Сохраним Тибет > Мир в тебе самом. Интервью с Тензином Приядарши

Мир в тебе самом. Интервью с Тензином Приядарши


26 июня 2013. Разместил: savetibet
Корреспондент «ЮЖНОГО РЕГИОНА» Елена Войнова беседует с известным буддийским религиозным и общественным деятелем Тензином Приядарши

В апреле – мае 2013 года по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и фонда «Сохраним Тибет» Россию посетил буддийский монах, общественный деятель Тензин Приядарши, директор-учредитель действующего под эгидой Далай-ламы «Центра за этику и ценности, ведущие к трансформации» при Массачусетском технологическом институте. Тензин Приядарши ведет активную религиозно-просветительскую, общественную и научную деятельность, участвует в развитии диалога между буддийскими учеными-философами и западной наукой. В ходе своего визита в Краснодар, помимо встреч со слушателями на базе местного буддийского сообщества, прошли лекции в КубГУ и КГУКИ, посвященные религиозной тематике, а также проблеме альтруизма и эгоизма в условиях современного общества. Корреспондент Елена Войнова побеседовала с гостем. И он любезно ответил на ряд вопросов, связанных с его биографией и деятельностью.

Мир в тебе самом. Интервью с Тензином Приядарши
В Калмыкии, апрель 2013. Фото: Константин Мамышев

– Тензин, я была очень удивлена, когда услышала на лекции, что Вы в детском возрасте самостоятельно пришли в буддизм. Какова была причина? Ведь приход к вере – это очень серьезный шаг для каждого человека.

– Я счел, что буддизм предлагает более логичный и более практичный подход к религии. В буддизме существуют методы, которые помогают человеку стать лучше, увидеть конкретные мотивы для этого.

– Позвольте, еще один вопрос по содержанию лекций. Вы часто упоминаете в них о том, что на Ваши жизненные взгляды во многом повлияла встреча с матерью Терезой. Расскажите об этом подробнее…

– Она была одной из самых глубоких духовных личностей, которых я встречал в жизни! Она очень много рассказывала людям о необходимости заботы о других, внимания к ним, и подтверждала сказанное личным примером. Она часто повторяла, что пока мы живем в этом мире, необходимо творить добро! Хоть маленькое, но добро. Когда ты это делаешь, то становишься источником вдохновения для окружающих людей и они «заражаются» твоим примером. Кто мог предположить, что никому неизвестная, одинокая монахиня из Албании приедет в далекую Калькутту и начнет работать с теми людьми, с которыми никто не хотел иметь ничего общего, – с прокаженными! И станет столь знаменитым человеком! Эта встреча действительно сыграла в моей жизни важную роль.

– Сейчас Вы проводите лекции в стране, где люди в большинстве своем принадлежат к христианской культуре, в таком случае возникает вопрос, чем буддийские ценности и методы в вашем понимании предпочтительней христианских?


– Я думаю, неправильно сравнивать ценности разных традиций и говорить о том, что одна традиция лучше другой. Вопрос, который каждому из нас надо себе задать, это: «Зачем я вообще становлюсь верующим человеком? Зачем я принимаю ту или иную религиозную традицию?». Всем нам присущи самые разные умственные наклонности, способности, и люди зачастую останавливают выбор на одной из религиозных традиций, когда они нуждаются в помощи и ищут этот источник помощи. Поэтому, мы скорее говорим не о сравнении ценностей тех или иных религиозных традиций, а о сравнении методов, которые, действительно, значительно различаются в разных религиях...

– Если говорить о ценностях, то Вы должно быть в курсе, что религиоведы и другие ученые спорят о том, существует ли так называемый «набор общечеловеческих ценностей», которые присущи большинству религий и могут быть основой взаимопонимания верующих людей? Что Вы думаете об этом?


– Да, есть ценности, которые пересекаются в ряде религий: это доброта, сострадание, любовь. Вопрос в том, как мы эти ценности применяем, как мы ими оперируем.

