Сохраним Тибет > Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала
Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала17 марта 2013. Разместил: savetibet |
Фальсификации истории в российском Интернете
В русскоязычной блогосфере в нескольких версиях распространяется статья о том, какой ужасный режим господствовал в Тибете до его «мирного освобождения» Китаем – например, rkrp-rpk.ru, livejournal.com (1), meld.gorod.tomsk.ru, k-istine.ru, newsland.com, livejournal.com (2), topwar.ru, blogspot.ru, planeta.moy.su, ru-an.info, wordpress.com и многие другие. Озаглавлена она «Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала» (встречаются и другие названия). Мы обычно не цитируем блоги, но эту статью нельзя обойти вниманием: она распространяется уже несколько лет и так растиражирована, что нет смысла давать ссылку на какой-то конкретный блог или еще раз воспроизводить всю статью. Это большой текст с описаниями «ужасов феодализма», сопровождаемый жуткими фотографиями. «Переживающие за находящегося в изгнании Далай-ламу эти фото о тибетском рае никогда не опубликуют. Смотрите их сами». Ну почему же? Мы воспроизводим эти фотографии, тем более что происходят они с китайских сайтов, в том числе – сайтов посольств КНР в разных странах: www.fmprc.gov.cn, www.embajadachina.es, md.china-embassy.org, www.chinese-embassy.org.za, www.chinaembassy.bg, и официальных новостных сайтов КНР – например, chinatibet.people.com.cn, english.people.com.cn, www.chinadaily.com.cn. Более того, мы попросили прокомментировать их специалистов по Тибету: С.Л. Кузьмина – автора книги «Скрытый Тибет: история независимости и оккупации» (Москва, 2010; Улан-Батор, 2011; Dharamsala, 2011); Т.Л. Шаумян – автора книги «Tibet: Great Game and Tsarist Russia» (New Delhi: Oxford University Press, 2000), и А .А. Терентьева – главного редактора журнала «Буддизм России». Но вначале приведем комментарии на «Правду о Тибете» в целом. *** С.Л. Кузьмин: Блоги – вещь, чуждая мне. Известно, что в них встречаются экстремистские материалы. Один из них – рассматриваемая статья: она направлена на возбуждение ненависти и вражды по признаку отношения к религии (а именно, к одной из традиционных религий России). Причем для этого использованы материалы из-за границы: они впервые появились в КНР во времена правления Мао Цзэдуна и с тех пор распространяются по разным странам. Впрочем, важнее оценить их достоверность. От кого Мао «мирно освобождал» Тибет? Конечно, от западных империалистов и местных феодалов. Теперь это звучит так: «Западная пропаганда вбила в голову странное клише „оккупация Тибета“. Запад мягко забыл, что почти тысячу лет до 1959 г. Тибет был частью Китая, и только несколько десятилетий японской оккупации и гражданской войны находился вне юрисдикции центрального китайского правительства. Если кратко, то и в 1959 особой надобности в „оккупации“ у Китая не было. Надобность появилась, когда США сообразили, что ракета средней дальности, помещенная на высокогорье на 4–5 тысяч метров над уровнем моря, превращается в ракету очень высокой дальности». Тут что ни мысль, то перл. Оказывается, Тибет был частью Китая где-то с периода 5 династий и 10 царств (907 – 960 гг.). Так не пишут даже в КНР. Там обычно заявляют, что Тибет неизменно находился под управлением центрального правительства Китая с середины XIII в., когда он вошел в пределы Юаньской империи (например, http://www.fmprc.gov.cn). Это, кстати, тоже неверно. Тибета нет в официальном перечне юаньских территорий. Отношения правивших в Тибете лидеров буддийской школы Сакья с юаньскими монархами – это отношения «наставник – покровитель», а не «вассал – сюзерен». Кроме того, Хубилай провозгласил «династию» Юань для всей Великой монгольской империи, а не только своего личного удела, в который завоеванный Китай входил, как одна из частей. Хубилай – это великий монгольский хан, формальный правитель всех земель завоеванных монголами. Все монгольские ханы, в том числе и Золотой Орды, считались его вассалами. Если считать, что Тибет был частью империи Юань и делать из этого вывод, что он был частью Китая, то столь же справедливо считать частью Китая и Русь, покоренную монголами. Забавная логика, не правда ли? Да и перед приходом к власти Мао, выходит, Тибет находился под юрисдикцией центрального китайского правительства… Зачем тогда понадобилось соглашение из 17 пунктов о его «мирном освобождении»? Оказывается, чтобы пускать с высоких гор ракеты средней дальности – несмотря на техническую нецелесообразность этого (как минимум) в то время. Почему-то пусковые установки таких ракет в США и СССР стояли отнюдь не на горах… Примерно тогда же, «в течение 1960-х гг. тибетское эмигрантское сообщество получало $1.7 миллиона в год от ЦРУ». Возможно. Но и коммунистическая партия Китая (КПК) пришла к власти и удержала ее лишь благодаря иностранной поддержке на сотни миллионов долларов (со стороны И.