Сохраним Тибет > В Сиккиме с нетерпением ждут визита 17-го Кармапы

В Сиккиме с нетерпением ждут визита 17-го Кармапы


23 января 2013. Разместил: savetibet
17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже, духовный лидер линии тибетского буддизма школы карма кагью, имеет множество приверженцев среди российских буддистов, надеющихся на его визит в нашу страну. К сожалению, пока поездки буддийского учителя, временная резиденция которого находится в Дхарамсале, крайне ограничены, поскольку его перемещения даже внутри Индии приходится согласовывать с чиновниками нескольких министерств. Но есть надежда, что 2013 год принесет благоприятные сдвиги.

На новостном сайте iSikkim есть заметка о прошедшей 8 ноября в Дели встрече, в ходе которой главный министр штата Сикким Паван Чамлинг (Pawan Chamling) и министр внутренних дел центрального правительства Сушил Кумар Шинде (Sushil Kumar Shinde), назначенный на этот пост в августе, обсуждали вопрос о визите Кармапы в Сикким. Паван Чамлинг напомнил о разрешении для Кармапы посетить Сикким во время церемонии открытия Buddha Park в Равангле, намеченной на третью-четвертую неделю марта, когда Далай-лама будет благословлять верующих из Сиккима и окрестных мест. Министр внутренних дел обещал положительно рассмотреть этот и другие вопросы, касающиеся фундаментальных прав жителей Сиккима.

Возможно, об этой встрече упоминается в статье, появившейся в блоге India Ink на сайте New York Times, которая посвящена проблемам, связанным с визитом Кармапы в бывшее королевство, присоединенное к Индии в 1975 году. Журналистка Анджани Триведи (Anjani Trivedi) встретилась с некоторыми государственными чиновниками, а также с монахами монастыря Румтек, вступившими в 13-й год ожидания приезда духовного учителя.

"Мы пали духом ‒ учитель все не едет", ‒ посетовал в разговоре с ней монах Карма Еши, наставник монастыря в Гималаях, где проживают 150 монахов. “Это как дом без отца”, ‒ поясняет он. Духовный учитель, которого монахи с таким нетерпением хотят увидеть, это 27-летний Oргьен Тринлей Дордже, лидер буддийской школы кагью, одной из четырех главных школ тибетского буддизма.

В Сиккиме с нетерпением ждут визита 17-го Кармапы
В Румтеке. Фото: NativityInBlack

В тибетском буддизме подчеркивается значение встречи с Кармапой. Учения школы кагью передаются от учителя к ученику, а на сайте кагью говорится, что "все великие учителя кагью считают Его Святейшество Кармапу воплощением и источником всех благословений линии".

Получив официальный статус беженца в 2001 году после побега из Тибета в конце декабря 1999-го, молодой Кармапа в настоящее время обосновался в Дхарамсале, в тантрическом университете Гьюто. Однако с 2000 года индийское правительство, ссылаясь на соображения безопасности, препятствует въезду 17-го Кармапы в Румтек и штат Сикким.

Чтобы выехать за границу Дхарамсалы, Кармапе необходимо предварительное согласование с различными государственными ведомствами и министерствами, и как только он отправляется в путешествие, ему предоставляется охрана, заявил чиновник министерства внутренних дел, пожелавший остаться анонимным, поскольку он не уполномочен выступать в прессе.

Румтек является наиболее важным центром традиции кагью за пределами монастыря Цурпху в Тибете. Румтек также оказался местом обширного конфликта, поскольку различные группировки ожесточенно спорили, кто является подлинным Кармапой. По крайней мере, еще две заявили о претензиях на этот титул, но и Далай-лама, и китайское правительство официально поддерживают Оргьена Тринлея Дордже. Драгоценные реликвии монастыря также стали источником противостояния между двумя соперничающими группировками, что приводило даже к физическим стычкам.

