Сохраним Тибет > Видео. Далай-лама. Этика во имя процветания мира
Видео. Далай-лама. Этика во имя процветания мира18 марта 2013. Разместил: savetibet |
Перевод: Ольга Селезнева Озвучивание: Игорь Янчеглов Техническая поддержка: Максим Брежестовский 23 октября 2012 г. Его Святейшество Далай-лама в качестве почетного гостя принял участие в симпозиуме «Этика во имя процветания мира» в институте «Легатум» в Лондоне. В симпозиуме участвовали молодые специалисты разных областей, включая финансы, политику, право и журналистику. В тот же день президент института «Легатум» Джеффри Гедмин провел интервью с Его Святейшеством, которое сопровождалось прямой трансляцией на сайте www.li.com. В дни, предшествующие интервью, жители разных стран мира присылали свои вопросы к духовному лидеру Тибета на страницы института в Фейсбуке и Твиттере. Многие из этих вопросов были заданы Его Святейшеству Далай-ламе во время беседы. Расшифровка видеозаписи:Джеффри Гедмин: Здравствуйте! Меня зовут Джефф Гедмин, я президент и председатель совета директоров Института «Легатум» и в течение 45 минут мы будем в прямом эфире во всемирной сети. Сегодня у нас особый гость, Его Святейшество Далай-лама. Добро пожаловать! Чуть позже мы ответим на вопросы зрителей в прямом эфире, а пока я бы хотел сказать, что сегодня мы будем обсуждать, во-первых, новую книгу Его Святейшества «За пределами религий: этика для всего мира» и симпозиум, который проходит в институте «Легатум» с участием Далай-ламы. Мы говорим о перепутье, на котором оказались сегодня политика и экономика, о нравственном кризисе современного мира. Ваше Святейшество, спасибо, что согласились принять участие. Одна из тем, которая обсуждалась сегодня за круглым столом, была связана с высказанной вами точкой зрения. Вы отметили, что, да, политика и экономика сейчас на перепутье, но проблемы, с которыми мы сталкиваемся в этих областях, непосредственно связаны с нравственностью. И вы сказали, что прежде чем разрабатывать новые законодательные нормы, новые механизмы и институты, первое, что нужно сделать, ‒ задуматься о личной ответственности каждого человека. Далай-лама: Совершенно верно. Джеффри Гедмин: Нужнозаглянуть внутрь себя. Не могли бы вы сказать несколько слов на эту тему. Далай-лама: Всевозможные формы профессиональной деятельности ‒ это занятия, которым посвящают себя ЛЮДИ. Любое действие связано с мотивацией. Чем бы вы ни занимались, будь вы даже духовный учитель, или врач, заботящийся телесном здоровье других, если мотивация у вас не слишком благая, то даже лекарство, предназначенное для спасения жизни, может нанести вред пациенту, если у врача, прописывающего курс лечения, дурные мысли. Экономика, и другие области по идее должны помогать человечеству строить счастливое общество. Но мотивация тоже важна. Здесь есть два момента: первый ‒ мы не привыкли заботиться о других, второй (и, пожалуй, самый важный) ‒ мы не умеем видеть целостную картину происходящего. Если у вас нет целостной картины, то, возможно, вы и извлечете сиюминутную прибыль, но одновременно заработаете дурную славу. Кроме того, в истории экономическая деятельность всегда была сопряжена с эксплуатацией. Это продолжается и по сей день. В конечном итоге возникает разрыв между богатыми и бедными, разрушается окружающая среда. Все эти проблемы возникают от того, что люди сосредоточены только на экономике и им недостает целостной картины. Нам необходимо целостное восприятие происходящего, и оно учит смотреть на вещи шире: в реальности все взаимозависимо, переплетено. Предпринимая любые действия, мы должны помнить об этих двух составляющих: во-первых, удерживать целостную картину, а это, в свою очередь, заставит нас осознать важность честности, правдивости. Один ученый ‒ я, правда, лично я с ним не знаком, ‒ не так давно опубликовал статью с результатами научных исследований. Его исследования показывали, что те, кто чаще лжет, глубоко внутри испытывают гораздо больше стресса. Очень плохо! А ведь лгут-то они для того, чтобы извлечь выгоду. А вот целостный взгляд на вещи подсказывает нам, что ложь разрушает здоровье. Вот как получается! Джеффри Гедмин: Ваше Святейшество, а какие практические шаги вы бы предложили тем, кто занят в экономике, работает в правительстве, в других сферах общественной жизни, ведь люди, как правило, склонны искать