В. Сталина). Все это показывает уровень знаний тех «аналитиков» и блоггеров, которые сводят новейшую историю Тибета к проискам США. Они удивляются: «Почему высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться? Почему страна монастырей не уперлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье?» Потому что надо читать историю, а не выполнять политические заказы. Тогда можно узнать, что, несмотря на отсутствие современного оружия, сопротивление китайской оккупации было долгим и упорным: поднялась значительная часть тибетского народа, повстанцы контролировали целые районы, а партизанские действия длились в общей сложности почти 20 лет. Конечно, феодальный Тибет не был идеальной страной (а какая была?). Но не стоит думать, что в старом Тибете 2/3 населения составляли «рабы и крепостные», не желавшие защищать теократический строй от китайских «освободителей». В восстаниях и партизанской войне 1950-х – 1960-х гг. против КНР участвовали в основном простые тибетцы. Народ защищал тот самый традиционализм, от которого его «освобождали» коммунисты. Против феодалов народных восстаний не было, а вот пришли «освободители» – и восстания начались. Недовольство продолжается до сих пор – теперь уже в виде самосожжений. По заявлениям китайских властей, тибетцы делают это по наущению из-за границы. Какой здравомыслящий человек такому поверит? Тем более, в доказательство приводятся лишь выбитые в тюрьме признания, а китайские власти делают все, чтобы скрыть от мира правду. Главный упор в рассматриваемой статье делается на издевательства феодалов над рабами. Начнем с того, что рабов в Тибете не было вообще. Сторонники китайской политики «рабами» обычно называют домашних слуг и бедных зависимых крестьян старого Тибета, а «крепостными» – крестьян-арендаторов. Они имели судебное установление личности, доступ к суду и т.д. К землевладельцам их, действительно, привязывали обязанности по аренде земли и долги. Эти люди не были имуществом, землевладелец не имел права их унижать, морить голодом и пытками. Еще в 1909 г. Далай-лама ХIII издал указ, по которому каждый крестьянин мог, в случае дурного обращения со стороны хозяина, подать жалобу Далай-ламе напрямую или через губернатора. Если помещик сильно избил слугу, он должен был вызвать врача. Он не имел права рубить руки и ноги. Такие наказания «на местах» могли налагать только губернаторы и только за серьезные преступления: разбой, крупное воровство и т.п. Ослепление действительно назначалось в старое время – за крупные политические преступления. В январе 1913 г. Далай-лама ХIII своим указом вообще отменил эти наказания, оставив смертную казнь и ампутацию лишь за особо тяжкие преступления. С тех пор ампутация практиковалась редко. Например, последним ослеплен был министр Луншар в 1934 г., причем долго не могли найти человека, который помнил бы эту технологию. Но на местах жестокие наказания, в том числе незаконные, вероятно, были и позже. Важно иметь в виду, что тибетское правительство не контролировало большие территории, особенно на севере. Многие племена там привыкли жить на особицу, власть там принадлежала местным вождям. Обширные территории контролировали китайцы. Некоторые из них использовали те самые пытки против тибетцев, в которых последних обвиняет современная китайская пропаганда. После «мирного освобождения» в Тибете был всплеск насилия во время антикитайского восстания и маоистской культурной революции. В эти детали китайская и прокитайская пропаганда не вдается. Взамен предлагаются искажения фактов, картинки орудий пыток, сохранившихся со стародавних времен и т.