные советы распространяются как можно шире и дальше, и приезжайте в наш университет снова и снова». После обеда Его Святейшество совершил краткое паломничество к великой ступе Дхамек, расположенной неподалёку от университета. Приветствуя большое количество ожидавших его по дороге людей, Далай-лама совершил полный обход вокруг древнего монумента. Затем он направился в Мулагхандакути Вихару, буддийский монастырь, принадлежащий обществу Махабодхи. Бхикшу из Шри-Ланки встретили Далай-ламу в воротах и проводили в храм, где он зажёг ритуальный светильник. Монахи открыли шкатулку с реликвиями, извлеченными из ступ в Таксиле (Такшашиле) на территории современного Пакистана, и Его Святейшество выразил им знаки почтения. Он снова совершил обход вокруг святилища и присел для совершения молитвы. После этого он совершил обход вокруг храма Дхаммачакра-сутта. Последняя остановка была сделана в тибетском монастыре. Он был основан в 1955 году Тхубтеном Джунге, более известным как Гьен Го-сер, а после смерти основателя завещан Его Святейшеству. Далай-лама передал управление монастырем департаменту ЦТА по делам религии и культуры, в настоящее время права собственности принадлежат фонду «Лхадан чотрул монлам траст». С тех пор, как монастырь был передан фонду, он начал оказывать поддержку паломникам. В своей речи калон ЦТА по делам религии Пема Чинджор вспомнил, как Ангрупа Лахоули, ученый из Пенджабского университета, однажды рассказал ему, что хотя Гьен Го-сер не получил обширного образования, он горел желанием купить здесь землю и основать на ней монастырь. Это потребовало огромной решимости и оказало помощь тибетскому сообществу. Говоря о фонде, он сказал что Монлам или Великий молитвенный фестиваль, проводится на протяжении уже около 600 лет, начиная с того момента, когда он был впервые проведён Чже Цонкапой в Лхасе. Цель фонда – сохранить эту традицию для будущих поколений. В ответной речиЕго Святейшество вспомнил свой приезд сюда с Панчен Ринпоче в 1956 году, в то время здесь было лишь небольшое здание. Когда он приехал в 1959 году монастырь разросся. Его наставник, Триджанг Ринпоче, часто жил здесь зимой и расписывал ему, какой вкусный здесь йогурт. «Было бы хорошо, если бы вы могли предложить посетителям книги о Дхарме и Тибете. Буклеты, повествующие об истории тибетского буддизма, были бы полезны для паломников. Вы могли бы разработать для них небольшие программки с наставлениями. Например, было бы хорошо, если бы люди узнавали, что истоки тибетского буддизма берут начало в традициях университета Наланды». Затем Его Святейшество поставил подпись и, в соответствии с традицией, отпечаток большого пальца на документах, завершающих передачу прав собственности на землю и монастырь фонду «Лхадхан чотрул монлам траст». По завершении мероприятия он вернулся в свою резиденцию в университете. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) Перевод: Юрий Пучко dalailama.ru |