Сохраним Тибет > Его Святейшество Далай-лама посетил празднование золотого юбилея Центральной тибетской школы в Далхузи
Его Святейшество Далай-лама посетил празднование золотого юбилея Центральной тибетской школы в Далхузи30 апреля 2013. Разместил: Ing |
Далхузи, штат Химачал-Прадеш, Индия, 28 апреля 2013 года - Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама направился на сцену Центральной тибетской школы близ Далхузи, укрываемый от жаркого солнца традиционным зонтом. Сложив руки у сердца, Его Святейшество поприветствовал всех собравшихся на празднование пятидесятилетия школы и занял свое место.
Его Святейшество Далай-лама смотрит на парад сегодняшних и бывших учеников Центральной тибетской школы в Далхузи, во время празднования 50-летия школы. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 28 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Праздник начался торжественным парадом учеников школы, а также выпускников всех предыдущих лет. Юные ученики промаршировали, разбившись на четыре группы, по количеству факультетов школы, а выпускники прошлых лет объединились в группы в соответствии с годами своего обучения. Они маршировали под звуки труб и барабанов. В конце парада все присутствующие встали и пропели государственные гимны Индии и Тибета. Первым к собравшимся обратился глава местной власти господин Дхиман, а затем выступил директор школы господин Сингх, назвав студентов и преподавателей школы своей семьей. Глава Центральной тибетской администрации Лобсанг Сенге сказал в своей речи, что четырнадцатый Кашаг Тибета уполномочил его передать поздравления по случаю праздника. Он напомнил, что когда-то на встрече Его Святейшества и пандита Неру, Джавахарлал Неру сказал, что самой лучшей помощью тибетскому делу будет предоставить образование тибетским детям. Тибетские школы в Индии на деле доказали, что это правда. Он отметил, что 84% тибетских детей в Индии умеют читать и писать, тогда как в Тибете грамотны только 20% их сверстников. Более того, многие тибетские дети хотят учить китайский язык наравне с родным. Высокое качество обучения в Далхузи наглядно подтверждается тем, что половина министров Центральной тибетской администрации тесно связаны с Центральной тибетской школой. Бывший тибетский премьер-министр Тхубтен Лангриг, выпускник Центральной школы, сказал: “Мы потеряли свою родную страну, но нашли новый дом здесь. Ни одна страна мира не помогала тибетцам так много и в течение такого длительного времени, как это делала и делает Индия”. Его Святейшество был приглашен представить собравшимся журнал, посвященный золотому юбилею школы, и книгу о местной природе, а затем Его Святейшеству, правительству и народу Индии в лице представителей власти, а также бывшему директору школы профессору Самдонгу Ринпоче были вручены памятные подарки. Главу Центральной тибетской администрации Лобсанга Сенге попросили преподнести подарки преподавателям школы, вышедшим на пенсию. Появление на сцене нескольких пожилых индийских учителей взволновало собравшихся, и бывшие ученики выразили свою горячую любовь и уважение радостными приветственными возгласами. Бывшие ученики Центральной тибетской школы в Далхузи идут мимо трибун, на которых разместились Его Святейшество Далай-лама и другие гости, прибывшие на празднование 50-летия школы. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 28 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Когда пришла очередь Его Святейшества выступать, он начал речь строфой выражения почтения Авалокитешваре. “Пользуясь радостным событием, пятидесятилетней годовщиной со дня основания школы, я приветствую и от всего сердца поздравляю вас. Множество людей получили прекрасное образование в стенах этой школы. Ее выпускники служат теперь на благо людей в разных частях мира. Многие выпускники приехали на сегодняшний праздник, чтобы выразить свою признательность и гордость за родную школу. Мы все рождены людьми, а самое главное для человека – служить и помогать другим. Нет никакого смысла причинять вред и боль другим живущим. Совершенно необязательно также быть последователем какой-то религии, но если вы проживете хорошую жизнь и принесете другим пользу, то когда настанет последний час, у вас не будет сожалений. Профессор Самдонг Ринпоче, присутствующий здесь, прекрасный тому пример. Он усердно учился в Тибете, а когда переехал сюда, без устали работал на благо школы и местной общины. Многие из вас также внесли значительный вклад в развитие местной тибетской общины, и я хочу поблагодарить вас всех. Когда я наблюдал за парадом, то обратил внимание, что некоторым выпускникам первого десятилетия, 1963-72 годов, маршировать было тяжеловато, но они шли с радостью”. Его Святейшество сказал, что поиски решения тибетского вопроса – это дело не одного поколения, и они продолжаются. Он отметил, что тибетцы унаследовали богатейшую культуру, которую необходимо сохранить. Буддизму уже около двух тысяч шестисот лет, но сегодня он все так же актуален. “Буддизм пришел в Тибет в VII веке и стал неотъемлемой частью тибетской культуры. Несмотря на политические взлеты и падения, мы всегда были беззаветно преданы нашей религии и культуре. Сегодня многие из нас живут в чужих странах, но мы с любовью сохраняем живыми наш язык, религию и культуру. Для нас это не просто предмет гордости, но также источник надежды. В самом деле, посмотрите, тибетцы практически никогда не совершают самоубийств от безысходности. Сохранение нашей религии и культуры дает нам силы, ведь без своей культуры мы только наполовину тибетцы. Ответственность за родную культуру переходит теперь к юному поколению, которое, в свою очередь, вырастет и станет примером для будущей молодежи. Еще раз, пожалуйста, примите мои поздравления и большое спасибо”. Затем начался концерт с пением и танцами. Первой прозвучала песня с пожеланиями долгих лет жизни Его Святейшеству. Ректор школы Дава Церинг завершила концерт словами благодарности на тибетском языке и языке хинди. Выступление танцевального коллектива Тибетского института исполнительских искусств на праздновании 50-летия Центральной тибетской школы в Далхузи. