Сохраним Тибет > В рамках "экспериментальной" практики в тибетских регионах разрешено открыто почитать Далай-ламу

В рамках "экспериментальной" практики в тибетских регионах разрешено открыто почитать Далай-ламу


28 июня 2013. Разместил: savetibet
В рамках "экспериментальной" практики в тибетских регионах разрешено открыто почитать Далай-ламу
Тайная комната одного из тибетцев в Лхасе,
где он восстанавливает разбитые борцами с религией
статуи Чже Цонкапы. Фото 2004 г.
По сообщениям с мест, в регионах исторического Тибета внедряется новая “экспериментальная” практика, в рамках которой разрешается открыто почитать Далай-ламу как религиозного лидера, но без “политических” аспектов. И что очень важно, упраздняется оставшаяся от маоистского прошлого система перевоспитания с ее многочасовыми сеансами 'самокритики перед товарищами'.

Как рассказал радио Free Asia (RFA) житель округа Карцзе (кит. Ганьцзы-тибетский автономный округ, провинция Сычуань), здесь “объявили, что можно выставлять фотографии Далай-ламы и его нельзя критиковать [нехорошими] прозвищами”. По словам этого источника, “подобные объявления будут сделаны во всех монастырях Карцзе”.

“[Теперь] нет никаких указаний руководства критиковать Далай-ламу”, - сообщил тибетец из соседней провинции Цинхай, добавив, что 14 июня инструктор политучебы Цинхайского буддистского института в монастыре Кумбум Цепа Топден (Tsepa Topden) объявил: “Буддисты могут верить в Далай-ламу и выражать ему почтение”. “Но в то же время за ним нельзя следовать в политических вопросах, надо постоянно разделять религию и политику”, - процитировал преподавателя партийной идеологии собеседник RFA.

В объявлениях о внедрении “экспериментальных” мер прежняя система “патриотического перевоспитания”, в рамках которой монахов и монахинь принуждали критиковать духовного лидера по партийным брошюрам, называется "неправильной". “С настоящего момента всем буддистам не нужно критиковать Далай-ламу”, - заключил собеседник RFA.

Подобное объявление прозвучало на совещании с участием “лам, монахов и прочих [работников]”, прошедшем 19 июня в уезде Цигортханг (кит. Синхай) провинции Цинхай. Двое тибетских чиновников зачитали документ правительства, по которому “отныне можно выставлять фотографии Далай-ламы и никому не позволено критиковать его с употреблением прозвищ”.

Монахам монастыря Ганден в Лхасе также объявили об отмене 17-летнего запрета на демонстрацию портретов Далай-ламы, говорится в пресс-релизе организации Free Tibet, выпущенном в Лондоне 27 июня. “Почтение и преданность тибетцев по отношению к Далай-ламе едва ли сравнима с чем-то в общинах мира, и если эти меры распространяются за пределы отдельного монастыря, как показывают другие сообщения, это будет иметь огромное значение для тибетского народа, - подчеркивает директор Free Tibet Элеанор Бирн-Розенгрен (Eleanor Byrne-Rosengren). – Однако эти сообщения остаются неподтвержденными и в нынешних условиях было бы неуместно рассуждать о влиянии этих мер на политику Китая в Тибете. Перемены на местном уровне легко могут отменить”.

Хотя еще нет официальных подтверждений этих значимых перемен, сказал в интервью RFA эксперт по Тибету в Колумбийском университете Роберт Барнетт, “они соответствуют реальному положению вещей: политика в Тибете застыла на 20 лет после того, как в 1990-х Ху Цзиньтао был переведен с поста [партбосса] Лхасы в центральное руководство”. “Для бюрократов в тибетских местах это означает, что наступает иная эпоха, и кое-кто получил разрешение испытать [новые] меры в двух-трех местах”, - полагает он.

“Имеются сведения и о других важных переменах, в частности, о прекращении очернения Далай-ламы”, добавил эксперт. Хотя еще “преждевременно говорить” о распространении новой практики в других местах, отметил Барнетт, "впечатляет тот факт, что эти сообщения совпадают с критикой политики в Тибете в эпоху [экс-лидера] Ху Цзиньтао со стороны влиятельных специалистов в Пекине".

Речь идет о комментариях, с которыми выступила в интервью гонконгскому журналу Asia Weekly заведующая отделением этнических и религиозных исследований Центральной партийной школы Цзинь Вэй (Jin Wei). Подобные инициативы едва ли могли быть выражены без поддержки сверху. Она даже обвинила бывших партбоссов Тибета в “отклонениях от практики, [принятой] в религиозных делах”, что и стало, по ее словам, “предвестием накопившихся сегодня проблем”.

Ее анализ ситуации, хотя и выраженный в терминах партийной ортодоксии, похож на то, о чем говорят многие зарубежные обозреватели, пишет журнал Economist. По ее мнению, демонизируя Далай-ламу и рассматривая любое выражение тибетской культуры как потенциально подрывную деятельность, партия обратила против себя даже тех тибетцев, кто симпатизировал ее целям. Борьба переросла из “противоречий между центральным правительством и сепаратистской кликой Далай-ламы в межэтнический конфликт между ханьцами и тибетцами”.

Она говорит, что нужно возобновить переговоры с представителями Далай-ламы, прервавшиеся после девяти бесплодных раундов в 2010 году, но вначале следует сосредоточиться на “легких” вопросах, оставив в стороне споры о статусе Тибета. Пекин должен пригласить Далай-ламу в Гонконг или Макао, чтобы со временем разрешить ему вернуться в Тибет. И надо попытаться разрядить кризис, связанный с его кончиной, согласовав с ним выбор реинкарнации в границах Китая. Иначе Китай рискует столкнуться с “двумя реинкарнациями” - одобренной в Пекине и признанной в изгнании, причем большинство тибетцев наверняка будет почитать последнюю.

Ее предложения не основываются на понимании того, что тибетцы живут в условиях массовых нарушений прав человека и "режима устоявшейся несправедливости", подчеркнул эксперт по Тибету в университете штата Индиана Эллиот Сперлинг. В интервью RFA он также сказал, что в населенных тибетцами регионах за пределами Тибетского автономного района уже есть "неявное понимание", что разрешается выставлять фотографии Далай-ламы, "если нет других публичных политических действий". "Многие туристы это замечали", - напомнил он.

Эксперты и обозреватели указывают, что одновременно с этими инициативами в Тибете продолжается внедрение новых систем слежки, как, например, регистрация пользователей "по реальным именам", о которой на днях официально сообщалось из Лхасы.

Валерий Никольский