Сохраним Тибет > Один из первых дацанов Бурятии продолжают восстанавливать

Один из первых дацанов Бурятии продолжают восстанавливать


14 июня 2013. Разместил: savetibet
Один из первых дацанов Бурятии продолжают восстанавливать15 июня на Сурхарбане в селе Цолга пройдет благотворительный концерт с участием ведущих артистов Бурятии. Издательский дом «Информ Полис» проведет на Сурхарбане марафон в пользу продолжения строительства одного из первых дацанов за Байкалом.

Долгое время руины, оставшиеся от Цолгинского дацана, были напоминанием о гонениях на религию 30-х годов. Даже спустя два столетия остатки фундамента и двух белых стен поражают качеством кладки старинных строителей. Это один из первых каменных дацанов Бурятии. До этого большая часть дацанов строилась из дерева русскими плотниками или бурятами, перенявшими у них секреты деревянного зодчества. Недаром ученые отмечали, что первые бурятские деревянные дацаны больше походили на православные часовни.

На марафоне прошедшем три года назад, верующие и духовенство решили оставить разрушенные стены как немой укор и свидетельство страшных лет безверия. Сейчас рядом идет строительство храма, почти полностью повторяющего бывший храм Цолгинского дацана.

У него одна из самых интересных историй. Сама местность вокруг овеяна древними легендами. Неподалеку от дацана находится знаменитая Меркитская крепость, где получил боевое крещение юный Чингисхан. В «Сокровенном сказании» монголов упоминается долина Бооро-хэрэ, где и произошла первая битва Тэмуджина с меркитами.

«Когда Чингисхан прибыл и разбил меркитов в Бооро-хэрэ, он поставил свое девятибунчужное знамя, по-монгольски «туг». От этого и произошло название Тугнын тала - Тугнуйские степи» – так гласит предание.

Первые буддисты Бурятии


1712 год - 150 лам тибетского и монгольского происхождения бегут от военных беспорядков на бурятские земли и начинают проповедовать буддизм. Это не нравилось царской власти, заинтересованной в сокращении потока бурятских паломников в зарубежные религиозные центры и связях с ними.

1727 год - переговоры графа Саввы Рагузинского на реке Бури с монгольским Цэцэн-ханом о разграничении земель завершаются договором об установлении границы. Буринский договор 1727 года установил границу от Кяхты до верховьев Енисея – на западе и до речки Горбица на востоке.

Первыми в 1730-х годах появились дацан в местности Эрхэ Бурэнэ у селенгинских цонгольских родов и на притоке Тугнуя и Зандина. Здесь на окраине земель хори-бурят появились два деревянных дацана. Один на северной стороне старинного тугнуйского улуса Зандин Хабсагай. Сейчас на его месте стоит ступа.

Первыми священнослужителями дацана у Зандина были два монаха из числа 150 монгольских и тибетских лам, прибывших в 1712 году. По преданиям местных жителей, иноземные ламы богослужения проводили порознь, меж собой не ладили, по ночам в небо пускали зажженные стрелы, удивляя и пугая местных жителей.

1740-е годы - императрица Елизавета Петровна для лояльного отношения со стороны местного населения и для охраны границ признает буддизм в России и утверждает штат в 150 лам. Начинается широкое распространение буддизма.

1753 год - тугнуйские буряты переносят два дацана на северную сторону притока Тугнуя - Сулхару и строят новый деревянный дацан. Его первый ширетуй - лама Лубсан Сампил. Местные старожилы, знатоки старины, склонялись к тому, что он все же был тибетцем или монголом.

Приглашение большого числа тибетских учителей и обучение бурят-монголов в тибетских религиозных школах привело к тому, что тибетский язык стал считаться языком высокой учености. Старомонгольское письмо было средством письменного общения среди населения.

Ссора из-за хамбо-ламы


1810-е годы - главный тайша хори-бурят Галсан Мардайн обращается к иркутскому губернатору Трескину с просьбой получить грамоту на должность пандито хамбо-ламы.

Осень 1811 года - ламы всех селенгинских дацанов приглашаются на место впадения реки Тугнуй в реку Хилок. Сейчас это место недалеко от села Балта. На тщательно подготовленном хурале богачи с обоих берегов ссорятся из-за кандидатуры хамбо-ламы. Вопрос не разрешен.