– В ЮФО проживают представители различных конфессий и время от времени возникают ситуации межконфессиональных конфликтов. Скажите, как мы можем задействовать эти «общечеловеческие» ценности для предотвращения межрелигиозной и межнациональной вражды среди людей? Что для этого следует сделать?

– Я полагаю, когда речь идет о межконфессиональных конфликтах, первое что следует признать: сражаются не религии, сражаются люди. Поэтому, прежде всего необходима внутренняя готовность представителей разных религий жить в гармонии, у них должно быть такое желание. И когда мы осознаем это желание, то начинаем заглядывать в суть своей религии и искать те основы и ценности, которые могут поспособствовать гармонии и взаимопониманию, потому как сама по себе религия может быть использована в любых целях. И если человеческий ум настроен разрушительно, то он сделает и религию орудием разрушения. Поэтому, первый шаг – это добиться того, чтоб у верующих было желание жить в гармонии и мире, настрой на поиск общих ценностей, целей и других оснований для взаимопонимания.

– Осуществляя поездку по России, Вы встречаетесь не только с верующими буддийских общин, но и со студентами ВУЗов. Скажите, каковы основополагающие цели диалога с молодежью?

– Моя цель – создать катализатор для определенных процессов. Для меня очень важно, чтобы люди в целом, в частности, молодые люди, задумались о том, что значит жить жизнью, исполненной смысла. И для меня это, наверное, самая важная задача – запустить такие процессы, чтоб люди начали думать, ведь зачастую мы не задаемся подобными вопросами. Для меня, как, пожалуй, и для других последователей Будды, главная задача заключается не в том, чтобы непременно привлечь к себе новых верующих, а в том, чтоб сделать так, чтобы каждый человек, услышавший нас, смог стать лучше.

– Тогда любопытно понять, как можно поспособствовать тому, чтоб человек стал «лучше», особенно, если это неверующий человек, который никогда не слышал о Боге? Каковы механизмы совершенствования или самосовершенствования человека? И вообще, возможно ли это «улучшение» в условиях современного общества, которое основано на конкуренции, жажде власти, богатства, вседозволенности?


– Важно понять, что необязательно быть человеком религиозным, чтоб вести этический и нравственный образ жизни. Просто религия зачастую облегчает этот процесс, создает некую структуру, в рамках которой легче прийти к нравственности. Но даже если мы не исповедуем ни одного вероучения, все-таки мы обладаем способностью оценивать последствия своих поступков. Все мы способны задаться вопросом, что необходимо сделать, чтоб улучшить себя.

– Я позволю себе на несколько минут почувствовать себя не журналистом, а социологом, и задать Вам социологический вопрос. Большинство исследователей современного общества называют его «агрессивным», отмечают «ускорение» времени и постоянную спешку людей, вследствие которой им не хватает времени на самоанализ, размышления о смысле жизни, и даже определенные бытовые практики. В череде дел и забот зачастую нет времени остановиться и задуматься? Как в таком случае запустить механизм «совершенствования»?

– Не забывайте, что общество состоит из отдельных личностей. Очень легко обвинять общество или существующую систему власти в недостатках того образа жизни, который мы ведем. Но в действительности, если посмотреть реалистично, мы сами выбираем для себя тот образ жизни, которого придерживаемся. В целом я ничего не имею против быстрого образа жизни и вопрос не в том, чтоб замедлить эти процессы современного ритма жизни. Важнее понять насколько этот ритм соответствует нашим личным потребностям, насколько он способствует обретению счастья? Необходимо понять, что обществу в целом дела нет до моего счастья, это важно только для меня самого. А поскольку это важно для меня самого, то только я несу ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым. Общество лишь открывает передо мной разные возможности, и дальше зависит только от меня, насколько я хочу взаимодействовать с этим обществом. Главное не забывать о тех ценностях, которые важны для нас здесь и сейчас, ведь мы так часто забываем о самом важном, не задумываемся, что на самом деле представляет собой счастье.