п. А ведь в тибетских монастырях (в наши дни в основном в Индии и Бутане) можно увидеть старинные луки, копья и кольчуги – может быть, их тоже использовали тибетцы в 1950-х гг.? Это не менее логично, чем выдавать старинные орудия пыток за новые, или фотографировать в старых тюрьмах свежепринесенных скорпионов. Кто-то выдумал, будто ламы любили обвешиваться оберегами из отрубленных конечностей, а «рабов» убивали, чтобы из их костей делать ритуальные предметы. Это полностью противоречит букве и духу буддизма, фактам истории. Сфотографированные черепа и сушеные руки сами по себе ничего не доказывают. Это реликты маоистской пропаганды 1950-х – 1960- х гг. В Амдо и Каме, а затем в У – Цанге в те годы велось подавление восстаний и коммунистические реформы, пропаганда и массовые расправы над «классовыми врагами». Жителей сгоняли на митинги, где под угрозой смерти заставляли обвинять, бить, а иногда убивать феодалов и монахов. Позже маоисты сгоняли тибетских крестьян на обязательные митинги «горькой памяти». Надлежало под бдительным присмотром китайцев рыдать и жаловаться друг другу на «жестокости феодалов». Митинги «горькой памяти», но с другими жалобами, собирали и в Китае: там надо было отвлечь людей от лишений из-за экономических провалов Мао Цзэдуна. Все это использовалось, в основном, для внутренней пропаганды в КНР. А для международной пропаганды КПК организовывала режиссированные турне приглашенных красных журналистов (например, М.Г. Домогацких, А.-Л. Стронг и других). Им показывали выставки костей «убитых рабов», «пыточного оборудования», рассказывали об отрубании рук, угнетении, выступали «очевидцы» и «выжившие жертвы» (попробовали бы они сказать что-то не то!), разыгрывались целые спектакли. Корреспонденту «Правды» В.В. Овчинникову рассказывали даже о закапывании детей под храмы. Мне старики-тибетцы говорили, что эти истории вошли в обиход лишь после «мирного освобождения» Китаем. Полезно вспомнить, что в России после Октябрьской революции 1917 г. религиозные предметы и мощи православных святых большевики также использовали для атеистической пропаганды, устраивали выставки, экспонировали в музеях и т.п. (например, ricolor.org). Сохранилось немало пропагандистских фото- и кинокадров, сочинений членов «Союза воинствующих безбожников» и т.п. Только сейчас в России все это не тиражируется как «доказательство» благотворности социалистической революции и воинствующего атеизма. Зато в виде источников по истории Тибета приводят писания людей, не имеющих к ней отношения. Впрочем, не только. Со ссылкой на известного тибетолога М. Гольдштейна пишут: «Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета». Далее следуют рассказы о том, как Далай-лама I «превратился» в третьего, как пятеро Далай-лам были убиты своими придворными, как школа Гэлуг в XVII и XVIII в. разгромила школу Карма-Кагью и не желала проявлять терпимость к другим буддийским школам. Увы, Гольдштейну приписали чужие слова. Эта чушь происходит из сочинения левого писателя М. Паренти «Дружественный феодализм: миф о Тибете» (www.left.ru). В действительности, титул Далай-лама впервые дал монгольский Алтан-хан. А войско «китайского императора» на самом деле оказало поддержку Далай-ламе VII – который был намного позже. Войско это послал маньчжурский император Сюанье (девиз правления – Канси). Правил он империей Цин, в зависимость от которой был поставлен Тибет. Империя Цин – это не Китай. Это многонациональное государство, созданное маньчжурами, которое включало Китай как завоеванную часть. После Синьхайской антиманьчжурской революции, начавшейся в 1911 г., Китай снова стал независимым государством – национальным государством ханьцев, не имевшим никаких прав на Тибет (подробнее см. статью в научном журнале: www.tuva.asia). Убийство пяти Далай-лам своими придворными – не более чем догадки. Школа Кагью не была разгромлена Гэлуг. Она сохранилась до нашего времени как одна из наиболее влиятельных в тибетском буддизме. Действительно, религиозные войны в средние века в Тибете имели место, и школы Гэлуг и Кагью противостояли друг другу. Но это не были «войны между школами», боролись между собой светские правители, покровительствовавшие той или иной школе – и через них разные буддийские ордена втягивались в противостояние. Например, восстанием в Цанге в XVII в. руководил его правитель Цанпа-хан, которому была невыгодна централизация Тибетского государства Далай-ламами. Цанпа-хан опирался на поддержку опекаемых им