решение проблем в различных организациях, в правительственных учреждениях, где-то вовне. Как добиться равновесия между общественным и личным и что должно быть на первом месте? Далай-лама: Я думаю, на первом месте должен быть глобальный уровень, человечество. Приведу такой пример: Копенгагенский саммит по вопросам экологии не сумел выработать конкретных рекомендаций, потому что участвовавшие в нем государственные лидеры ставили интересы своей страны выше интересов всего человечества. Отдельная страна ‒ это часть мира. Если все человечество переживает трудности, например глобальное потепление, то от этого в конечном итоге пострадают все страны. Если мы думаем только о том, как прокормиться, тогда, конечно, нет смысла говорить о глобальном. Утолил голод, поддержал здоровье и хорошо. Но возьмем семью… Мне кажется, даже на уровне семьи это прослеживается. Если мы хотим, чтобы отношения в обществе были построены на честности, сострадании друг к другу, то с чего нужно начинать? С отдельной личности. С семьи. В деле продвижения общечеловеческих ценностей, душевной теплоты, заботы о благополучии других, правительства, общественные организации, образовательные учреждения могут, конечно, что-то предпринять, но в конечном итоге именно отдельно взятый человек должен воспитывать, развивать в себе эти духовные ценности и делиться ими с теми, кто рядом. Ведь любое сообщество, да и все семимиллиардное человечество, складывается из отдельных людей. Поэтому настоящие перемены должны начинаться с каждого из нас. На каждого возложена ответственность, каждый обязан внести свой вклад. Иногда проблема кажется такой огромной, что человек чувствует себя беспомощным, но я думаю это неправильно. Решение глобальных проблем должно начинаться с отдельного человека, это выведет нас на уровень сообщества людей, а затем на государственный и общемировой уровни. Джеффри: Как раз об этом мы и говорили сегодня утром на симпозиуме в институте “Легатум”. Мы говорили о том, что во многих случаях люди всерьез задумываются о свободе, о своих возможностях, но гораздо меньше ‒ об ответственности. У меня вопрос: вот вы гражданин мира и часто бываете и в развитых странах (сейчас мы находимся в Великобритании), и в развивающихся. Что, с точки зрения человеческого достоинства, ответственности каждого отдельного человека, мы можем позаимствовать друг у друга ‒ развитые страны у развивающихся и наоборот? Какие уроки можем мы извлечь? Далай-лама: Я не большой специалист в этих вопросах. Быть может, если бы люди в развитых странах знали о тяжелых условиях жизни и проблемах развивающихся стран, то поняли бы, как им повезло. Это помогло бы им сдержать свои желания, ведь зачастую улучшение материальных условий разжигает в людях неуемную жадность. Но реальность такова, что рано или поздно, материальное развитие непременно достигнет своего предела. Поэтому, накапливая материальные ценности, лучше было бы научиться довольствоваться тем, что имеешь; нужно помнить, что у материального развития есть границы. Сейчас на земле миллионы жителей других стран не имеют даже самого необходимого, испытывают огромные трудности, голод. Вспомните об этом и вы успокоитесь, ведь на самом деле вы живете в очень хороших условиях. И это поможет унять жадность, желание. Хотя желание и жадность ‒ разные вещи. Желание дальнейшего развития, например, отвечает не только вашим эгоистическим интересам, но и способствует развитию сообщества людей, всей страны, всего человечества. Не забывайте, что если ваша страна сделает шаг вперед, продвинеся вперед весь мир, все человечество. Я считаю, что очень важно думать в первую очередь об интересах всего человечества. Но чтобы человечество стало счастливым, нужно чтобы каждая страна, каждое сообщество научилось жить в радости и счастье. Когда гармонично сочетается внешнее, материальное благополучие и внутренние, духовные ценности, то люди становятся счастливее и на индивидуальном уровне и в семье. Итак, очень важно видеть целостную картину, понимать, что все взаимозависимо. Джеффри: Как же нам способствовать распространению целостного взгляда на вещи? Мне кажется, в наше время поощряется индивидуализм. Наверное, это не так уж плохо, хотя, может, и не хорошо, ведь живем в эпоху поклонения знаменитостям. Это время усиленной специализации, когда мы движемся все быстрее и