Мир в тебе самом. Интервью с Тензином Приядарши
В Калмыкии, апрель 2013. Фото: Константин Мамышев

– В таком случае, что есть счастье?

– Естественно, не существует четко сформулированного определения счастья, но можно сказать, что это некое переживание, переживание радости, которая удерживается на протяжении продолжительного времени и в ней есть ощущение смысла, это осмысленная радость. Нам всем надо искать те условия, которые ведут нас к переживанию такого счастья. И еще важно научиться находить различия между временным счастьем, которое на самом деле никак не влияет на наше благоденствие, и длительное осмысленное счастье, способствующее нашему процветанию… Мы должны осознавать, что когда мы приходим на этот свет, рождаемся, живем, а потом стареем и умираем, во всех этих процессах общество играет вторичную роль. Только мы сами в конечном итоге отвечаем за себя и свое счастье. И если собираются в единую группу люди просвещенные и счастливые, тогда и общество тоже становится счастливым. Общество не есть что-то такое, что вне нас и довлеет над нами.

– Скажите, какие ваши идеи и утверждения, озвученные в процессе лекций, чаще всего находят отклик у российской аудитории?

– Я думаю, российскую аудиторию привлекают те же самые идеи, что и других людей, Россияне, как и остальные, понимают, что мы живем в мире очень быстро меняющемся, мы ощущаем и рост, и прогресс, но это не влияет на обретение истинного счастья. Кроме того, нам не хватает настоящей заботы, настоящего доверия по отношению друг к другу. Мы бы решили эту проблему, если бы чаще задумывались о том, как изменить самих себя к лучшему.

– Но для осознания необходимости такого изменения, наверное, должно произойти какое-то событие в нашей жизни, способное запустить механизмы стабильного самопознания и самосовершенствования?


– Мы – человеческие существа и учимся наблюдать. Когда, к примеру, мы видим, что окружающие заболевают, мы задумываемся над тем, какие меры следует предпринять, чтобы самим не оказаться в аналогичном положении. Мы далеко не всегда ждем, когда же болезнь захватит нас самих и заранее начинаем принимать меры. Если бы этот процесс не работал, наше общество давно бы превратилось в хаос. Основной вопрос – следующий: «Когда мы видим, как люди вокруг нас страдают и мучаются, стоит ли ждать того, когда эти мучения обрушатся на нас самих? Или нам стоит, глядя на других, принимать какие-то меры, чтоб избавить себя от несчастливого состояния ума? Этот вопрос и есть тот самый «пусковой механизм» о котором Вы спрашиваете. Но, конечно, проблема заключается в том, что чаще всего мы неспособны учиться на чужих примерах. Мы ждем пока несчастье обрушится на наши плечи, и только когда это случается, мы говорим: «Да, лучше было бы принять меры предосторожности».

– А как можно описать состояние разума, вследствие которого нас посещают состояния дискомфорта, несчастья? К примеру, в христианстве это состояние греха, расплаты за грехи, а в буддийском учении?


– В целом, буддийская религия говорит о том, что мы сами создаем страдания по неведению, но хорошая сторона заключается в том, что у людей есть возможность преодолеть страдания, они не носят «вечного», «вселенского» характера. Поэтому мы можем пробудиться в любое утро и сказать себе: «Я не хочу страдать. Что я могу сделать, чтоб не страдать?». То есть, начать путь, который будет уводить нас от страданий.

– Расскажите немного о деятельности Вашей организации «Центр за этику и ценности, ведущие к трансформации». Чем она в основном занимается, и какие проекты сегодня осуществляет?