лидеров Кагью. При этом надо отметить, что войны в средневековом малонаселенном Тибете были куда менее масштабны, чем те, которые вели христиане и мусульмане под эгидой своих религий. А что уж говорить о революционных войнах за победу коммунизма… Сочинение Паренти цитируют и под его собственным именем, но его грубым ошибкам в истории я уже посвятил довольно мест в книге «Скрытый Тибет» (www.savetibet.ru). Есть и другие западные пропагандисты его уровня. Если кто-то хочет читать фальсифицированную историю, то уж лучше брать первоисточники на пропагандистских сайтах КПК. Обличители феодализма пишут: «Большинство из тех, кто формировал мифы о Тибете либо там никогда не были, либо были там уже после того, как сформировали о нем свое совершенно определенное мнение, а таких людей не переубедишь, даже в том случае, если бы ламы у них на глазах, начали готовить в пищу младенцев». Похоже, с себя писали… А вот про поедание младенцев (правда, без участия лам) я нашел – в комментариях к одной из перепечаток обсуждаемой статьи. Только они не про феодальный Тибет, а про современную КНР. Фотографии тоже весьма выразительны: www.vgorode.ru, vk.com, blog.kp.ru. Вероятно, это опять же позаимствовано с иностранных сайтов, например:theseoultimes.com, blogspot.ru. Однако не буду уподобляться пропагандистам. Правда это или нет, я не знаю, т.к. вопрос этот не изучал. Ведь все свидетельства должны быть точно документированы. Это касается и «ужасов феодализма» в Тибете. О каждом приводимом свидетельстве надо знать, когда, где и при каких обстоятельствах это произошло. Было наказание законным или нет? Контролировало ту местность тибетское правительство или нет? Общее у фотографий, «обличающих» феодализм в Тибете – отсутствие атрибуции. Нельзя сказать, где правда, где искажения, где подделки. Наконец, важна статистика: насколько часты были случаи жестоких наказаний в Тибете ХХ в.? Пока такой статистики нет. Отдельные случаи жестокостей мы встречаем во всех странах во все времена, и даже сегодня. *** Т.Л. Шаумян: С большим вниманием, если не сказать озабоченностью, я ознакомилась с материалом «Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала», размещенном на сайте городской социальной системы GOROD.TOMSK.RU. К сожалению, я не нашла там имен авторов текста и фотографий. Такого рода анонимность вызывает удивление и сомнения в достоверности и правдивости представленных материалов, не говоря уже об элементарном нарушении авторского права при их публикации. Прежде всего, о тексте. Автор касается фактов и событий трагических, поэтому использование т.н. «хлестких» выражений с элементами даже некоторой издевки, вряд ли здесь уместно. Создается впечатление, что автор смакует с садистской жестокостью издевательства, пытки и пр., без намека на сочувствие в отношении тех, о ком он пишет. Не вдаваясь в детали и подробности относительно компетентности автора в вопросах истории Тибета и Далай-лам и их взаимодействия с Китаем на протяжении веков, вызывают удивление его рассуждения о том, была или не была у Китая надобность в оккупации Тибета или о «сообразительности» США. Не выдерживают никакой критики утверждения, что тибетские воинские подразделения с их уровнем военной подготовки и видами оружия были в состоянии оказывать реальное сопротивление НОАК, опытному, обученному и хорошо вооруженному войску, прошедшему длительный путь вооруженной борьбы. Да и цитирование трудов иностранных авторов без точного указания названия работ, даты и места их опубликования, номера страниц приведенных цитат – все это не производит впечатления достоверности и надежности. Публикация анонимных фотографий вызывает еще большие сомнения в добросовестности авторов материала. Как представляется, подписи к этим фотографиям составлены достаточно «вольно». Каким образом без точного указания источника и точной даты и места сделанных снимков, имен их авторов можно использовать такие свидетельства для выдвижения столь серьезных обвинений? Каким образом авторы могут доказать, что на этих снимках изображено именно то, что указано в подписях? Судя по качеству публикуемых снимков, они вполне могли быть сделаны и в начале, и в середине ХХ в. Они могли быть сделаны как в Тибете, так и в самом Китае или в Монголии. Изображенные на них люди могли быть жертвами совершенно иных обстоятельств и