быстрее, и все чаще уделяем внимание только одной области. Как вы знаете, Ваше Святейшество, наш институт публикует “Индекс благополучия”. Это попытка, как в вашей книге, посмотреть на вещи шире, охватить взглядом не только валовый национальный продукт, не только экономику, но оценить, из чего же складывается здоровое, процветающее, благополучное общество. Но не противоречит ли это духу нашего времени, когда мы смотрим на веще узко, специализированно и без учета целостной картины. Как нам заставить политиков, экономистов, сильных мира сего увидеть более целостную картину происходящего? Далай-лама: Думаю, что глобальный экономический кризис, а также экологические проблемы ясно показывают, что мы не можем существовать независимо, обособленно. Все в мире взаимосвязано, все зависит от иных факторов. Человечество столкнулось с определенными проблемами. Я думаю, что источником всех наших проблем ‒ нечестности, несправедливости в экономике, политике или в любой другой сфере человеческой деятельности, ‒ источником этих проблем в конечном итоге оказываются отсутствие ответственности, пренебрежение нравственными ценностями. Труд человека нравственного, чем бы он ни занимался, всегда будет созидательным. Нравственные принципы ‒ это готовность думать о благе и интересах всего человечества, всей планеты. В этом основа нравственности. Я не говорю сейчас о религиозных убеждениях. Я буддист, и моя собственная высшая цель ‒ достичь состояния Будды, не перерождаться на земле, а достичь освобождения. Но это мое личное дело. Я человек, и всегда должен думать обо всем человечестве, о моих братьях и сестрах. У меня 7 миллиардов братьев и сестер, с которыми я тесно связан. И я хочу, чтобы все 7 миллиардов людей были счастливы ‒ все азиаты, все европейцы, все африканцы. А то ведь бывает так, обедаешь и думаешь: мы ведь живем на одной планете, мы все люди, и у нас равные права на счастье. А они едва сводят концы с концами: сегодня есть еда на столе, а что завтра будет ‒ неизвестно. А ведь они тоже ‒ люди. Об этом нужно помнить! Это ведь члены нашей большой семьи, наши близкие. Если они голодают, как можете вы наслаждаться трапезой? Как?! Даже животные порой делятся добычей со своими сородичами. Я не говорю сейчас о чем-то высоко нравственном и святом, но о том, что наполняет нашу жизнь смыслом и счастьем… Джеффри: О сострадании? Далай-лама: Именно. Джеффри: Добросердечии? Далай-лама: Заботе о других существах. Джеффри: Понимании взаимосвязи с другими? Далай-лама: Да-да. Джеффри: У нас как раз есть вопросы на эту тему... Далай-лама: На земле великое множество проблем, и при этом человечество в целом и каждый человек в отдельности не хотят трудностей. Но многие беды по существу ‒ творение наших собственных рук. Почему? Мы считаем себя центром мироздания и нам не хватает целостного взгляда на вещи. Поэтому в нашей жизни возникает столько проблем, которые по существу создаем мы сами. Возьмите нестабильность в Сирии, множество других проблем в мире, вы же смотрите новости. Войну начинают ни пушки, ни организации, но люди, которые вовлекают оружие и организации, просто потому что слишком сосредоточены на своей личности, жаждут власти и влияния. Поэтому большинство проблем ‒ делом рук самого человека. Трезвый взгляд на положение в мире показывает, что мы упускаем из виду что-то важное, поступаем неправильно. Мы должны взглянуть на вещи шире. Многие организации, включая ООН, сосредоточены на довольно узкой сфере деятельности. Даже религиозные лидеры зачастую ограничиваются только своими узкими интересами. По этой причине порой подобные организации, призванные служить на благо человечества, улучшать условия жизни, на самом деле создают новые проблемы и барьеры. Джеффри: Спасибо. Сейчас мне бы хотелось перейти к вопросам от наших зрителей со всего мира. Мы получили множество вопросов через по Твиттеру, Фэйсбуку и электронной почте. Один из них, Ваше Святейшество, задал наш слушатель из Греции, Константин Анаан. Он спрашивает, какой бы совет вы дали жителям Греции и Южной Европы, которые сейчас, как он пишет, переживают не только экономический кризис, но также кризис нравственный и этический? Что вы на это скажете? Какой дадите совет? Далай-лама: Что касается экономического кризиса, то тут мои познания равны нулю, я совсем ничего не понимаю в экономике. Придется