Ученый и политик


Один из первых дацанов Бурятии продолжают восстанавливатьВо времена императора Николая I «специально послан в Восточную Сибирь с целью составления положения о буддистах действительный статский советник и кавалер разных орденов барон Шиллинг фон-Канштадт». Вместе с ним бурятские дацаны мог бы посетить его друг Александр Пушкин. Известно, что великий русский поэт даже просил царя включить его в состав делегации Шиллинга, но в последний момент получил отказ. В науке Шиллинг больше известен как изобретатель электромагнитного телеграфа, электрического способа подрыва минных зарядов, ввел в России литографию. Именно его усовершенствования, внесенные в технику литографии, дали возможность печатать китайские, монгольские, тибетские тексты. Шиллинг побывал в Кяхте, в Иркутске, изучал законы и порядки. В результате проверки установлено, что буддизм исповедуют четыре селенгинских полка казачьих войск, хоринские и агинские жители, 16 родов хамниган, жители Баргузина, Тунки, Алари. Шиллер обосновал строительство Цолгинского дацана на основании общественного приговора на добровольные пожертвования народа.

- К нему обратились с просьбой дать разрешение на постройку нового дацана предводители харганатского рода. Так, благодаря ученому Шиллингу после Тугногалтайского появился Цолгинский дацан, - говорит профессор Владимир Будаевич Цыбикдоржиев.

Для строительства и устройства храма необходимо соблюсти множество правил. Всем им соответствовал Цолгинский дацан: «на востоке - широко простирающее открытое пространство, на юге - загруженное валунами, на западе - выпуклая поверхность, а на севере - горы наподобие задрапированной занавеси… Вдоль реки в южном направлении должны быть заросли, … необходимо, чтобы вода не образовывала водоворотов».

Как и для всех буддийских храмов, для Цолгинского дацана выбрали изолированное место за рекой Сулхара, которое служило знаком полной отрешенности монастыря от мира и всего мирского.

Китайский импорт


- Камни для дацана собирали по всей Бурятии, несколько дней вымачивали в воде. А строить пригласили китайских мастеров из самого Пекина, - вспоминает рассказы своего отца-ламы Тугдум Дашиевич Ендонов, - рвали особую траву в местности Улзытэ, варили с молоком, яйца добавляли. Полученным раствором вместо цемента заливали камни так, что они образовывали идеально гладкие стены.

Из Китая же привезли не только строителей, но и множество прекрасных высоких статуй. Гунгарбу (божницу) для них изготавливали сами ламы. Великими дарханами не зря называл народ Соембо-ламу и Гончик-ламу. В XIX веке дацаны стали специализироваться как ремесленные центры. Если Оронгой славился художественной обработкой дерева и строительным мастерством, Эгитуйский дацан - резьбой типографских матриц на тибетском и монгольском языках, то Цолгинский считался центром литья из цветных металлов. Он славился еще и тем, что в нем впервые было начато изваяние различных буддийских божеств из латуни и бронзы. В этом была немалая заслуга цолгинских лам, искусных ваятелей скульптурных изображений бурханов, которые до сих пор сохранились во многих семьях цолгинских бурят.

1842 год - при Цолгинском дацане числится 32 ученых ламы.

Первый учебник на бурятском языке


1857 год - ширетуем Цолгинского дацана становится Ринчен Номтоев. Во многом благодаря этому уникальному человеку Цолгинский дацан быстро прославится высокой ученостью лам и богатейшей библиотекой духовной литературы и даже своей типографией. Это была редкость по тем временам, поскольку на типографию требовалось разрешение губернских властей. Здесь печатались обиходные обрядники и молитвенники, для простых верующих выпускали сборники назидательных рассказов, басен, сказок, афоризмов, поэм, житийных историй, грамматики монгольского языка, тибетско-монгольские словари.

При этом единственным способом овладения старомонгольской письменностью было домашнее обучение и самообразование. Церковно-приходские школы работали лишь в Верхнеудинске и Троицкосавске, ныне Кяхте. Не все буряты могли отправить детей в эти школы. Понимая это, ширетуй Цолгинского дацана Ринчин Номтоев в 1859 году открыл одну из первых приходских просветительских школ. Ныне это Цолгинская средняя школа. Тогда это было второе училище в Хоринском ведомстве. Ринчин Номтоев получил право преподавания, сдав экзамены в Верхнеудинском уездном училище.