Закрытый монастырь и община в Румтеке располагают едва ли не военным гарнизоном, так как пограничные войска Индии патрулируют его 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Хотя некоторые говорят, что подразделения индо-тибетской пограничной полиции, которые также стерегут близлежащую границу между Индией и Китаем, охраняют сокровища и символы власти в монастыре, другие полагают, что эти подразделения размещены там после столкновений между монахами. "Из-за этого монахи и буддийское сообщество в целом упали духом", ‒ указывает Карма Еши.

По словам вышеупомянутого чиновника министерства внутренних дел, у правительства есть две проблемы, касающиеся разрешения на приезд Кармапы: его безопасность и судебная тяжба по поводу прав собственности на реликвии.

Кое-кто из госчиновников выражает уверенность в том, что в правительстве страны полагают: Кармапа ‒ шпион. "Существует стойкое ощущение, что он может быть агентом Китая", ‒ сказал один госчиновник, не пожелавший обозначить себя, так как не уполномочен выступать публично по этому вопросу.

В 2011 году Кармапа попал под пристальное внимание служащих индийской полиции ‒ после того, как в его резиденции в Дхарамсале были обнаружены мешки с иностранной валютой. Это вызвало еще больше подозрений со стороны правительства. Адвокат Кармапы заявил, что эти деньги являются пожертвованиями от приверженцев со всего света.

Присутствие Кармапы является "очень и очень чувствительной" проблемой, в которую вовлечены несколько министерств, включая министерство иностранных дел, заявил все тот же чиновник министерства внутренних дел, хотя он отрицает, что это как-то связано с безопасностью. Тем не менее, этот чиновник подчеркнул: "Он живет здесь, так что наша обязанность защищать его. Румтек ‒ спорный вопрос, и не в его интересах ехать туда, потому что есть другие претенденты. Все очень просто".

"Правительство Индии приняло политику ухода от любого противоречия по поводу преемника. Мы не выступаем в пользу или в поддержку кого-либо. Эта политика имеет последовательный характер – каким было это дело 10 лет назад, таким и осталось", ‒ добавил он.

Правительство штата Сикким поддерживает монахов кагью. Главный министр Паван Чамлинг, который управляет Сиккимом на протяжении 18 лет, неоднократно обращался к Манмохану Сингху, премьер-министру Индии, чтобы Кармапе позволили посетить штат.

"Главный министр поднял этот вопрос, когда в последний раз посещал Дели, ‒ сообщил India Ink представитель правительства штата. ‒ По крайней мере, если не разрешаете ему посетить Румтек, его официальный трон, позвольте ему посетить Сикким и благословить жителей Сиккима, которые являются его большими приверженцами. Но даже этого правительство Индии не делает".

Как говорят чиновники министерства внутренних дел, которое занимается в основном вопросами безопасности внутри страны, их ведомство не хочет рисковать его безопасностью. В конце концов, указывают они, ответственность за его безопасность лежит на центральном правительстве, а не на правительстве Сиккима.

Карма Еши из монастыря Румтек считает, что это проблема носит отнюдь не локальный характер, так как Индия ‒ как родина буддизма ‒ является местом паломничества для всех буддистов, учителей и монахов. "Это имеет большое значение не только для проблемы, связанной с Кармапой, но и для буддизма вообще. Буддийская Дхарма происходит из Индии, из Индии она пришла в Китай, из Китая в Тибет – вот как появилась эта линия", - отметил влиятельный монах.

Невозможность встретиться с Кармапой ничуть не меньше, чем настоящая трагедия для этих тибетских буддистов. "Мы уже прождали достаточно долго", ‒ говорит 24-летний гид монастыря Монай Рай (Monay Rai), родившийся и выросший внутри общины Румтека.

"Иногда, когда приезжает какой-нибудь важный человек, ВИП, пожилые люди говорят мне: “Пожалуйста, скажите ВИПу, чтобы помогли нам, чтобы позволили [приехать] нашему гуру. Мы не можем путешествовать, и наша мечта состоит в том, чтобы перед смертью увидеть здесь Кармапу".

Валерий Никольский
по материалам блога India Ink на сайте New York Times