им сами искать решение. Я действительно не знаю, что посоветовать. Но если во времена кризиса отдельные люди наживаются на бедах других, то это печально. В конечном итоге эти люди столкнутся с пагубными последствиями собственных действий. Я знаю, что в Греции много искренних религиозных последователей. И если в трудные для всей страны времена, находятся люди, стремящиеся извлечь выгоду для себя в экономике или в другой сфере, то верующие должны сказать им: «Бог накажет». Это дурные деяния, их нужно избегать. Я знаю, что иногда от безысходности люди начинают воровать, обманывать, старайтесь этого не делать. Порой от безысходности мы совершаем безнравственные поступки. Поэтому, когда мы переживаем трудные времена, нужно быть начеку, напоминать себе: «Сейчас есть реальная опасность совершить неблагое». Вот этим мне хотелось бы поделиться. Даже не знаю, что еще добавить. Джеффри: Тут есть о чем подумать. Следующий вопрос, Ваше Святейшество, от Саламеи, жительницы бывшей советской республики Грузии. Она спрашивает о религии и национализме, и говорит, что в Грузии, в ее регионе, религиозные и националистические настроения становятся все разрушительнее, приносят больше вреда, чем пользы. Она хотела бы узнать, что вы об этом думаете, как сделать религию и национализм стать благотворными силами общества? Далай-лама: Думаю, при определенных обстоятельствах ‒ как, например, это было с освободительным движением в Польше, ‒ объединение национализма и религиозной веры может принести хорошие результаты. Однако порой чрезмерный национализм начинает сужать границы нашего восприятия и мешает думать об интересах всего человечества. Мы думаем только о своем народе. Поэтому подчас такой слишком уж узколобый национализм приносит вред. О человечестве надо думать, а не об отдельном государстве. Вот Европейский Союз ‒ хороший пример. Вспомните идею, которой они руководствовались в самом начале ‒ они хотели поставить во главу угла общие интересы сотен тысяч европейцев, вместо того чтобы думать об узких интересах каждой отдельной страны. К тому же, по логике вещей интересы отдельных стран тесно связаны с интересами всего региона. Джеффри: Как раз об этом я и хотел вас спросить. Вы говорите об узких национальных интересах, то есть, вы полагаете, что тут можно мыслить шире? Жители Греции, или Индии, или США могут быть патриотами своей страны, любить свою родину, но не в ущерб для всего человечества? Далай-лама: Именно! Чтобы ваша рука могла произвести единое усилие, необходимо позаботиться о каждом пальце. Общий интерес, объединенное усилие вовсе не означают, что мы пренебрегаем отдельными частями. Если один из пальцев болит, эта боль сказывается на всей руке. Я уже упоминал ранее: когда мы говорим о человечестве, начинать нужно с отдельного человека, затем идет семья, затем сообщество, затем государство, и уже потом международный или глобальный уровни. Всегда держите в уме интересы всего человечества, но начинайте с себя. Вот так. Это логично. Если же пренебрегать своим благополучием и думать о процветании всего остального мира, то это нелогично. Джеффри: К разговору о том, как нам уравновесить личные интересы и общечеловеческие… У меня есть вопрос от Рима, он работает на Радио Свобода и живет в Татарстане, одной из республик Российской Федерации. Он спрашивает: Ваше Святейшество, опираясь на ваш личный опыт с Тибетом, как может человек защитить права национального меньшинства в сложной политической обстановке, когда государственная власть ведет себя довольно нетерпимо и жестко? Что бы вы сказали людям в таких республиках, которые не против быть частью большего государства, но хотят, чтобы их права на историческое, культурное, религиозное самоопределение уважались? Что бы вы им посоветовали? Далай-лама: Что касается Тибета, то мы не стремимся к отделению, мы готовы оставаться в составе Китайской народной республики при условии соблюдения наших законных прав. Мы хотим сохранять свою культуру, развивать образование на основе наших культурных традиций и родного языка, тибетской письменности. Что можно посоветовать этим республикам? Посмотрите на членов Европейского союза. Даже если говорить только о союзе политическом … Даже политический союз не подразумевает, что вы полностью забываете о своих правах. Российская Федерация теоретически перестала быть