Сохраним Тибет > Двое тибетских политзаключенных досрочно освобождены из тюрьмы неподалеку от Лхасы

Двое тибетских политзаключенных досрочно освобождены из тюрьмы неподалеку от Лхасы


6 апреля 2013. Разместил: savetibet
Двое тибетских политзаключенных досрочно освобождены из тюрьмы неподалеку от Лхасы
Джигме Гьяцо
Двое тибетских политзаключенных досрочно освобождены из тюрьмы Chushul (“Чушул”), расположенной неподалеку от Лхасы, в связи с серьезным ухудшением здоровья, наступившим вследствие жестокого обращения в заключении.

52-летний Джигме Гьяцо, бывший монах, 1 апреля под конвоем милиции вернулся домой в уезд Сангчу округа Канлхо (кит. Сяхэ, тибетский автономный округ Ганьнань, провинция Ганьсу) после 17-летнего заключения в китайской тюрьме, сообщил спикер Центральной тибетской администрации (ЦТА) Таши Пхунцок (Tashi Phuntsok).

Как говорится в репортаже Radio Free Asia (RFA), Джигме Гьяцо, один из самых известных политзаключенных, выглядит “очень слабым”, хромает и жалуется на проблемы с сердцем и глазами. 30 марта его выпустили из тюрьмы за год до завершения срока в марте 2014-го – скорее всего, по медицинским показаниям.

Джигме Гьяцо был арестован 30 марта 1996 года по подозрению в причастности к созданию общества “тибетской независимости и истины” в монастыре Гаден в Лхасе в 1992 году. 23 ноября 1996 года суд средней ступени в Лхасе приговорил его по обвинениям в “подстрекательстве к расколу” и “контрреволюционной деятельности” (к настоящему времени эта статья исключена из уголовного кодекса) к 15 годам тюрьмы и пяти годам лишения политических прав. Он был отправлен в тюрьму Drapchi (“Драпчи”) в Лхасе.

Как сообщается на сайте ЦТА, в 1997 году Джигме Гьяцо подвергся жестоким пыткам с участием агентов безопасности из провинции Ганьсу, после которых у него отнялась нога. Его вновь избили в начале мая 1998 года вместе с другими участниками протеста, приуроченного к посещению тюрьмы делегацией Европейского союза. Тогда в тюрьме, имеющей мрачную репутацию, скончались девять заключенных.

В марте 2004 года ему добавили 2 года заключения за выкрикивание здравиц Далай-ламе. В 2005 году его с другими заключенными перевели в тюрьму "Чушул". В конце 2010 года он подвергался интенсивным допросам и пыткам в одиночной камере.

27 ноября 2005-го в ходе официального посещения тюрьмы с ним встретился спецдокладчик ООН по пыткам Манфред Новак, обратившийся затем к Пекину с просьбой выпустить его на свободу.

Влиятельная правозащитная организация Amnesty International объявила Джигме Гьяцо "узником совести", поскольку он был осужден только за мирное отправление прав на свободу выражения мнений, свободу собраний и ассоциаций. В 2012 году Amnesty International сообщила, что "в результате пыток и скверного обращения в заключении его здоровье серьезно ухудшилось".

Его отец погиб в ходе восстания против китайской армии, а мать, узнав о его приговоре, в 1996 году тяжело заболела и умерла.

По сведениям Тибетского центра прав человека и демократии (TCHRD), в марте досрочно выпущен из тюрьмы еще один политзаключенный Дава Гьялцен, которому около 47 лет. Официальной причиной его освобождения объявлено "хорошее поведение", но он “заметно припадает на ногу”, отмечается в пресс-релизе TCHRD.

В 1995 году Дава Гьялцен, работавший тогда кассиром банка в Нагчу, был задержан вместе с младшим братом, монахом монастыря Нагчу Шаптен, и двумя другими монахами того же монастыря за распространение "политических документов". Следователями управления общественной безопасности Лхасы они были обвинены в "подстрекательстве к контрреволюционной пропаганде".

"В мае 1997 года Дава Гьялцен как 'лидер группировки' был осужден на 18 лет лишения свободы. Его брат Ньима Дхондуп был приговорен к 15 годам, [монахи] Мацзо и Агья получили по 8 лет тюрьмы тюремного заключения", указывает TCHRD. Все четверо содержались в тюрьме “Драпчи”, откуда в мае 1997-го их перевели в тюрьму “Чушул”.

Еще до этого процесса, отмечает TCHRD, Дава Гьялцен отсидел под арестом 14 месяцев в изоляторе временного содержания Seitru в Лхасе, где “подвергался изнурительным допросам, избиениям и пыткам”. Видевший его там в 1997-м тибетский поэт и активист Teнзин Цунду, ныне живущий в Дхарамсале, изложил свои впечатления в документе, представленном 3 июля 2006 года в национальном суде Испании.

"Однажды он [Дава Гьялцен] показал мне свои руки, на которых имелись отчетливые следы пыток: вокруг запястий были белые кольца содранной кожи. Он рассказал, что когда был арестован в первый раз, его заковали в наручники и бросили в темную камеру без пищи на десять суток. Чтобы он не умер, тюремщики раз в день обливали его водой", сообщил Тензин Цунду. "Он часто просил меня петь песни о Далай-ламе и Панчен-ламе, и о тибетских семьях, разделенных по обе стороны Гималаев. Он говорил, что это его очень утешает, и я нередко чувствовал, что пою со слезами на глазах".

В репортаже RFA приводится свидетельство неназванного тибетского эмигранта, встречавшегося с этим политзаключенным в тюрьме “Чушул”: “Десять лет назад, когда я был с ним в этой тюрьме, я все время видел, что он болеет и не покидает свою камеру”.

Валерий Никольский