лиц. На каком основании авторы утверждают, что Далай-лама в день рождения получал такие подарки, как головы, желудки и пр.? Кто может подтвердить, что на снимках изображены эти предметы, как подарки первосвященнику? Наконец, где доказательства, что эти снимки сделаны в Тибете? Как проверить, что показанные на снимках люди – это действительно рабы? Кто является их хозяевами? Что и сколько раз в день они едят? Кто, когда и кому отрубал ноги и руки? Можно ли безоговорочно утверждать, что орудия пыток использовались тибетскими «рабовладельцами», а не китайскими правителями Тибета? Такого рода вопросы можно задавать относительно практически всех представленных фотографий. Что касается обычаев погребения, то авторы должны были бы знать, что у каждого народа, тем более живущего в особых климатических условиях, могут быть свои, особенные обычаи, которые не могут и не должны быть предметом осуждения или, тем более, иронизирования. В целом же представленный материал представляется заказным и, по-видимому, щедро оплаченным, а отнюдь не результатом глубоких научных исследований добросовестных авторов. В любом случае, для доказательства любой версии развития событий в любой части мира использование недобросовестно подобранных, не подтвержденных ссылками на источники материалов можно считать, по меньшей мере, непорядочным. *** Ниже мы приводим обещанные фотографии и подписи к ним из статьи «Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала». Далее мы даем комментарии к ним С.Л. Кузьмина (обозначаем их буквами «СК») и А.А. Терентьева (обозначаем их «АТ»). Фото 1. «Верхний ряд слева направо: Поделки тибетских лам из черепов казненных рабов — Обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса)» СК: Черепа умерших, бывает, распиливают и из верхней части делают ритуальную чашу капалу. Сейчас такие чаши из черепов (старые и новые) свободно продаются в антикварных магазинах ряда городов, например Лхасы, Улан-Батора, иногда Москвы. Кстати, части трупов широко используются и в других религиях, например в христианстве: http://magiedubouddha.com, livejournal.com Буддисты никогда не носили и не носят отрубленные руки у пояса или где-либо ещё. Кстати, как и черепа, высохшие руки трупов были в Тибете в изобилии: там принято «небесное погребение» (скармливание трупов грифам, перед этим труп обычно расчленяют). Достать все это не проблема. АТ: Убийство живого существа, и тем более человека (неважно из какого сословия) считалось и считается тягчайшим грехом. Так, до прихода китайцев Тибет был полон диких животных, на которых почти никто не охотился, реки были полны рыбы. Что касается использования черепов в качестве чаш – это наследие древнеиндийской йогической традиции, где череп символизировал уход от всего мирского. В Индии как и в Тибете умерших не закапывали, а просто относили на кладбище, где труп поедали дикие звери или птицы – поэтому недостатка в человеческих костях не было. «Раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина.» СК: Один крестьянин несет другого на спине. Есть ноги или нет, не видно. В другом случае про эту же картинку писали, что там крепостной несет чиновника (например, http://www.fmprc.gov.cn). Кстати, по одежде этот человек явно не чиновник. В третьем случае – что это крепостной несет хозяина (www.fmprc.gov.cn). Последняя версия особенно колоритна: оказывается, это был «тип барщины Ула». Ула – это транспортная повинность со времен монгольской империи Юань. Как транспортное средство использовались вьючные животные. В Центральной Азии был обычай переносить на спине старых родителей, немощных, детей и т.д. АТ: Вообще нет ничего странного, если один тибетец несёт другого – взглянем на современную фотографию: Фото 1а. Тибет, 2005 г. Архив АТ. «Нижний ряд слева направо: Раб и собака: одна подстилка на двоих — Раб в колодке — Женщина раб с отрубленной ступней». СК: Отдыхает путник, рядом тибетская собака (по нынешним меркам, породистая и дорогостоящая). – Арестанты со скованными руками и ногами (на одном китайском сайте, помнится, эта «женщина-раб» была обозначена как арестант, а про ступню не было сказано). АТ: Да, арестантов иногда выпускали из тюрьмы в колодках. Ну и что? Лучше уж погулять по базару в колодках, чем сидеть в современном СИЗО. Фото 2. «Слева: раб, которому хозяин