Сохраним Тибет > Непоседливый монах. Барнаул посетил доктор буддийских наук, подробности
Непоседливый монах. Барнаул посетил доктор буддийских наук, подробности22 июня 2013. Разместил: savetibet |
Культурно-просветительская программа "Дни Тибета в Барнауле" за пять лет своего существования уже перестала быть диковинкой. Каждый год ламы приезжали по приглашению Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, чтобы построить традиционную мандалу, помолиться о благе всех живых существ и прочесть лекции по философии буддизма. В этом году роль организаторов на себя взяли алтайские предприниматели Игорь и Наталья Рыбины. Собрав вокруг себя единомышленников не только из Барнаула, но других городов Сибири и Урала, они смогли устроить приезд одного из самых уважаемых лам Тибета – геше Еше Табхе. 83-летний профессор, доктор буддийских наук единственного в Индии тибетского университета, пробыл в Барнауле три дня и поделился знаниями со всеми желающими.
В Барнауле побывал Геше Еше Табхе, 83-летний профессор, доктор буддийских наук единственного в Индии тибетского университета. Люди сильной волиЗа глаза русские хозяева ласково называют гостя "дедушкой". В России геше впервые: пробыл пару дней в Москве, десять дней в Омске и три в Барнауле. После отправится в Челябинск и Екатеринбург, а затем – в США. – В буддизме нет как такового понятия "миссионерство". Если у учителей просят знаний, они ими делятся, а сами никогда не навязываются. Дедушка все свободное время пребывает в состоянии медитации (молитвы), читает тексты. Он очень скромен: даже не ест, пока другие не поели. У него вообще нет никаких просьб и пожеланий. Все, что мы делаем для него, – наша собственная инициатива, – рассказывают Рыбины. Геше говорит, что русские, по его первым впечатлениям, – люди сильной воли. Они умеют преодолевать трудности и терпеть. – На Западе, где я часто читаю лекции, слушатели устают уже через час. Здесь люди могут удерживать внимание и спустя два с половиной часа с начала занятия, – говорит он. – Вообще, по приезде у меня сильно изменилось представление о России. Зная, что у вас демократическое государство, я тем не менее воспринимал его несколько иначе, скорее как коммунистическую страну. А все тибетцы очень боятся коммунизма. Я помню, как работал одно время в ФРГ и один из профессоров водил меня к знаменитой стене, разделяющей Германию на две части, и пугал русскими солдатами на границе. И вот сейчас я наконец убедился, что истинная Россия сильно отличается от моих представлений. – Я рад, что у вас демократия, – добавляет профессор. – Она, безусловно, вызывает различия во взглядах и во мнениях, но я думаю, это лучше, чем деспотический государственный строй. Любые проблемы и конфликты можно решить, если люди будут получать достаточное образование. Сдался, чтобы начатьСвой путь просвещения Еше Табхе начал в 13-летнем возрасте, приняв монашеские обеты в тибетском монастыре Дрепунг. – У меня не было особых причин для такого решения. Все случилось просто, – вспоминает он. – Я, как и все дети, ходил в школу, но не любил заниматься. Мне казалось: вот стану монахом, и будет мне хорошо, учиться-то не понадобится. Но все-таки более важную роль в принятии решения сыграли родители, и в особенности мама. – Не любили учиться, были непоседливым, а в итоге стали доктором наук. Как же это произошло? – В монастыре со мной в комнате жили еще два монаха. Они изучали буддийскую философию. На каникулах, они по традиции удалялись в пещеры, чтобы заучивать тексты наизусть, а я ходил с ними, чтобы готовить еду и варить чай. Братья вставали очень рано, читали тексты, а потом в течение дня громко повторяли их снова и снова. Так я запомнил и тоже начал повторять целые фрагменты "Общего смысла запредельной мудрости". Наставник, услышав это, сказал, что у меня хваткий ум. Он начал крайне настойчиво и часто говорить, что мне следовало бы начать изучать буддийские