авторитарным и жестко централизованным государством. Поэтому у жителей республик есть возможности, и они должны трудиться, упорно работать и не забывать об образовании. Важно не ограничиваться только политическими лозунгами, но уделять внимание образованию, обучению… и усердно трудиться. Поднимать экономику в своих регионах. И старайтесь больше говорить о своем уникальном культурном наследии. Мне кажется, так нужно поступать. Джеффри: А когда этническое меньшинство хочет защитить, оградить себя, потому что сталкивается с давлением и запугиванием со стороны авторитарного режима? Есть ли какой-то общий совет, основанный на вашем опыте? Что делать? Чего не делать? Какой путь наиболее верно и безболезненно приведет к решению в этой сложной ситуации? Далай-лама: Одним из положительных последствий Второй мировой войны стало признание прав национальных меньшинств на сохранение культуры и языка в рамках концепции прав человека, а также права народов на самоопределение. Однажды я встречался с королевой-матерью Великобритании, ей тогда было 96 лет, и я спросил ее во время аудиенции: перед вашими глазами прошел весь 20-й век, как, по-вашему, за это время человечество стало лучше, хуже или осталось на том же уровне? Без малейшего промедления королева ответила: «Лучше!» Почему? В начале 20-го столетия, в годы ее молодости, никто не задумывался о важности прав человека, о важности права на самоопределение. В наши дни это общепризнанные ценности. Я с этим согласен. Теперь всему миру известно о правах коренных народов. У них есть законное право отстаивать свою самобытность, свою культуру. В целом, с падением Берлинской стены, положение в мире сильно изменилось, по крайней мере в Европе, в том числе и в России. Конечно, остаются определенные сложности, и нужно проявлять больше решимости, чуть больше терпения, и подход, как мне подсказывает мой собственный опыт, должен сообразовываться с реальностью. Мы не всегда можем легко добиться цели, а потому важно сохранять решимость и силу воли, добавляя к этому немного терпения. Есть такая тибетская поговорка: «Девять раз потерпел поражение, девять раз приложи усилие». Думаю важно об этом помнить. В целом ситуация в мире становится лучше, в этом я убежден, так что надежда есть. Джеффри: Мы тоже обнаружили в ходе работы в институте «Легатум», и об этом говорится и в нашем «Индексе благополучия», что мир становится лучше с каждым десятилетием. Наш мир становится более благополучным местом. Но отчасти, быть может, из-за взаимозависимости, из-за новых технологий, современных средств коммуникации у людей растут ожидания и становится меньше терпения. Они четко знают, чего у них нет, и что они хотят получить ‒ это наблюдается в материальной жизни, как правило, но и в духовной тоже. Получается, прогресс ведет к тому, что у людей растут ожидания и запросы. Так это, на ваш взгляд? Далай-лама: Если эти ожидания касаются духовных ценностей, то поскольку у духовного развития нет пределов, то такие ожидания становятся действенной созидательной силой, побуждающей нас двигаться дальше, делать следующий шаг. Но если говорить о благополучии с материальной точки зрения, то здесь никак не выйти за определенные рамки. Несколько десятилетий назад, мне довелось посетить Японию. В те времена японская экономика стремительно развивалась, но в одном из телевизионных интервью я сказал, что материальное развитие рано или поздно непременно достигнет предела, поэтому лучше готовиться к этому. Конечно, это не было предсказанием, но в конце концов экономический рост действительно остановился. Позже мои японские друзья говорили мне, что моя оценка была очень точной, они убедились в этом на собственном опыте. Поэтому если речь идет о материальном развитии, материальных ценностях, то здесь всегда есть жесткие рамки. Ну, стал ты хозяином всего мира. Что дальше? Луной попробуешь завладеть? От нее нет особого проку. Но желание, алчность все равно остаются в сердце. Это область материального ‒ в ней всегда есть ограничения; все физическое ограничено. В духовной же, внутренней сфере нет материальной формы, нет физических ограничений. Уникальность природы ума в том, что она не материальна, это энергия и осознавание. Наш ум может вместить невообразимо огромное, поэтому, в развитии ума не должно быть никаких ограничений. Здесь не нужно довольствоваться