за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов». СК: Напомню, что рабов в Тибете не было. Инструмент для ослепления сделан до ХХ в. Про этого человека говорили, что его ослепили то ли повстанцы за сотрудничество с китайцами, то ли хозяин. Говорят, в 1960-х гг. его всегда показывали иностранцам. – Справа сверху – плети. Верно: они применялись и в 1950-х гг. (для справки: в Великобритании розги в школе отменили только в 2003 г.). Справа снизу – не знаю что. Где-то читал, что это средства для переноса грузов. А может, и для сдавливания пальцев. Сделаны, похоже, давно, когда и где применялись – неизвестно. АТ: Что за штуки внизу – не знаю, может быть, устройство для сдавливания пальцев? Была такая китайская пытка… Во всяком случае, неизвестно кем и когда это применялось. Фото 3. «Места проживания рабов. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс». СК: Это не жилища рабов, а трущобы в старой Лхасе – так они и обозначены на сайте «Жэньминь жибао»: Фото 3а: english.people.com.cn. Вот их фото с другого ракурса (фото 3 б и 3в): 3б: Крепостные, сбившиеся в деревню попрошаек left.ru. 3в: "Картинка, показывающая квартал трущоб, называемый Пангчун в Лхасе, который был домом попрошаек" (например, de.chineseembassy.org). Попрошайки составляли отдельную гильдию со своей иерархической структурой. «Рабы», «крепостные», попрошайки – совершенно разные слои населения. АТ: Некоторые палатки на этой фотографии выглядят очень современно. Непохоже, что это старая фотография. Таких городков бомжей много на Востоке; даже в Японии я видел 5 лет назад, да и у нас, около Петербурга, по витебской ж/д. Фото 4. «Раб, держащий свою отрубленную хозяином руку». СК: Здесь я вижу лишь одно «доказательство» того, что это раб, что это его рука и что ее отрубил его хозяин, а именно: логотип «объективного» агентства Синьхуа. Фото 5. «Так жили рабы. Слева скарб, справа само семейство» СК: Интересно, зимой (при минусовых температурах) они жили там же? И не вымерзли – назло хозяину? Если серьезно, это просто нищие. Их и сейчас хватает в Тибете. Грустно вспомнить, как они иногда бросаются всем телом на горсть мелочи на асфальт, чтобы не успели схватить собратья по несчастью… АТ: И в Индии можно таких нищих увидеть… Фото 6. «Старый, умирающий раб» СК, АТ: Это просто старый бедняк. Таких можно увидеть в странах Азии, где нет рабства. Фото 7. «Рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо“ СК: Откуда это следует? Зато видны логотип Синьхуа, собрание детей в пионерских галстуках и, главное – один из них в кепке-"маоцзэдуновке». Скорее всего, это одно из собраний с пропагандой об «ужасах феодализма». АТ: По фотографии похоже, что это вообще не отрубленная рука (засохшие руки чернеют, как можно видеть на фото 4), а религиозный символ, какие и сейчас встречаются в китайских буддийских храмах: Фото 7а. Гонконг, 2008 г. Фото АТ. Фото 8. «Скованные по двое рабы» СК, АТ: Это заключенные одной из тюрем. Их иногда выпускали скованными, чтобы ходили по городу и получали подаяние. В старом Тибете было всего две тюрьмы и всего несколько десятков заключённых. В современном Большом Тибете десятки тюрем и зон. Заключенных – число их громадно – тоже держат в кандалах, иногда подолгу. Фото 9. «Умирающий ребенок-раб» СК: Нищий ребенок, страдающий крайней дистрофией. АТ: После подавления китайской армией тибетского народного восстания в стране начался голод, от которого по разным сведениям умерли десятки или сотни тысяч тибетцев. Вероятно, фотография сделана в это время. Фото 10. «Раб, с отрубленной хозяином рукой» СК: Неизвестно, чья рука, кто, когда и при каких обстоятельствах ее отрубил. Из китайских источников мне известно лишь, что это скотовод Пемо Хонгчин. Фото 11. «Тибетские рабы за работой» СК, АТ: Это крестьяне с орудиями производства. Фото 12. «Рабы за едой (ели они один раз в день)» СК: Бедняки за едой. АТ: Что они хотели сказать этой фотографией? У нас крестьяне на сенокосе тоже так едят, ну и что? Фото 13. «Этой рабыне всего 35 лет» СК: Женщин, столь рано состарившихся, мне доводилось видеть в советской глубинке… АТ: А я не уверен, что ей 35. Фото 14. «Мальчик раб и собаки: одна миска еды на всех» СК: Нищий ребенок в окружении собак. Кепка похожа на «маоцзэдуновку» – возможно, снято во время китайских репрессий и голода. АТ: У нас дети тоже любят кормить собак и кошек. Фото 