тексты лучше. Однажды я сдался ему и решил, что пора начать учиться. Роль поколенияВ Центральном университете высших тибетских исследований, где Еше Табхе преподает буддийскую философию, учатся не только монахи, но и миряне. Здесь преподают политическую экономику, политологию, тибетский и английский языки, санскрит и хинди. Недавно появилась программа обмена с университетами из Америки и Австралии. Есть несколько студентов из России и Кореи. Геше помнит цену, которую пришлось заплатить за эти блага. – В XX веке из-за гонений китайского правительства в Тибете исчезла возможность изучать буддийскую философию. Однако тибетцы, оказавшись в изгнании, продолжили следовать учениям Будды, – продолжает геше. – Монахи жили на севере Индии в плохих условиях, строили горные дороги. Тогда Его святейшество Далай-лама XIV обратился с просьбой к Джавахарлалу Неру, премьер-министру Индии, чтобы тот разрешил открыть для них высшее учебное заведение. Правительство откликнулось, и так появился наш университет. Я в то время был преподавателем и написал прошение, чтобы меня приняли в новый вуз. Прошел отбор и стал работать. – Обладая своими регалиями и званиями, вы давно могли бы почивать на лаврах... – Да, действительно, и в нашем университете по достижении 62 лет полагается пенсия. Но меня проректор попросил остаться и сказал, что если мне тяжело, я могу преподавать только буддийскую философию и только тем, кто уже что-то соображает. Так я остался читать лекции для второго курса магистратуры. И для того чтобы принести хоть какую-нибудь пользу, я выезжаю в другие страны. Меня часто приглашают на Запад. За границей много буддийских центров, которым нужны учителя. Сегодня, когда буддизм в Тибете приходит в упадок, необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы сохранить традиции. Необходимо думать не только о своем личном благе, но и о благе общества. Сейчас настало время поколения, которое должно это сделать. СправкаЕше Табхе родился в Лхокле в 1930 году. Он обладатель высшей степени буддийского образования – геше лхарамба (доктор наук). Преподает в Центральном университете высшей тибетологии, единственном тибетском университете на территории Индии (г. Варанаси), дисциплину "мул шастра" (индийской традиции буддийской философии), считается одним из лучших преподавателей. Цитата Геше Еше Табхе: "Для благого перерождения нужно создавать предпосылки уже сейчас". Буддийский монах привез в Барнаул знания– Часто в странах, где только начинают изучать буддизм, люди обретают отрывочные знания и начинают объяснять многие вещи по-своему, отчего возникает множество проблем и неясностей. Это происходит оттого, что нет тех, кто может доходчиво рассказать о буддизме. Надо приглашать авторитетных учителей, предварительно узнав, как они учились, у кого и где. Они смогут опровергнуть любые лжеистины, – говорит геше Еше Табхе. В течение трех дней профессор буддизма из единственного в Индии тибетского университета, приехавший по приглашению сибирских верующих буддистов, отвечал на вопросы жителей Барнаула. Он рассказал об основных положениях учения, отличительных особенностях существующих школ и разъяснил несколько важных практик. – Суть буддизма заключается в том, чтобы обуздать свой ум и оставить всякое причинение вреда живым существам, пробудив в себе стремление приносить им пользу, – говорит монах. Алтапресс.ru Фото: Олег Богданов Видео по теме:Роман Сухоставский беседует с профессором Центрального университета высшей тибетологии геше Еше Табхе в дни его визита в Москву, где он даровал учения по шаматхе и випашьяне. Геше Еше Табхе также посетит Омск, Барнаул, Екатеринбург и Челябинск, где дарует учения по основам буддизма и комментарии к важнейшим буддийским текстам. В эксклюзивном интервью savetibet.ru геше Еше Табхе рассказывает о жизни в свободном Тибете и своем духовном становлении. Перевод: Бем Митруев Автор: Роман Сухоставский |