Сохраним Тибет > Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 54-й годовщины тибетского народного восстания

Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 54-й годовщины тибетского народного восстания


10 марта 2013. Разместил: savetibet
Заявление сикьонга Лобсанга Сенге по случаю 54-й годовщины тибетского народного восстанияВ этот день в 1959-м году тысячи тибетцев со всего Тибета (из У-Цанга, Кама и Амдо), выходцев из самых разных слоев общества, собрались в Лхасе, чтобы выразить протест и оказать сопротивление китайскому вторжению и оккупации Тибета. Мы дети этого трагического и одновременно чрезвычайно важного момента в богатой, уникальной двухтысячелетней истории Тибета. Сегодня мы собрались здесь, чтобы вновь присягнуть на верность делу мужественной борьбы, начатой самоотверженным старшим поколением тибетцев. Стремление к свободе, двигавшее ими во время эпохальных событий 10 марта 1959-го года, – это маяк, который сегодня направляет нашу борьбу за соблюдение основополагающих свобод, уважение достоинства и национальной самобытности тибетского народа.

Непрерывный порочный круг репрессий и народное негодование находят выражение в том, что огромное количество тибетцев предает себя огню. С 2009 г. 107 тибетцев совершили самосожжения, в том числе 28 ноября 2012 г. непосредственно накануне и во время XVIII съезда Коммунистической партии Китая. Из них 90 человек погибли. Этот трагический итог, пожалуй, не имеет прецедентов в мировой истории. Большинство совершивших самосожжение ‒ монахи, но были среди них и тибетцы из самых разных социальных слоев – кочевники, крестьяне, учителя и учащиеся из всех трех традиционных провинций Тибета: У-Цанга, Кама, Амдо, а также из столицы, Лхасы.

Среди причин, толкающих тибетцев на самосожжения, первостепенное значение имеют китайская оккупация и репрессии со стороны правительства. Тибетцы становятся свидетелями и объектом постоянных нападок Китая на тибетскую буддийскую цивилизацию, на самые основы национальной самобытности и достоинства тибетского народа. Их глубоко возмущает стремление Китая демонизировать Его Святейшество Далай-ламу. Они с тревогой взирают на потоки китайских переселенцев, которые устремляются в Тибет, отбирая у тибетцев рабочие места, землю и само будущее, попутно превращая тибетские деревни и города в «чайнатауны». Тибетцы противятся насильственному перемещению сотен тысяч кочевников с их пастбищ в постоянные гетто, которое обрекает на обнищание прежде самодостаточные семьи. У них на глазах в результате деятельности, направленной на развитие, но больше напоминающей колонизацию, в ненасытный Китай вывозят тибетские природные ресурсы на миллиарды долларов. По правде сказать, такая политика наводит на мысли, что Китаю нужен Тибет, а не тибетский народ.

Если же кто-то из тибетцев выразит хоть малейшее неудовольствие в ответ на все эти нарушения, он рискует, оказавшись в руках служб безопасности, получить длительный срок тюремного заключения, быть подвергнутым пыткам, публичному унижению или пропасть без вести. Жестокие наказания и запрет на мирные протесты вынуждают тибетцев предавать себя огню. Они предпочитают смерть молчаливому подчинению китайским властям. Недавно предпринятые властями шаги в сторону криминализации актов самосожжения и преследований в отношении членов семей и друзей совершивших самосожжение тибетцев путем фиктивных судебных процессов, скорее всего, лишь продлит цепь самосожжений и репрессий и повлечет за собой новые огненные акты.

Через различные средства массовой информации Кашаг неоднократно обращался к тибетцам в Тибете с категорическим призывом воздержаться от самосожжений как формы протеста. Жизнь драгоценна, и, будучи людьми, мы не хотим, чтобы кто-то умирал столь ужасной смертью. Как буддисты мы молимся о душах погибших. Наша святая обязанность как тибетцев поддерживать стремления наших соотечественников в Тибете: к возвращению в Тибет великого Далай-ламы, свободе и единству всего тибетского народа.