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 28 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) После обеда Его Святейшество фотографировался с многочисленными группами учеников, бывших и нынешних, а затем побеседовал с ними о ситуации в Тибете и надеждах на будущее. Короткая поездка к подножию холма – и Его Святейшество оказался в воротах государственной школы Далхузи, в которой учатся около тысячи местных детей, начиная с детского сада и до десятого класса. В школе собралось также огромное множество учеников из близлежащих школ, таких как Школа сокровенного сердца и Государственная школа им. гуру Нанака. Встреча началась с искусно исполненного учениками школы, мальчишками и девчонками, танца, выражающего извечное индийское приветствие “намасте”. Представляя ученикам Его Святейшество, директор далхузской школы сказал, что присутствие Далай-ламы делает этот день совершенно незабываемым и особенным. “Дорогие юные братья и сестры, – начал Его Святейшество, – я бесконечно счастлив быть сегодня здесь с вами, среди такого огромного собрания юных учеников. Мне уже почти семьдесят восемь лет, но когда я встречаюсь с молодыми людьми, такими как вы, то начинаю чувствовать себя значительно моложе. Глядя на вас в этом красивом зале, я осознаю, что вы – лицо современной Индии и в ваших руках будущее. Учение Будды пришло в Тибет в VII веке прямо из Индии; его основателем был Шантаракшита, известный наставник монастыря-университета Наланда. Таким образом, исторически сложилось, что Индия наш учитель, а мы ваши ученики, но очень верные и преданные ученики, ведь мы бережно сохранили традиции нашего учителя. Отношения между нашими странами не опираются на экономику или политику, основой им служат духовные дела. Иногда я называю себя сыном Индии, потому что каждая частичка моего мозга пропитана учением Наланды, и вот уже больше пятидесяти лет мое тело питается индийским рисом, далом и чапати. Индия единственная страна на земле, в которой мирно соседствуют все основные религиозные традиции. Это и есть проявление истинного братства. Индия по-настоящему мирная и стабильная страна, построенная на идеях демократии и верховенства закона. Это замечательный пример, которому стоит последовать”. Его Святейшество заметил, что многие страны мира переживают сейчас нравственный кризис, объяснить который можно господством материальных ценностей в современном образовании. Он предположил, что ситуация могла бы быть уравновешена более серьезным вниманием к внутренним ценностям, таким как душевная теплота, а также включением в список изучаемых дисциплин светской этики. Светская этика должна дать нам представление о том, как работают эмоции и ум, а бесценные знания об этом скрываются в древнем индийском учении. Точно так же, как мы соблюдаем физическую гигиену для поддержания здоровья тела, необходимо разработать ментальную и эмоциональную гигиену, чтобы поддерживать здоровье ума. Ученики государственной школы Далхузи слушают Его Святейшество Далай-ламу. Штат Химачал-Прадеш, Индия. 28 апреля 2013 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) “Поразмышляйте об этом. С одной стороны, нам нужны знания для обучения мозга, но с другой стороны, нам совершенно необходима душевная теплота для воспитания сердца. Мы сами создаем большинство проблем, с которыми сталкиваемся, поэтому логично считать, что в наших силах с ними справиться. И если вы справитесь, вы построите более счастливую и мирную жизнь в XXI столетии”. Несколько учеников задали вопросы. На вопрос о музыке, Его Святейшество сказал, что знает об этом совсем мало, но уверен, что через музыку и искусство в целом можно чудесно выразить послание о мире и гармонии. Что касается счастья, Его Святейшество объяснил, что удовольствие, которое мы получаем через органы чувств, недолговечно и преходяще, тогда как счастье, источником которого является ментальное удовлетворение, длится намного дольше и значительно эффективнее. Беседа затронула буддийскую мантру “Ом мане падме хум”, и Его Святейшество объяснил, что, как подчеркивается в мантре, для достижения счастья необходимо использовать ум и интеллект. Он сказал, что “ом” состоит из трех частей, символизирующие тело, речь и ум, которые нужно очистить. “Мане” переводится как “драгоценность” и олицетворяет альтруизм, “падме” означает “лотос”, символ мудрости. Чтобы достичь пробуждения нам необходимы альтруизм и мудрость, и их сочетание представлено в слоге “хум”. На вопрос о своих наставниках, Его Святейшество ответил, что у него было восемнадцать учителей, которые учили его непосредственно, но он также бесконечно восхищается Махатмой Ганди, Раджендрой Прасадом, Вацлавом Гавелом и Вилли Брендтом. Его Святейшество добавил, что Мао Цзэдуна он также считает выдающимся человеком. Среди тех, кто вдохновлял Его Святейшество, были названы Дэвид Бом и Карл фон Вайцзеккер, они подвигли Далай-ламу на изучение квантовой физики. И снова прозвучало имя Ганди, а также Нельсона Манделлы и епископа Десмонда Туту, последние двое приложили огромные усилия для улаживания конфликта в Южной Африке. В завершение беседы Его Святейшество спросили, есть ли что-то такое, что может решить все наши проблемы разом, и он ответил, что большинство наших проблем связаны с умом, поэтому необходимо сводить на нет разрушительные эмоции. Завтра рано утром Его Святейшество на машине возвращается в Дхарамсалу. Перевод: Ольга Селезнева dalailama.ru |