- При ее открытии не было никаких учебников. Ринчин Номтоев, чтобы как-то восполнить этот пробел, решил составить монголо-бурятский учебник. Им был написан «Самоучитель, или Российская азбука с переводом на монгольский язык для учеников монгол-бурятских» - так длинно называлась эта азбука, - рассказывает учитель бурятского языка Татьяна Санжиевна Бимбаева.

Учебник цолгинского ширетуя уже в начале 1864 года был напечатан в типографии Казанского университета в количестве 400 экземпляров. Это была самая первая учебная книга на бурятском языке.

Результаты просветительской деятельности сказались и на том, что богатейшие люди из Цолги, три брата Добдоновы, обучались в русских школах, а их дети - в университетах Петербурга и Владивостока. Богатством отличались их усадьбы, загороженные забором на русский образец, с воротами, покрашенными зеленой краской. Впереди усадьбы 11 сосен, символизирующих 11 хоринских родов. В верховьях речки Гашей Добдоновы выстроили мельницу.

1912 год - загородив Сулхару, протянули трехверстовую канаву для полива покосов, которая действует и в настоящее время.

Время утраты


В воспоминаниях о ламах и хувараках Цолгинского дацана Дашимы Галдановны Ринчиновой и Тугдума Дашиевича Ендонова неожиданно прозвучали известные имена - Хоца Намсараев, Цыренжап Сампилов, Чойжи-Нима Генинов. Оказывается, будущие знаменитости - классик советской бурятской литературы Хоца Намсараев и основоположник бурятской светской живописи художник Цыренжап Сампилов - вместе с актером Чойжи-Нимой Гениновым первое образование получили в дацане.

- Вместе с ними мой отец учился на эмчи-ламу в Цугольском дацане. Он вспоминал Намсараева как большого острослова. А будущий художник Цыренжап Сампилов постоянно рисовал на него шаржи, однажды попросил моего отца передать Намсараеву письмо. Вместо письма оказались смешные рисунки барана (имя Хоца переводится как баран), - улыбается Тугдум Дашиевич.

Потом пути классика бурятской литературы с буддизмом разошлись. Среди малоизвестных фактов биографии Хоца Намсараева - вступление в 1925 году в большевики и выпуск в 1930 году 7 «антирелигиозных» книжек. В октябре 1930 года Хоца Намсараев был начальником Усть-Тугнуйского отряда по подавлению кулацкого мятежа в Мухоршибири.

«При закрытии Цолгинского дацана Мухор-Шибирского аймака в начале 1934 года со всех томов Ганжура и Данжура были сняты обертки, а сами книги выброшены на улицу и уничтожены», - гласит информация Антирелигиозного музея в ЦИК БМАССР.

Уже в годы застоя во время военных учений танком разрушен сохранившийся угол двух стен храма. В пещере, находящейся неподалеку от дацана, школьники и по сей день находят спрятанные ламами ценности: танки, статуэтки и книги.

- Лам арестовывали по ночам. На территории дацана разместили заготконтору, - вспоминает Бимба Сангадиевна Дашимолонова. - Стены, которые не могли сломать, взрывали, стреляли из пушек и пулеметов.

Следы тех безбожных лет оставили на остатках стен надписи типа «Здесь был Вася». Многие из них датируются 1941, 1958 годами.

Марафон по возрождению дацана в 2008 году, в котором участвовала и наша редакция, позволил собрать средства на кирпичи для первого этажа, на 3 млн рублей от представителя ГК «Метрополь» Баира Цыренова купили и поставили дом для рабочих, провели электричество, организовали водоснабжение.

Совет по строительству Цолгинского дацана приглашает всех принять участие в марафоне и оказать посильную помощь в восстановлении его былой славы.

Реквизиты банка: ОАО Россельхозбанк
БИК 0481 42727
Корреспондентский счет 301 018104 00000000727
Бурятский РФ ОАО Россельхозбанк
Расчетный счет 407 038 107 590 1 0000003
ИНН 031 4887721

Телефон ширетуя Цолгинского дацана Цырен-ламы: 604 691


Андрей Ян

Информ Полис