У Китая есть единственный способ изменить это бесчеловечное и тяжелое положение в Тибете: отказаться от жесткой политики и проявить уважение к чаяниям тибетского народа.

В решении тибетского вопроса Кашаг всецело привержен подходу Срединного пути, который заключается в стремлении к подлинной автономии тибетцев. Его Святейшество Далай-лама XIV показал, что это наиболее жизнеспособный и устойчивый подход. Тщательно все обсудив и взвесив, тибетский парламент в эмиграции единогласно принял подход Срединного пути. Его поддерживают тибетцы как в самом Тибете, так и за его пределами, он получил одобрение правительств ключевых зарубежных стран, мировых лидеров и лауреатов Нобелевской премии мира. Этот подход, в частности, находит все большую поддержку среди китайской интеллигенции, ученых и писателей.

Сегодня Кашаг надеется, что новое китайское руководство поймет, что такой прагматический политический подход, удовлетворяющий интересам и тибетцев, и китайцев, представляет собой беспроигрышное решение. В 2002 г. возобновление диалога между представителями тибетского и китайского руководства дало тибетцам надежду на мирное решение тибетского вопроса. К сожалению, безвыходное положение, в которое зашел сегодня процесс диалога, поколебало эту надежду. Мы надеемся, что проходящее сейчас Всекитайское собрание народных представителей подаст положительные знаки тибетцам и международному сообществу. Мы, со своей стороны, полагаем, что суть первична, а процесс вторичен, и готовы вступить с китайскими лидерами в диалог по существу где угодно и когда угодно.

Мы выражаем глубочайшую признательность народу и правительству Индии. Мы также выражаем огромную благодарность всем правительствам, международным организациям, группам поддержки Тибета и лично каждому из наших сторонников во всем мире за их резолюции и заявления [по тибетскому вопросу], за решительную и щедрую поддержку. В то же время мы считаем, что настал момент, когда правительства и международное сообщество должны предпринять конкретные шаги, чтобы подтолкнуть китайское правительство к началу полноценного диалога с тибетским руководством.

Мы призываем международное сообщество оказывать давление на китайское правительство с тем, чтобы оно позволило верховному комиссару ООН по правам человека приехать в Тибет, а также предоставило доступ в регион дипломатам и представителям международных СМИ. Только так можно будет получить правдивую информацию о тяжелом положении в Тибете и положить конец самосожжениям.

Кашаг объявил 2013 год годом кампании солидарности с Тибетом. Все наши многочисленные мероприятия проводятся мирно, на законных основаниях и с достоинством. Тысячи тибетцев и их индийских друзей собрались 30 января в Нью-Дели для участия в четырехдневной кампании, организованной Центральной тибетской администрацией. Многие видные индийские деятели и представители различных партий приняли в ней участие и выразили свою поддержку Тибету. Сегодня тибетцы и их друзья проводят в Брюсселе митинг солидарности с Тибетом. В этом месяце тибетцы в Северной Америке и на других континентах организуют дни тибетского лобби. Основной лозунг, с которым мы просим выступить, можно выразить тремя «д»: деволюция, демократия и диалог.

Сегодня тибетцы переживают самые темные времена в своей истории. Характер народа определяется тем, как он встречает бедствия, выпадающие на его долю. Под просветленным руководством Его Святейшества великого Далай-ламы мы встретили брошенный нам вызов с исключительным единством, стойкостью и достоинством. Я горячо молюсь о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы.

В заключение я вновь хотел бы отдать дань уважения нашим братьям и сестрам в Тибете. Кашаг глубоко ценит выражения поддержки и солидарности, полученные от тибетцев в Тибете и за его пределами. Опираясь на единство, уверенность в своих силах и инновации в качестве основополагающих принципов, мы полны решимости осуществить чаяния всего тибетского народа с тем, чтобы в недалеком будущем мы все могли наслаждаться свободой и достоинством, которые заслужили по праву.


10 марта, 2013
Дхарамсала


Перевод: Наталья Иноземцева