– Организация была основана при Массачусетском технологическом институте по инициативе шести лауреатов Нобелевской премии. Мы хотели сделать так, чтоб появилась возможность разработать программы, в основе которых лежала бы светская этика, дабы пропагандировать ценности, благодаря которым наше общество станет более нравственным. В свою очередь, шаг к нравственному обществу мы делаем, отталкиваясь от индивидуальности, то есть от отдельного человека. Мы разрабатываем программы для начальной и средней школы, университетов и других организаций. Пока мы работаем по программам в четырех странах мира, в будущем планируем расширять географию.

– А скажите, в этих странах ведется контроль результатов проекта? Например, исследования по измерению уровня нравственности учащихся или что-нибудь подобное?


– Я полагаю, что еще рано говорить о результатах, и не могу утверждать, что учащиеся стали более нравственными. Но я вижу у большинства учащихся склонность к нравственности, которую необходимо осознать и развивать. Ведь люди постепенно начинают открывать для себя, что устойчивое будущее для нас просто невозможно, если мы не ступим на путь нравственности.

– Вы сказали, что программы для учащихся призваны транслировать ценности, которые приводят человека к самосовершенствованию. Если конкретизировать, каковы эти ценности?

– Наш Центр не «выписывает рецепты» и не указывает людям на конкретные ценности, которые они должны принять. Мы хотим, чтобы люди в процессе обучения, дискуссий и диалогов сами определили для себя, с какими ценностями они хотят жить в этом мире. Мы не заставляем людей следовать тем или иным принципам. Они сами способны открыть для себя, что доброта, честность, сострадание необходимы им для счастливой жизни.

– С какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь в процессе работы Центра?

– Чаще всего, мы сталкиваемся с неведением, это наша главная проблема. Еще одно препятствие – это «близорукость», недальновидность людей.

Мир в тебе самом. Интервью с Тензином Приядарши
Выступление в Колледже Ле Мойн, в Нью-Йорке
Май 2013. Фото из архива дост. Тензина Приядарши


– А каковы причины недальновидности людей?

– Всё очень просто. Потому что люди зачастую думают только о себе. Кроме того, нет долгосрочных перспектив, выхода за пределы кратковременных промежутков. И если мы ставим перед собой только краткосрочные цели, то это ограничивает нашу жизнь. Долгосрочные перспективы важны и для себя, и для общества. Потому что, если бы предыдущее поколение не ставило перед собой долгосрочные задачи, сегодня нам было бы негде жить. Этими долгосрочными целями должны быть пропитаны все наши простые мысли. К примеру: «А какую воду мы пьем? Чистая ли она? И будет ли чистой вода, которая достанется после нас следующим поколениям?». Именно это я имею в виду, когда говорю, что нам нужно долгосрочное мышление. Мы не должны думать о будущем в пределах одного дня или даже ближайших пяти лет, мы должны смотреть дальше в будущее и задумываться о том, какой мир мы сможем передать последующим поколениям.

– Вы знаете, мне часто приходилось общаться с молодежью на подобные темы (к примеру, вопросы экологии, защиты животных и т.д.) и я сталкивалась с тем, что достаточно сложно объяснить им уровень значимости подобных проблем. Даже по себе могу судить, что любому человеку сложно отстраниться от эгоизма и всерьез задуматься о проблемах будущего или проблемах других людей. Философия буддизма, как и большинства других религиозных течений, пронизана идеей заботы. Но как эту идею можно донести до каждого отдельного человека?


– Главное, что необходимо сделать – рассказать молодым людям о том, что изолированный, обособленный образ жизни нежизнеспособен, невозможен. Человек может вести нормальный образ жизни только в том случае, если он заботится об окружающих людях и о мире, в котором мы живем. Тогда мы ведем устойчивый и жизнеспособный образ жизни. Об этом можно рассказывать даже детям. Я работаю с множеством молодых людей и среди них часто встречаю тех, кому близка идея заботы. Мне встречаются молодые люди, которые направляют весь свой творческий потенциал, на то, чтобы улучшить наш мир и помочь другим людям. Каждому из нас очень важно понять, каким мы видим мир, какой мы представляем себе жизнь и какой бы хотели ее видеть.