15. «Ослепленный своим хозяином раб» СК: Похоже, все тот же слепой, что на фото 2. Фотография, скажем так, очень похожего человека есть во многих китайских публикациях. Везде он рассказывает, как его ослепляли. Его называют то рабом, то крепостным, то скотоводом. Фото 16. «Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность» СК: Комментарий тот же, что к фото 4 (только без логотипа Синьхуа). Помнится, в одной китайской книге его называли скотовод Дуйто из Амдо, которому якобы отрубил ногу племенной вождь. Фото 17. «Подарки Далай-ламе на день рождения: высушенный человеческий желудок, 2 головы, человеческая кровь, выделанная человеческая кожа» СК: На фото видно другое: отрубленные руки и 4 непонятных предмета. В китайских публикациях я видел пару бумаг на тибетском, что надо приготовить все это для религиозной церемонии. Из тех бумаг нельзя понять, кто, когда и зачем их написал, и предлагалось ли совершить убийство. Зато достоверно известно, что убийство принципиально противоречит буддизму и никогда не практиковалось в буддийских монастырях. Однако нельзя исключать, что кто-то занимался жертвоприношениями, прикрываясь буддизмом. Посмотрите, например, «Синюю летопись» Шоннупэла (есть русский перевод). Там рассказано о 18 разбойниках, которые занимались «испорченной тантрической практикой»: приносили в жертву людей. Шоннупэл писал, что их удалось вернуть на верный путь. Это было в XIII в. Есть сообщения, что реликты добуддийских практик, связанных с жертвоприношениями животных и людей, сохранялись до ХХ в. Вообще, архаичные верования в умах малообразованных людей часто смешиваются с религией (это видно на примере всех мировых религий). АТ: Представляю себе лицо Далай-ламы, если бы ему сделали такой подарок! Хотя если думать о прошлых веках – может быть что-то подобное и было возможно – ведь в европейской медицине различные органы умерших людей использовались в пищу, по крайней мере, до конца XVIII века, и считались драгоценным лекарством (см., например: ru.wikipedia.org). Может быть, что-то подобное было и в тибетской медицине. Но, конечно же, для этого брали органы павших воинов и т.п., а не убивали кого-то специально, тем более в буддийских странах. Фото 18. «Высушенная человеческая кожа» СК: В китайских пропагандистских материалах сказано, что это кожа «крепостных», снятая «хозяином». Неизвестно, где, кто, при каких обстоятельствах и для чего ее снимал. Снять кожу с трупа могли при все том же небесном погребении. Возможно, читателя из бывшего СССР не меньше заинтересует сдирание кожи красными во время пыток в чека, в том числе и китайцами. Это документировано (фотографии: swolkov.org (1) и swolkov.org (2); акты расследований: lib.ru) – в отличие от Тибета. АТ: Я слышал, что человеческую кожу использовали для каких-то медицинских ритуалов. Но никогда не слышал и даже представить себе не могу, чтобы для этого убивали человека – это было бы наигрубейшим нарушением основных принципов буддизма. Как говорят старые ламы, некоторые части человеческого тела в старые времена использовались для тантрических ритуалов, а не просто визуализировались, но чтобы взять их с места «небесного погребения», требовалось разрешение родственников. Фото 19. «Рабы клянчат пищу» СК, АТ: Два человека стоят и с кем-то говорят. Что такого? Зато в современной КНР тибетцы нищенствуют, например, вот так: Фото 20а. www.tienchiu.com Статьи по теме:От тьмы к рассвету. Узаконенные наказания в Тибете от имперского китайского правления до независимости В своей статье Джамьянг Норбу, изучая вопрос о том, какие наказания применялись в Тибете с древности до наших дней, приходит к выводу, что наиболее жестокие из них были привнесены в Тибет из Китая. Джамьянг Норбу – тибетский писатель, автор нескольких книг, пьес, памфлетов, либретто для традиционной тибетской оперы. По мнению газеты «Интернэшнл геральд трибьюн» он является одним из «наиболее острых на язык и плодовитых политических комментаторов», писателем широкой эрудиции и большой интеллектуальной глубины, имеющим твердые убеждения, которые он отстаивает порой “с ожесточением”. В 2000 г. Джамьянгу Норбу присудили премию Crossword Award за произведение на английском языке (индийский аналог Букеровской премии) за роман «Мандала Шерлока Холмса» (переведен на русский язык). Автор блога Shadow Tibet. |