достигнутым. В материальной же сфере ограничения есть, и поэтому лучше сдерживать свои желания, уметь довольствоваться тем, что имеешь. Джеффри: Мне кажется, Ваше Святейшество, мы все стремимся к тому, что вам дается легко, а нам с большим трудом… Я говорю о гармонии в жизни. Сегодня утром на симпозиуме вы сказали, что мы все стремимся к достатку, потому что с его помощью можем приносить пользу. Как вы сказали утром и написали в своей книге, заботиться о собственной выгоде ‒ совершенно естественно, но очень важно различать ‒ говоря вашим языком ‒ мудрое преследование своих интересов, или мудрый эгоизм, и глупый эгоизм. Как нам тут добиться равновесия? Это ведь постоянная борьба? Далай-лама: Если опереться на присущий нам разум, способность мыслить здраво, а также на собственный опыт, то мы сможем этому научиться. Совершенно очевидно, что люди ‒ общественные животные. Посмотрите на животных, выживание которых зависит от их сородичей, у них нет религии, нет законов, полиции тоже нет, нет судебной системы, но в их природе заложено умение действовать согласованно. Никто не обучал их альтруизму, но так уж устроено природой, что у этих животных (пчел, например) выживание одной особи зависит от выживания группы. Люди по сути своей такие же. Однако наш слишком заносчивый ум порой рассуждает так: другие мне ни к чему, я без них прекрасно проживу. Мне даже лучше будет. Джеффри: В одиночку? Далай-лама: На самом деле, это противоречит самим основам человеческой природы. Отдавайте себе в этом отчет, и научитесь заботиться о других. Люди вокруг ‒ это фундамент вашего счастливого будущего. Забота о других ‒ источник вашего собственного счастья, залог успеха в жизни. Вот что я называю «мудрым эгоизмом». Вы все равно печетесь о своих интересах, но самый лучший способ добиться этой цели ‒ проявить заботу о других. А «глупый эгоизм» ‒ это когда мы заботимся лишь о сиюминутной собственной выгоде, забывая, из чего на самом деле складывается успех, или того хуже ‒ используем других, обижаем, лжем, обманываем… Джеффри: Возможно, это тоже относится к «мудрому эгоизму», или как бы мы сказали «более осознанному преследованию личных интересов».Я встречал в ваших трудах такую мысль: если вы добросердечны, если щедро одариваете других, то это вознаграждает и преображает вас даже больше, чем тех, на кого направлена ваша доброта и щедрость. Ваше Святейшество, последний вопрос, мы получили его по Фэйсбуку. Это вопрос из Лондона от Сантрука Пассана. Он спрашивает, ‒ и опять мы возвращаемся к теме гармонии в жизни, ‒ как привести в равновесие личные интересы и нравственные принципы в мире жесточайшей конкуренции, где люди напряженно работают и постоянно что-то производят, но не хотят терять гармонии. Это возвращает нас к нашей главной теме: как нам правильно расставить приоритеты, чтобы помочь самому себе, но и не навредить другим? Далай-лама: Я бы выделил два вида чувства конкуренции, или состязательности. Есть состязательность, которая вызывает в нас желание быть первым, не плестись в хвосте. Такое сильное желание заставляет усердно работать и его можно отнести к положительным качествам. Такая состязательность вызвана тем, что вы считаете себя частью человечества, частью сообщества. Вы думаете: «Сообщество должно развиваться, и я тоже» и своими действиями говорите другим: у нас равные возможности, равный потенциал, нужно только упорно работать. Такой дух соперничества благотворен. Если же в вас слишком много эгоизма, и вы идете по головам, чтобы прийти к цели первым, чините им препятствия, закрываете потенциальные возможности, то это неблагая, разрушительная сторона конкуренции. В учебе, кстати говоря, дух соперничества очень полезен. Без него мы бы совсем расслабились и перестали двигаться вперед. Джеффри: Спасибо! Спасибо, Ваше Святейшество. Время возвращаться к нашему симпозиуму. Я хочу поблагодарить наших зрителей по всему миру. Я Джеф Гедмин из института “Легатум”. Пожалуйста, прочтите новую книгу Его Святейшества «За пределами религий: этика для всего мира», и, если позволите, наш новый “Индекс благополучия”, который будет опубликован институтом «Легатум» на следующей неделе. Это поможет вам обрести более целостный взгляд на благополучие и процветание в мире. Ваше Святейшество, огромное удовольствие видеть вас. Спасибо всем за то, что были с нами. |