– В последнее время, эксперты утверждают, что одно из главных негативных качеств современной молодежи – жестокость. Что Вы думаете об этой проблеме, каковы пути ее решения?


– Жестокость существовала всегда, на всем протяжении истории человечества. Я думаю, противостоять этому можно, только если взращивать в человеческих сердцах доброту, сострадание, способность сочувствовать. Если бы мы могли ввести в существующую систему образования те занятия, которые способствовали бы прививанию ребенку сочувствия и эмпатии, это было бы замечательно. Еще один большой плюс, что наш мозг можно программировать, но когда мы его программируем, нужно быть осторожными.

– Но ведь посредством программирования можно подчинить человека чужой воле, разве это есть плюс, а не минус? Это ведь несвобода? И как тогда программирование мозга соотносится с идеей свободы в буддизме?

– Есть разница между мифом о свободе и настоящей свободой.

– Тогда что представляет собой настоящая свобода?

– Когда мы говорим о свободе, я обычно повторяю, что свобода – это самопознание. Чем лучше ты себя знаешь, тем легче тебе запрограммировать те условия, в которых ты живешь…

– Следовательно, речь идет о самопрограммировании, а не о программировании сознания других людей?

– Зачем нам программировать других? Это было бы глупо. К тому же, не поймите меня превратно, программирование в моем понимании не связанно с ограничениями, за пределы которых человек не в состоянии выйти, я веду речь о тренировке и развитии. Каждый из нас умеет бегать, но если мы хотим стать бегуном, то надо бегать постоянно.

– Мне понравилась ваша идея о включении в школьную программу факультативных занятий, которые были бы направлены на то, чтоб призвать молодых людей задуматься о смысле жизни, доброте, заботе, сострадании. Но если это будут религиозные занятия, они не смогут охватывать всю аудиторию учащихся, так как в России соседствуют представители различных конфессий. Кроме того, на примере практики факультативов и обязательных занятий «Основ православной культуры» можно проследить, что такие проекты иногда вызывают протест со стороны учащихся и их родителей. Могут ли такие занятия не иметь религиозной окраски?

– Я вообще не связываю такие образовательные программы с какой бы то ни было религией. Говоря о необходимости раскрытия эмпатии, сочувствия, сострадания, я отталкиваюсь от общечеловеческих ценностей, а не от учения той или иной религии.

– В какой форме могут преподаваться эти знания?

– Это могут быть просто беседы. Хотя то над чем мы работаем, – полностью прописанные учебные программы, у которых есть цели, задачи, они предполагают взаимодействие между учениками и работу в команде.

– Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас желание развивать педагогическую деятельность Центра в России?

– Да, у меня есть надежда на то, что однажды это сможет произойти. Но пока мы еще не обсуждали данный вопрос. Конечно, миру необходимо больше добрых, сострадательных людей и больше хороших лидеров.

– Я благодарю Вас за содержательный разговор и в заключение беседы предлагаю Вам высказать свои пожелания в адрес российской молодежи.

– Конечно же, изменений в лучшую сторону. Старайтесь быть собой. А чтобы быть собой, надо сначала себя познать. Познать, кто ты на самом деле. Старайтесь не подражать другим, так как каждый из вас уникален и главная задача – открыть в себе эту уникальность. А чтобы облегчить дорогу к самопознанию, можно просто ответить себе на два простых вопроса: «Кто ты сейчас?» И «Кем бы ты хотел стать, если представишь себе, что на тебя не давит общество, друзья, коллеги и так далее. Кем бы хотел стать именно ты сам, по своей воле?».

Южный регион
Июнь, 2013


Видео по теме:




Воспитание ума и сердца. Лекция в Калмыцком государственном университете
29 апреля 2013 г. Элиста, Калмыкия
Видео: Константин Мамышев
Перевод: Юлия Жиронкина